Сущность понятия технология и технологический процесс социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:47, реферат

Краткое описание

В сущности, социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами со­циальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 3
1.1 Специфика социальных технологий в социальной работе 4
1.2 Технологии социальной работы как учебной дисциплины 5
1.3 Технологии социальной работы как вид профессиональной деятельности 6
2. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
2.1 Содержание технологического процесса 9
2.2 Замкнутый цикл технологического процесса в этапах 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность понятия технология и технологический процесс социальной работы..docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие  в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые  активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения  социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно  сформулирована, то это, во-первых, позволяет  осуществлять поиск недостающей  информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а, следовательно, и эффективность социальной работы

Социальное  противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является, прежде всего, результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

Личностная  проблема — это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

2.2 Замкнутый  цикл технологического процесса  в этапах

1. Предварительный  этап. На этом  этапе осуществляются операции  выявления, оценки и ранжирования  проблемы, выяснения совокупности  факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор  социальной работы настраивается  на ее решение, мобилизуя свой  интеллектуальный, морально-психологический  и профессиональный потенциал. Одновременно  уточняются критерии действенности  и эффективности деятельности  социальных служб при решении  обозначенной конкретной социальной  проблемы. При этом критерии оценки  успеха действий социальных служб  и специалистов могут отражаться  в постановке и формулировании  цели и конкретных задач социальной  работы.

2. Этап целеполагания. На этом  этапе осуществляется первичное  формулирование целевой установки  деятельности специалистов и  организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных  средств и способов ее достижения, определяет направления поиска  дополнительных источников информации  об условиях и социальной среде  жизнедеятельности клиентов. В целевой  установке находит выражение  замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

3. Этап обработки  информации. На  этом этапе технологического  процесса идет поиск дополнительных  источников информации, сбор и  систематизация информации, ее анализ  и обобщение. Выводы, вытекающие  из результатов аналитической  работы, составляют содержательную  базу для уточнения цели и  задач, для выработки программы  действий, определения содержания, организационных форм и методов  социальной работы.

4. Этап процедурно-организационной  работы. На этом этапе осуществляется  последовательная реализация намеченных  программой мер социального воздействия  конкретными исполнителями в  обозначенное время и сроки, сопоставление  и соизмерение результатов с  критериями успешности социальной  работы.

5. Контрольно-аналитический  этап  работы. Это завершающий этап  технологического цикла, на котором  организаторы социальной работы  анализируют итоги деятельности  специалистов, выявляют факторы, способствовавшие  положительному разрешению социальных  проблем, выясняют причины, мешавшие  успешному решению задач социальной  работы, и намечают пути устранения  этих причин в дальнейшем. Таковы  основные этапы технологического  процесса социальной работы.

Как и любой вид деятельности, технологический  процесс социальной работы требует  постоянного совершенствования.

 

Заключение

В заключение следует отметить, что при разработке, апробации и внедрении технологий социальной работы в практику целесообразно исходить не только из потребностей узкопрофессиональной направленности социальной работы, но из стратегически перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и общества в целом.

Целью этого паритетного состояния должно быть улучшение уровня жизни, установление взаимовыгодного взаимодействия между человеком и обществом. Одной из основных задач на современном этапе является внедрение инновационных технологий социальной работы, направленных на «преобразование» клиента социальной работы в субъекта социального взаимодействия со специалистом. Субъект должен стать активным помощником социального работника в преодолении той трудной жизненной ситуации, в которой оказался клиент.

 

 

Список литературы

1. Социальные технологии в современном мире. Иванов В.Н. Москва, 1996г.

2. Социальная работа. Под ред. Курбатова В.И. – Р/Дон, 1999г.

3. Социальные технологии. Толковый словарь. Москва — Белград, 1995г.

4. Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. Москва, 1999г.

5. Технологии социальной работы. Учебник под редакцией  Е.И.Холостовой. Москва, 2001г.

6. Толковый словарь по социальным технологиям. Москва, 1994г.

7. Энциклопедический социологический словарь. Москва, 1995г.

 

 

 


Информация о работе Сущность понятия технология и технологический процесс социальной работы