Студенческая молодежь. Проблемы и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг.

Вложенные файлы: 1 файл

Студенческая молодежь . Проблемы и особенности.docx

— 201.88 Кб (Скачать файл)

В-четвертых,

в социокультурных ценностях молодежи наблюдается приоритет потребительских ориентации над креативными. Так, по результатам социологических исследований среди студентов вузов, потребление в рамках художественной культуры заметно преобладает над их креативными устремлениями в социокуль-турной деятельности. В среднем, свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая, главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый десятый (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом.

В-пятых,

продолжается "вестернизация" (американизация) социокультурных потребностей и интересов белорусской молодежи. Ценности отечественной культуры "...вытесняются схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов "американского образа жизни", в его самом примитивном и облегченном воспроизведении". Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется "негативный лидер" - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.

В-шестых,

вестернизацией массового молодежного сознания во многом обусловливается отсутствие в ее ценностях этнокультурной самоидентификации. Эта черта особенно присуща белорусской молодежи. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются "...либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует". В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры, разрывом и даже противостоянием различных типов культур, существующих в нашем обществе. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимаются большей частью молодежи как анахронизм. Одним из наиболее характерных проявлений ослабления нашей культурно-исторической памяти является вырождение белорусского языка. Лингвистическая культура современной молодежи, испытывающая мощное англоязычное влияние, в значительной мере обедняется также за счет примитивизации и слога, и лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Между тем язык всегда был и остается генетической памятью народа. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава

Проблемы студенческой молодежи

Опросив 1875 молодых людей и использовав богатейшую базу исследований прошлых лет, социологи Научно-исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем студенческой молодежи. Это преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и родина… Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных «измерениях» и сопряжены, в первую очередь, с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее страны. 
Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью – это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. 
Большинство молодых людей (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности – один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем.

Другой комплекс проблем - жизненные  перспективы молодого поколения. 
Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи.

Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».

Несмотря на то, что у многих представителей молодежи живы воспоминания о советских временах, мышление этих людей демократически ориентировано, утверждает исследование. Гражданские  и политические права и свободы  – важнейшая часть жизни общества, и в первую очередь, их молодежь ценит  превыше всего. Если свободы существуют лишь номинально, молодые чувствуют  себя крайне ущемленными, так как  меньше всего хотят становиться  объектом манипуляции и произвола. И молодые люди, опровергая обвинения  в социальной апатичности и бездеятельности, уже скоро собираются взять в  свои руки управление общественно-политическими  процессами: 54 % молодых считают себя главным фактором развития общества и движущей силой прогресса.[9]

Я рассмотрю в моем реферате наиболее важные, по моему мнению, проблемы студентов.

 

 

Молодежь и  социальное неравенство

По моему мнению, истоками всех проблем является социальное неравенство. С этим человек сталкивается с  самого своего рождения. Двор, детский  сад и самое настоящее испытание-это  школа. Там большое значение имеет, в чем ты одет, какой телефон, сколько  у тебя денег….

По телевизору сейчас показывают очень  много передач. Как группой собираются школьники, выбирают самого слабого  и избивают его. Все происходящее снимают на мобильный телефон  и выкладывают в Интернет. Жестоко…. Но это реальность. И наш город не исключение.

В реальном мире молодые люди находятся  в тяжелых жизненных условиях: жесткой конкуренции, экономические, имущественные, социальные проблемы. Из-за этого молодежь разбивается на группы, интересы которых чаще всего не просто противоречат друг другу, а даже враждебны.

 

Эта ситуация классового расслоения - типична для капиталистического общества.  Из этого можем сделать  вывод, что социальное расслоение не уменьшается, а нарастает (это стали  признавать даже высшие чиновники). Бедность – влечет за собой множество проблем. Не только невозможность полноценного развития - физического, интеллектуального, эстетического, но и невозможность  получить хорошее образование, так  как все платное, а так же недоступность  к эффективной медицине. [10]

Определенное поведение, диктуемое  занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные  точки зрения молодых людей разного  социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления — вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них.

Практически каждый второй студент (в  эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу.

