Телевидение: модальность существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Тележурналисты и зрители воспринимают телевидение по-разному. Например, для первых важны такие понятия как «свобода слова», «независимость», кроме того, они воспринимают телевидение как определенную систему со своими закономерностями и целями. Зритель же воспринимает ТВ с точки зрения своего «жизненного пространства». Значительная часть граждан, по данным опросов не воспринимают проблему цензуры как значимую.

Вложенные файлы: 1 файл

Нами была проанализирована статья И.docx

— 61.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, одним из оснований ТВ-деятельности может быть избрана задача рефлек- сии об общей идентичности. Понятие общей идентичности (common identity) было введено американским ученым У. Уорнером, исследовавшим, посредством каких когнитивных про- цессов культура или - говоря шире - знания о культуре проникают в повседневную жизнь че- ловека и какие социально-психологические феномены сопровождают этот процесс. Люди об- ладают большим запасом культурных знаний (знаний о культуре), нежели используют в прак- тике повседневной жизни, и именно этот "незадействованный" ресурс конституирует систему социальных и личностных идентификаций индивида, процессы субъективной категоризации общества и способности к распознаванию социальных ролей. Общая идентичность не означа- ет унификации и единства, например, по образу идеологемы "советского человека". Она не строится на основании дихотомии "свой - чужой". В ее основе лежат представления о сущест- вовании множества разнообразных "других" - людей и общностей, не похожих на "меня", но связанных со "мной", с "моей" социальной группой общими, взаиморазделяемыми представле- ниями, намерениями, убеждениями.

Рассматривая  телевидение как форму социального  знания, следует обратиться к большо- му исследовательскому направлению, разрабатывающему проблемы социальной памяти и представлений об истории (folk history). Как писал Ле Гофф, в современную эпоху происходит экстериоризация индивидуальной памяти, при которой общая история и общая память стано- вятся контекстом и фоном фамильной, семейной памяти человека, его личной биографии [7]. Система медиа (телевидение, радио, печать) наряду с другими институтами и практиками (на- пример, праздники, награды, музеи, язык) является одним из важных элементов в системе ар- тикулмции социальной памяти. Таким образом, вторую задачу ТВ-деятельности можно обо- значить так: работа с процессами коллективной памяти - передача, сохранение, распознава- ние и реконструкция фреймов социальной памяти, ибо коллективная память организует не только пространство опыта, но и определяет горизонт экспектаций.

Коль скоро  речь идет о роли телевидения в  построении общей идентичности и  в процессах организации социальной памяти, следует указать на еще одну задачу, которая может стать предметом профессиональной деятельности ТВ-творцов. Это разметка поля самоутвержде- ния и самореализации, формирование такого образа будущего, относительно которого люди могли бы выстраивать собственные жизненные стратегии и одновременно - конструировать себя и свое будущее. Так, если я представляю себя руководителем фирмы, то я не только кон- струирую идею о себе, свой имидж, не только стремлюсь к обладанию необходимыми ресур- сами (образованием, средствами и т.д.), но и в конечном итоге конструирую социальную ре- альность в контексте своей судьбы. Как раз применительно к этой задаче находит свое вопло- щение референциальная функция телевидения.

Идентичность, социальная память, стратегии самореализации представляют собой три сущностно важные характеристики человеческой жизни, определяющие параметры личност- ной субъективной соотнесенности с обществом. Вместе с тем существует еще повседневная жизнь, в которой сходится и на протекание которой оказывает влияние вопросная триада; "Кто я?", "Откуда я?" и "Куда идти?". Субъективная оценка и переживание собственной по- вседневности могут быть чрезвычайно разными - от унылости и тягостности до насыщеннос- ти и "полноты жизни", и она неизменно управляет намерениями и мотивацией человека. В этой связи четвертую задачу телевидения можно обозначить как репрезентация пространства повседневности. С одной стороны, именно оно способно реализовывать задачу социального научения и адаптации, о чем говорилось выше. С другой стороны, телевидение способно наде- лять явления и феномены общественной жизни определенным статусом, значимостью, пре- стижем - свойственным или несвойственным, преувеличенным или преуменьшенным. Если оно рассказывает об обыденной жизни, например, фермера или премьер-министра, этот кусо- чек реальности начинает восприниматься в качестве объекта, достойного общего внимания: телевидение в силу сигнификационного ресурса обладает возможностями наделения социаль- ной значимостью тех или иных фактов, событий, явлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. См.: Кольцова О. Производство новостей: типы "влияний" на работу журналистов // Не- видимые грани социальной реальности. Труды. Выпуск 9 / Под ред. В. Воронкова, О. Па- ченкот, Е. Чикадзе. Санкт-Петербург, Центр независимых социологических исследова- ний, 2001.

 

2. См.: Кертман Г. События вокруг НТВ // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 014. (ht- tp://Wicmjii/map/pra Качкин А. Во- круг "шестой кнопки": "большие деньга" или "большая политика"? // Доминанты. Поле мнений.

2002. № 003. (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/ Пе-

трова Л. Новые события на НТВ // Доминанты. Поле мнений, 2003. № 005. (ht- tр:bd.fom.ru/mар/ргоjесts/dоminant2003/691_567/1459_585/5286_594).

 

3. Исследование "Телевидение сегодня" проведено Фондом "Общественное мнение" 10-14 апреля 2002 г. Массовый репрезентативный опрос населения России, проведенный по ме- сту жительства респондентов. Объем выборки - 1500 человек.

 

4. Эта теория разрабатывалась Джулианом Роттером, и одно из наиболее важных примене- ний ее связано с изучением того, как люди стремятся достичь лучших условий жизни, к какого рода поведенческим усилиям они прибегают, чтобы управлять или контролиро- вать ситуацию и свое окружение ради этой цели. См.: Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological monographs: General and ap- plied, 1966, V. 80. № 1.

 

5. Подробнее см.: Телевидение сегодня. Фонд "Общественное мнение", 2002. (ht- tp://www.fom.ru/survey/tv/)

 

6. Сигнификация - процесс порождения знаков, их смыслов и интерпретаций.

 

7. Le Goff J. History and memory. New York: Columbia Univ. Press. 1992.

 

 

 


Информация о работе Телевидение: модальность существования