Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:39, курсовая работа
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной
дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.
Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми,
над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и
угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и
бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два
государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут
вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим
идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком
обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно
быть иным.
способной к самоорганизации и революционному действию, а во - вторых,
признание в какой-то мере неизбежности и “естественности” такого резкого
неравенства. В результате пришлось бы пересматривать коренным образом взгляды
на роль и характер классовой борьбы.
Но элитаристский подход направляется против демократического парламентаризма.
Он вообще по природе своей
предполагает правление
самостоятельных граждан, достаточно организованных для реализации
собственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к любым
попыткам элитарного правления относятся довольно холодно.
Многочисленные подходы к
группы- властные и меритократические. В соответствии с первыми, элитой
являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью, а в
соответствии со вторыми - те, кто обладают некими особыми достоинствами и
личными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет.
В последнем случае элита выделяется по талантам и заслугам . Иногда властные
и меритократические подходы
Парето”. ( Хотя первый подход может быть с не меньшим успехом назван “линией
Моска” или “линией Миллса”.)
Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие высшими
властными позициями или высшей формальной властью в организациях и
институтах. Другая группа относит
к элите харизматических
вдохновленных, способных к лидерству, представителей творческого меньшинства.
В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и
функциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения
структурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностные
позиции в рассматриваемых институтах ( министры, директора, военноначальники
)
Те же, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более
трудную задачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии
общественно важных решений ( многие представители этих групп, понятно, могут
не занимать сколь - либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).
Остановимся коротко на позициях классиков властного и меритократического
подходов.
4. Социальная мобильность.
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в
1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and Fluctuation”.
Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или
социального обьекта ( ценности ) т.е. всего того , что создано или
модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в
другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и
вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением,
подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной
группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего
индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного
гражданства в другое, из одной семьи ( как мужа, так и жены ) в другую при
разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении
при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной
социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (
радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина ) в рамках одного
социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего
места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить
без каких -либо заметных изменений социального положения индивида или
социального объекта в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,
которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного
социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений
существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.
социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации
есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и
профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах.
Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида
из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими
индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на
уровень с уже существующими группами этого пласта. соответственно и
нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении
индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал;
другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении
ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В
первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором
- погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение
корабля, когда он разбивается вдребезги.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное
перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и
мобильность, диктуемая структурными изменениями ( например индустриализацией
и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит
количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к
квалификации и
наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории “белых
воротничков”, уменьшение абсолютной
численности
Степень индустриализации фактически
коррелирует с уровнем
как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в
профессиональных категориях низшего ранга.
Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под
влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего возрастает
социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок возникновению
большого числа новых
соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами для
индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым
позициям в ранжированной
социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном в следствие
количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т.е.
за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как
большой вес приобретает ориентация на достижение.
Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности
система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на
качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого
типа. В открытом обществе нет формальных
ограничений мобильности и
отсутствуют ненормальные.
Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности,
тем самым противостоит нестабильности.
Социальную мобильность
проблемы неравенства , ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное неравенство
усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности, функцией
которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание недовольства.
В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но
и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли
социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать
существующий порядок как
к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в
закрытом обществе часто оказываются те кто по образованию и способностям
более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, - из них и
формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия
общества приводят к конфликту в нем классов.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению
вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической
ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех,
кто снижает свое положение. Таким образом , те кто поднимаются в высшую
страту, менее консервативны, чем постоянные члены высшей страты. С другой
стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми, чем стабильные члены низшей
страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же
время динамизму открытого общества.
Динамика социальной стратификации в России
9О-е годы ХХ века, по всей видимости, войдут в историю России как эпоха трех
революций, или, возможно, трех стадий одной революции, жестко
предопределяющих друг друга. Первая, политическая, завершилась в августе 1991
года; вторая, экономическая, дает первые ощутимые плоды. Однако параллельно с
ней и обгоняя ее будет набирать ход третья - социальная революция, которая
станет реальностью очень
исходе тысячелетия.
Подобная расстановка
это злободневные темы, а злобой дня сегодня является задача "накормить
народ". Нет ничего очевиднее с точки зрения здравого смысла. Согласно
уверениям некоторых политиков, правительство может достаточно быстро
осуществить свои декларации: стабилизировать рынок, укрепить финансовую
систему и сбалансировать госбюджет. Исполнится сон реформаторов: народ будет
"накормлен" (то есть удовлетворит
критический минимум своих
так и не восстав.
Очевидно, однако, что за эту идиллию, по всей вероятности, стране придется
расплачиваться долго и
рыночное завтра, неминуемо чем-то отзовутся в нашей судьбе: будущее имеет
обыкновение жестоко мстить за легковесность, с которой решаются проблемы
настоящего.
Самым ужасным результатом реформ будет сокрушительный удар по социальной
структуре, унаследованной от советской эпохи. Эта структура оказалась
настолько стабильной и ударопрочной, что выдержала падение "реального
социализма"Падение
социальным конфликтам или катастрофам (о чем предупреждали некоторые
социологи) не в последнюю очередь и потому, что наиболее резкое расслоение
осуществлялось в советском обществе именно по признаку обладания властью.
Падение партократической элиты было сравнительно мягким, поскольку другие
признаки, расслаивающие общество индустриального типа (доход, обладание
собственностью, образование, профессия, социальный престиж и т.д.) в
советском обществе не были значимыми в той степени, которая с неиэбежностью
обуславливает жестко конфликтные отношения социальных страт.
Прочное сцепление разнородных слоев в советских условиях имело место не
только благодаря короткой социальной дистанции между ними, но и в силу такого
явления как определенная взаимоуравновешенность статусов: низкая зарплата и
абсолютное безвластие интеллигента обесценивали его высокий образовательный
ранг и относительную свободу в глазах рабочего, имевшего, по крайней мере,
более солидный доход, - что не позволяло подспудной недоброжелательности
перерасти в открытую ненависть. Напротив,
представитель умственного
компенсировал свое унижение сознанием престижности высшего образования и
интеллектуальной профессии, карьерными
перспективами и большей
распоряжения своим рабочим временем.
Иными словами: материальное положение не было доминирующим фактором
расслоения, противовесом ему служили не менее значимые - внеэкономические -
параметры.
Вот этим-то основаниям общественной интеграции сегодня на наших глазах
стремительно приходит конец. Переход контроля над собственностью от
государства к гражданам грозит пойти по самому худшему варианту: гигантская
часть национального продукта неудержимо поступает уже даже не в распоряжение,
а в легальную собственность новых и старых экономических элит, а
непропорционально малая течет сквозь пальцы большинства населения. Уровень
дохода становится главным параметром стратификации, не сбалансированным
никаким противовесом. Происходит выравнивание статусов по уровню дохода, а
это означает, что на смену высокоинтегрированной, устойчивой социальной
структуре грозит прийти наиболее нестабильная разновидность классового
общества.
Общество такого типа обречено постоянно балансировать на грани социальной
войны. Чем резче и одномернее социальное расслоение, тем выше заряд
Информация о работе Сущность социального неравенства и его причины