Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:39, доклад
Кризисные социально-экономические процессы в нашей стране оказали негативное влияние на положение женщин. Резко снижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до перестройки; общество пришло к социальной дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Много профессий и рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями, а престиж и оплата труда невелики. Большую часть безработных в России составляют женщины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.
Социальный статус женщины как представительницы пола следует отличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек в определенной группе, в семье, как он оценивается с точки зрения общих человеческих качеств. Следовательно, с одной стороны, женщина занимает определенное место в общественной иерархии, с другой — является матерью, женой, руководителем, профессионалом в конкретной сфере. Поэтому это понятие тесно связано с понятием «социальная роль», представляющим динамическую сторону, функцию социального статуса.
Личность, наделенная определенными индивидуальными качествами, выступает не как механическое звено социальной системы, хотя эта система и действует на личность[2].
Таким образом, человек не только объект воздействия окружающего мира, но и субъект — созидательная сила, влияющая на состояние окружающей среды, общества и мышления в соответствии с целями, обеспечивающими полную социальную жизнь.
Общество, в котором находится женщина, представляет собой обособленную от природы часть материального мира, включающую формы и способы объединения, взаимодействия людей, находящихся в многосторонней зависимости друг от друга. Иными словами, общество — это взаимодействие людей при определенных экономических, социальных и духовных условиях. Оно складывается ради определенных целей. Общество — это система социальных институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Они регулируют конфликты, развитие культуры, гарантируют эволюцию и саморазвитие.
Общество — динамичная система, означающая постоянное развитие подсистем (экономической, социальной, политической и др.), каждая из которых представляет сложное образование. Человек входит в общество через коллектив (научный, производственный, школьный и др.).
Общество может меняться быстро или медленно в зависимости от общественного прогресса, существующей идеологии и проводимой политики.
Все это сказывается на социальном статусе женщины.
1.2. Место женщины в современном обществе РФ
Вторая половина XX века исследователями характеризуется как «женская революция». На Западе и в США были закреплены права женщин на труд и оплату своего труда, образование. Растет число женщин, занятых в сфере управления. В ряде стран женщина стала политической силой, с которой приходится считаться. Постоянно растет ее активность. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.
Есть два подхода к изучению проблемы социального статуса женщин. Первый — упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания, и второй — научно-социологический, исследующий крупные социальные общности, отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии, многоролевыми функциями, целостностью, устойчивостью в структуре общества.
Эти исследования позволяют сделать вывод, что женщины еще не активизировались, широкое социальное пространство ими пока еще не освоено.
Второй подход требует анализа деятельности женщин во всех сферах (экономической, политической, социальной, духовной) жизни.
Установлено на официальном уровне,
что в ходе формирования рынка
труда нарастают
Участие женщины в политике воспринимается большей частью мужского населения негативно. Однако в эпоху крупных исторических перемен, политических, экономических и социальных кризисов женщины нередко выступали и выступают в роли инициаторов общественного движения. Они не дублируют мужчин в своих действиях, но, несомненно, оказывают влияние на их поведение, взгляды, оценки, побуждая к активным действиям.
Женщина должна быть не объектом политики, а ее субъектом, способным создавать свои формы самореализации (формальные и неформальные), создавать и утверждать нежесткие структуры. Женщина утверждает себя как личность в разных формах социального функционирования, в том числе через развивающееся женское движение, обладающее относительной самостоятельностью.
К сожалению, это движение не имеет достаточной научной базы, исследования поверхностны и не располагают обоснованными рекомендациями для его совершенствования.
Довольно часто женщин обвиняют в консерватизме, излишне разумной уверенности в своих действиях против экстремизма. Женщина отличается терпимостью, снисходительностью, меньшей безапеляционностью и жесткостью оценок. Женщины выступают за эволюционное развитие общества, а не за революционное, которое исторически себя показало не с лучшей стороны.
Достижение равенства возможнос
Таким образом, в современной России сохраняются диспропорции и в сфере принятия политических решений, и в сфере их реализации. Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности значительной части населения, каковой являются женщины.
Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни.
Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена отчасти негативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни. Именно мужчины пользуются в обществе значительными привилегиями. Однако существует и иная точка зрения.
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинять всех мужчин в том, что в обществе существует дискриминация в отношении женщин. «Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которых есть разные личности».
