Сущность урбанизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:41, реферат

Краткое описание

XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов - "миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов и свыше 200 городов - миллионеров.
Урбанизация- процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

     Процесс реурбанизации в дальнейшем способствовал формированию городов как экономических субъектов, нежели социальных объектов, а также созданию политического курса и перспектив развития. Как бы то ни было, реурбанизация несла как приобретения, так и потери. Но, несмотря на некоторые проблемы, эта тенденция продолжалась во многих городах. Именно конец 1980-х и начало 1990-х можно считать началом нового витка развития европейских городов, их демографическим и экономическим "проторенессансом".

Недавний процесс экономических перемен предполагал, что основные столичные центры будут более динамичны в последующие годы. Но, тем не менее, нельзя забывать, что увеличившееся городское благосостояние разделялось между всеми группами населения города не обязательно одинаково. Анализ общих процессов экономических изменений часто подразумевает, что рост есть абсолютное благо, а снижение вред. Но на деле рост есть благо для некоторых, но не для всех. Современные трудовые рынки переживают нечто подобное периоду послевоенного бума, когда рабочие места и вакансии были разделены между группами (мужчин), обладавшими различными разноуровневыми трудовыми навыками.

 

                                                       

Научно-техническая революция в производстве означала исчезновение огромного числа "ручных" рабочих мест, тогда как рост, наблюдавшийся в производственной занятости, тяготел к привлечению специализированного, высококвалифицированного, нефизического труда.

В секторе обслуживания организация занятости происходила иначе. Возрастающее предложение профессиональных, организаторских и технических рабочих мест делало все более и более доступными хорошие условия работы и высокое жалованье квалифицированным рабочим среднего класса, в значительной степени мужчинам. С другой стороны, расширение потребительских и персональных услуг предлагало рабочие места, плохо оплачиваемые и часто сопровождающиеся риском для здоровья, для женщин и представителей этнических меньшинств. Результатом изменений, происходивших в производстве и секторе обслуживания, можно назвать сильную поляризацию в доходах, общей норме занятости и безопасности работы между различными группами трудящихся города.

Создание двойного трудового рынка, вызванного прогрессирующей эрозией рабочих мест среднего уровня, главный фактор усиления расслоения городов (Фаиштайн, Гордон и Харлое, 1992). Даже в тех городах, где вообще вопрос экономического "бума" является спорным, доступ к более безопасным, лучше оплачиваемым рабочим местам сектора обслуживания был сильно ограничен. Структурная безработица стала не просто особенностью традиционно слаборазвитых областей. Большинство потенциальных рабочих в наиболее развитых городах, будь они новые участники трудового рынка или опытные работники, потерявшие свои места, не имеют достаточного для сектора обслуживания уровня квалификации.

Поляризация доходов населения означала усиление социальной сегрегации. Домохозяйства, воспринявшие господствующую экономическую тенденцию, отметили, что их уровень жизни возрос, в то время как остальные оказались в убытке, образуя беднейшие слои общественного и частного секторов.

                                                        

Набирающая силу тенденция внутригородского расслоения, возвращающая наиболее богатые слои в город, была параллельна возрастающим процессам географической, а также экономической маргинализации наиболее зависимых социальных групп. Это явление особенно очевидно в отношении этнических меньшинств, перед которыми часто встают проблемы дискриминации и языкового барьера в получении рабочих мест и жилья. Продолжающийся процесс воссоединения семей и увеличения рождаемости среди этнических меньшинств угрожает усугублением их маргинального статуса, в том случае, если не будут найдены пути приобщения общин этнических меньшинств к господствующей экономической тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

Столица государства и ее значение

СТОЛИЦА - главный город государства, обычно место пребывания высших органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную административную единицу, для нее устанавливается особый порядок управления.         
    Значение столицы очень велико, она выступает символом национальной гордости у населения за свою страну. Вспомним вторую мировую войну: Ни шагу назад. Позади Москва.

Урбанизация и охрана окружающей среды.

Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за городской чертой.

Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию.

Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды" образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих осевшим в городе кочевникам.

Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его поставлять.

 К числу важнейших  проблем современности относится  обеспечение водой горожан и  промышленных предприятий и удаление  сточных вод. Серьезными проблемами  считаются вывоз мусора и утилизация  отходов человеческой деятельности.

                                                    

Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры.

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой приводит к вытеснению природных систем искусственным, загрязнению окружающей среды, повышению химической , физической и психологической нагрузки на организм человека.

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.

Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают сползать в море .

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные района и центры мировой урбанизации

На карте мировой урбанизации резко выделяются три основных региона США, Западная Европа, Япония; их дополняют довольно дисперсно распространённые по большинству районов крупнейшие центры, прежде всего с населением свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300). В последние два десятилетия эту картину несколько меняют быстрорастущие, достаточно мощные (хотя и менее включённые в мировые политические, экономические и культурные связи) городские агломерации в Восточной и Южной Азии, а также в странах Латинской Америки и меньше Африки. Это связано с высокими темпами роста и концентрации в них городского населения, упоминавшийся выше.

На пороге XXI в. отчётливо обнаруживается усиление юго-восточно-азиатского вектора в мировой урбанизации. Это связано, помимо известного феномена послевоенной Японии, со значительным увеличением во второй половине ХХ в. городской массы Китая, Индии и ряда прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.                                                                              

  Азиатский вектор в урбанизации мира находит отражение в быстром росте сверхкрупных городских агломераций с населением свыше 5 млн жителей в 1970-1990 гг. Особенно выразительно в этом отношении пополнение в списке агломераций с населением свыше 10 млн жителей по прогнозу на 2000 г. В него к концу нашего столетия должны войти Джакарта, Карачи, Дакка, Дели, Манила, Бангкок, Тяньцзинь и другие агломерации в Азии.

Демографы ООН выделяют города с населением 8 млн и более жителей как мегагорода (mega-cities). Эта группа сверхкрупных городских агломераций растёт за счёт развивающихся стран. В 1950 г. только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 г. к ним присоединились Токио и Шанхай,а в 1970 г. количество мегагородов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро).

 В середине 1994 г. на  развивающиеся страны приходилось  уже 16 из 22 мегагородов, а по прогнозам, в 2015 г. из 33 городов с населением 8 млн и более 27 (81,8%) будут находиться в развивающихся странах, при этом 21 в Азии.

Несмотря на значительное распространение концепции контрурбанизации известного американского географа-градоведа Б. Берри, получившей большой резонанс особенно как лозунг для нового направления региональных исследований, в целом в мире за счёт развивающихся стран в ХХ в. продолжается концентрация населения в сверхкрупных агломерациях свыше 1 и особенно свыше 10 млн жителей. Эта тенденция по прогнозам демографов ООН, сохранится и в начале XXI столетия.                                                

      В результате  разрастания и постепенного слияния  десятков соседних крупных городских  агломераций вдоль транспортных  магистралей во многих странах, прежде всего в упомянутых  выше трёх регионах мирового  масштаба, складываются обширные  урбанизированные зоны полосовидной  конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США. Её протяжённость около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона отсюда её название Босваш и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в США известный французский географ Жан Готманн дал ей название Мегалополис, ставшее затем нарицательным. Мегалополис (Мегаполь) в Древней Греции центр союза аркадских городов; он возник около 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений. Под таким же названием вышло его монографическое исследование в 1961 г. Население этой главной улицы Америки насчитывает около 50 млн человек (почти 20% всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипитс (Чикаго Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих Озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км,

а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде 40 млн). Самый молодой мегалополис страны Сансан находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трёх мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км); в её пределах сосредоточено 55% населения страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности.

Информация о работе Сущность урбанизации