Круг предлагаемых работ не так  уж и велик. Но оказавшись в положении  самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь. 
Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже — одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.[11]

Отсутствие связи между уровнем  образования и размером доходов  молодежи уже давно и четко  усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов  деятельности, развивает способность  приспосабливаться к жизни. Однако тут же возникает другая проблема — невостребованность достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения. Каждый третий безработный — молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей. Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие этих процессов, происходит духовная и профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит криминальный бизнес. [12]

Как известно, снижение статуса в  одной из сфер часто провоцирует  нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев  не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. 
Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

 

Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия  наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо  поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.

В Беларуси на официальном учете  в наркодиспансерах сегодня состоит почти 4 тысячи человек ( по данным 2001 года). Международная практика доказывает, что эту цифру можно смело умножать на 10. Так что реально у нас 40 тысяч наркоманов - точнее, тех, кто "плотно сидит на игле". А сколько тех, кто в это время приступает к ознакомлению с порочным пристрастием? Причем увеличивается и сила употребляемых наркотиков. Несмотря на то, что по-прежнему любимым по причине относительной дешевизны остается опиум (его употребляют порядка 78% белорусских наркоманов), 5 лет назад гашиш и марихуана получили более широкое распространение, а сегодня возрастает употребление кокаина и героина. На дискотеках и в ночных клубах молодежь отдает предпочтение синтетическому наркотику амфетамину.

Оказалось, что в сравнении с 1990 годом распространение употребления наркотиков возросло в 6,6 раз, а количество больных наркоманией - в 1,7 раз (опять  же надо понимать, что это только надводная часть айсберга - официальная  статистика). По регионам на первом месте  Минская область, основной процент  здесь дает конечно, Светлогорск, затем - Минск. А по темпам выявления, что значит, скорее всего, и по темпам распространения, на первое место в прошлом году вышла Могилевская область. [13]

 

Как сообщил В.Максимчук (главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси) в Беларуси продолжается рост числа наркопотребителей. За последние 10 лет число потребителей наркотических средств увеличилось в 4,2 раза. В настоящее время на учете в наркологической службе состоит около 11 тыс. человек, включая группу профилактического учета. Среди них — 84% мужчины и 16% — женщины. Большинство потребителей наркотиков — это молодые люди, 9% от общего числа наркопотребителей принадлежат к возрастной группе до 19 лет, 34% — свыше 35 лет. (данные за 2007 год) [14].

Проблемы студенческой молодежи 
Проблема  брака и рождаемости

 

На сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев  являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни. Студенческая молодежь не отказывается от брака  в общепринятом понимании этого  понятия, но отказывается своевременно и официально его регистрировать, что влияет на ее репродуктивное поведение. Повысить уровень брачности, рождаемости  и интерес к семейным ценностям  среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом  развитии страны.

Проблема изучения молодежных семей  в связи с острым ухудшением демографической  ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в  замещении уходящих поколений и  воспроизводстве социально-демократической  структуры общества.

В последние десятилетия четко  просматриваются негативные тенденции  в брачно-семейных отношениях среди  молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом  в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия  среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным  связям. В литературе этот факт расценивается  как "свидетельство изменения  социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как  неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом" [15].

Социологические исследования, проведенные  в конце XX века, показывают, что такая  форма брака, как сожительство, с  каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи: около 60% опрошенных студентов допускают  возможность сексуальных внебрачных отношений, если между партнерами установились "тесные духовные отношения" [16]. Однако, несмотря на отмеченный выше рост положительного отношения студенческой молодежи к внебрачным формам связей (оправдывали их в 1964 году - 45,0%, а в 1995 году - 70,0% опрошенных студентов) [17], все же приоритетными в студенческих кругах остаются юридически оформленные браки. Судя по проведенному нами опросу, 61% студентов состоят в юридически оформленном, а 39% - фактическом союзе.

В последние  годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым  этапом жизненного цикла семьи, который  непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это  тем, что уже несколько десятилетий  наблюдается ранее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений  в трансляции соответствующих ориентации в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи [18].

Информация о работе Студенческая молодежь. Проблемы и особенности