Такая оценка, по мнению автора, объясняется тем, что мужчины — и жертвы, и заложники той власти и форм ее применения, историческое становление большинства которых шло в соответствии с требованиями эволюции «силовой» цивилизации.
В то же время Н.А. Шведова ссылается на то, что все общественно-политические институты и структуры создавались на протяжении веков мужчинами. Они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальном статусе женщин.
Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.
Взаимное внимание и поддержка способствовали бы, как справедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.
Таким образом, женщина в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав[3].
2. Социальные проблемы женщин
Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и т.д. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиям оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Понимание тендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения. С таких позиций изучение и разрешение социальных проблем индивида независимо от его половой принадлежности не оправдывают себя. Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль, однако в силу ряда причин в этом направлении и в стране, и во всем мире делаются только первые шаги. В то же время социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.
Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, с первых этапов существования человечества обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны, представляла большую опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому в патриархальных обществах сложилась своеобразная феминофобия — страх перед женщинами и недоброжелательное отношение к ним[4].
Кроме того, подчиненная роль женщин в полоролевом разделении труда, невозможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей средствами к существованию способствовали укоренению представлений об их неполноценности, необходимости главенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин исключительно семейным кругом, «естественном биологическом предназначении» женщины.
К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений многие наши соотечественники начинают понимать только в том случае, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном биологическом предназначении» на мужчин и с удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в этом контексте сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.
Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.
Трудовая, внедомашняя занятость женщин — не ошибка исторического развития нашей страны, как, к сожалению, нередко приходится слышать, и не каприз женщин, не желающих выполнять семейные обязанности. Этот объективный процесс неразрывно связан с индустриализацией, развитием производства и в конечном счете является одним из критериев перехода от традиционного к модернизированному обществу. Индустриальная и постиндустриальная эпохи, появление новых сфер занятости, требующих от работников не наличия физической силы, а ловкости, внимательности, обученности, с одной стороны, создали потребность в женской, сравнительно дешевой, рабочей силе и, с другой стороны, впервые предоставили женщинам возможность самостоятельно обеспечивать себя и своих детей средствами к существованию, используя социально одобряемые способы. Женская внедомашняя занятость получает все большее распространение и становится массовым явлением по мере перехода той или иной страны от традиционных способов ведения хозяйства к промышленному производству и институциональным услугам. В развивающихся странах доля женщин, работающих вне дома, также быстро растет — как правило, после нескольких лет перерыва, вызванного рождением ребенка, женщина вновь возвращается на работу.
Часто общество, ранее не одобрявшее работу женщин вне дома, меняет свое отношение к этому в связи с крупными социальными потрясениями: так, широкое участие женщин в производстве в западном обществе стало допустимым и привычным во время второй мировой войны и продолжилось по ее окончании[5].
К сожалению, оборотной стороной подобного объективного и, безусловно, прогрессивного процесса стала «двойная занятость», женщины — на работе и дома, ибо в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу за домочадцами, воспитанию детей. Только в наиболее демократически развитых обществах намечаются изменения подобной традиции в пользу женщин.
Интеллектуализация труда, появление
новых высокотехнологичных
Изменяется отношение к детям и деторождению — сфера, которая наиболее ревностно охранялась традициями, религией и психологическими стереотипами. Прежде деторождение осуществлялось на уровне «естественной фертильности», т.е. каждая семейная пара должна была производить на свет столько детей, «сколько бог послал», сколько определялось ее биологическими и физическими кондициями. Предотвращение беременности или ее искусственное прерывание осуждались и преследовались властью и религией. Это оправдывалось рядом социальных условий, в частности высоким уровнем младенческой и детской смертности, уничтожением как детского, так и взрослого населения во время войн, эпидемий и периодического голода, а также тем, что наличие детей в семье было своего рода социальной гарантией обеспечения родителей в старости.
Снижение общей и детской смертности, развитие здравоохранения, ликвидировавшего основные причины массовых эпидемий, появление внесемейных форм социального обеспечения, при которых заботу о престарелых в той или иной форме берет на себя общество, — все это привело к снижению потребности в детях, возможности перехода от естественной фертильности к последовательному регулированию рождаемости. Меняется прокреативная этика, т.е. представление о том, что является благом или злом в сфере деторождения: если прежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в первую очередь их «качество», т.е. способность к социальному функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных успехов. Высокие требования предъявляются к образованию детей, без которого их полноценное участие в жизни общества невозможно.
Информация о работе Сущность и основные формы социальной работы с женщинами