Субъективная социология П.Л. Лаврова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:46, реферат

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать процесс становления субъективной социологии П.Л. Лаврова в России и охарактеризовать основных представителей этого направления.
Задачи исследования:
дать определение понятию «субъективная социология»;
рассмотреть становление субъективной социологии в России;
проанализировать позицию П.Л.Лаврова;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, субъективное направление возникло в русской социологии в конце 60-х годов XIX в. и существовало до Октябрьской революции, пройдя за это время значительную эволюцию. Главнейшими вехами ее развития были: 70-е годы, 80-90-е годы и период с конца 90-х годов до 1917г.

На начальном этапе становления социологии в России (60—80-е годы XIX в.) развивались одновременно два направления — объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в.

Основные компоненты социологической теории Лаврова : обоснование субъективного метода в социологии и определение на этой основе предмета последней; теория факторов общественного развития; вытекающая из нее оригинальная теория прогресса и роль личности в истории.

При определении предмета социологии и установлении ее места в системе существующих наук он опирался на тезис О. Конта о необходимости создать позитивную, опытную науку об обществе. Критикуя объективный метод в социологии, он выступал за последовательное применение субъективного метода. Естественнонаучный метод — в основном объективный метод. Социологический, по его мнению, должен быть субъективным методом. Необходимость использовать субъективный метод в социологии обосновывалась следующим образом: основная единица общества — не класс, группа или коллектив, а личность. На социальную деятельность личности влияют субъективные помыслы и цели, а не разные внешние факторы. Данные субъективные помыслы и цели непознаваемы объективными методами. Субъект познания (социолог) может изучать личность, только используя принцип «сопереживания», когда, по словам Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого».

Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, ставить себя на место другого. Как писал Михайловский: «...Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не различится с ним, т.е. войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами». Лавров считал, что необходимо встать на место страждущих и нуждающихся, а не занимать место беспристрастного наблюдателя.

 

Список литератур

 

  1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестн. Моcк. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005, № 4. – С.45-49.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России /Под ред. В.А.Ядова. М.,2008-б. – С.54-62.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 2004. – С.182.
  4. История теоретической социологии. М., 2010. – 264 с.
  5. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934. Т.1. – 178 с.
  6. Лавров, П.Л., Философия и социология. // Избранные произведения В 2-х т. – Т.2. – 327 с.

 


 



Информация о работе Субъективная социология П.Л. Лаврова