Теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Показатели демографической ситуации являются базовыми условиями социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем в частности. Практически во всем мире действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества, согласно которому между динамикой количественно-качественных характеристик состояние населения и параметрами развития экономики и социальной сферы существует устойчивая зависимость, которая реализуется в виде макроэкономических пропорций между численностью населения, ВВП и другими социальными и экономическими параметрами.

Содержание

Введение

Глава 1 теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире

Понятие демографической ситуации

Проблема роста численности населения в мире

Феномен «седого населения»

Проблема снижения рождаемости в развитых странах

Иммиграционные процессы в мире

Заключение

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат соц.docx

— 541.21 Кб (Скачать файл)
    1.  
      ^ Иммиграционные процессы в мире

 
Большинство стран мира относятся  к иммиграции спокойно, но число  считающих ее уровень слишком  высоким, растет. 
Если страна выражает неудовлетворенность своим уровнем рождаемости, но ее не тревожат низкие темпы роста населения, то можно предположить, что в этой стране существует источник пополнения населения, иной, нежели рождаемость. Таким источником может быть только иммиграция. 
Иммиграция действительно стала заметным явлением последних десятилетий ХХ века во многих странах и помогла поддерживать темпы роста населения, более высокие, чем позволял установившийся в них уровень рождаемости. Но при этом в развитых странах все время нарастала обеспокоенность объемом иммиграции. В 1976 году 17% правительств развитых стран оценивали уровень иммиграции как очень высокий, в 2005 - уже 37%. Внутри группы стран с низкой рождаемостью 30% (17 стран, в том числе Россия) считали в 2001 году, что уровень иммиграции слишком высок и только 2 страны (Молдавия и Украина) оценивали его как слишком низкий, остальные признавали этот уровень удовлетворительным. 
Оценка уровня иммиграции в 8 крупных промышленных странах на протяжении последней четверти века менялась довольно значительно. В 1983 году правительства пяти из них, в том числе даже правительство США - классической страны иммиграции, оценили ее текущий уровень как слишком высокий. Россия же тогда считала его удовлетворительным. В 2003 только три из восьми стран: Россия, Германия и Франция - оценили уровень имииграции как слишком высокий. При этом следует отметить, что в России, например, интенсивность иммиграции в начале 21в была в 2,5 раза ниже, чем в начале 80-х, когда правительство считало "удовлетворительной". 
Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов. 
Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию. 
 
Так, французское правительство выразило желание увеличить приток квалифицированных мигрантов, особенно в научной, технологической и культурной сферах. Германия и Великобритания хотят увеличить приток студентов. В Германии было объявлено в прошлом году, что правительство намеревается выпустить специальные разрешения на работу в Германии в течение 5 лет для специалистов по компьютерам из Азии и Восточной Европы, несмотря на то, что в Германии более 4 миллионов безработных. Правительство Италии при уровне безработицы 11% тоже надеется увеличить квоты для иммигрантов. Великобритания собирается возобновить экономическую миграцию впервые после 1971 года, но только специалистов и на временной основе. 
Менялась и продолжает меняться миграционная политика таких традиционных стран иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Она также становится более селективной, базирующейся на экономических потребностях и условиях принимающей страны. Приоритет отдается квалифицированным, образованным мигрантам. Даже в случае миграции с целью воссоединения семей важным фактором считается трудоспособность претендента на переселение. 
В то же время большинство правительств озабочены проблемами интеграции иммигрантов и считают нужным проводить специальную политику в этой области. 
 
 
Заключение 
 
«Сегодня альтернативы нет — человечеству сокращаться и мигрировать, а нам участвовать в том и другом» А.Г. Вишневский 
 
В настоящее время, проблема демографического развития в мире требует тщательного изучения и пристального внимания, как со стороны ученых, так и со стороны политиков и государства. Естественные процессы увеличения численности населения на Земле, государственному регулированию отдельно взятой страны, не поддается, но многие ученые сходятся во мнении, что проблемы демографии в мире, и особенно, в развитых странах, усугубляются политикой «невмешательства» со стороны власти. Опыт Китая показывает, что численность населения страны можно регулировать и влиять на нее путем социально – экономических реформ, однако, подобный опыт перенимать не торопятся.  
На ряду с этим, с каждым годом снижается роль такого социального института, как семья. Это ведет к снижению рождаемости в развитых странах мира, что является одной из главных проблем.  
В новой парадигме демографии нет ничего удивительного. Общество само лихо рубит сук, на котором сидит. Если однодетность устраивает и государство, и личность, то остается лишь радоваться растущему по экспоненте уровню жизни в стране, где через каждые 25 лет население убывает наполовину. Если же массовая малодетность и тем более однодетность начинает доставлять неприятности всем, то пора задуматься о мотивах брака и рождения нескольких детей в семье, о повышении ценности семейного образа жизни. Но как это делать? Через побуждение или принуждение? Может ли вообще выбор числа детей стать свободным от сопутствующей ему дилеммы бедности — богатства?  
В целом, проблемы демографии являются комплексными, они не возникли здесь и сейчас, это не проблема 21 века, данные подходы к демографии формируются и крепнут уже на протяжении многих столетий. Разумеется, демографическая проблема требует некого выхода через решение многих социальных задач. 
К сожалению, создается впечатление, что к решению этих задачи не готовы ни ученые, ни политики. 
 
Библиография  

  1.  
    Башлачев В.А. Демография: русский прорыв. Независимое исследование. Серия «Национальная безопасность». Выпуск 4. – М.: Белые альвы. 2006, - 192с.: илл.
  2.  
    Борисов В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.
  3.  
    Вишневский А. Г., Демографические процессы в социальном контексте — Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России, Тезисы докладов. М.2002. С.5.
  4.  
    Демографический энциклопедический словарь. — М., 1985.
  5.  
    Демографические ежегодники Российской Федерации. М., Госкомстат РФ, 1993-2007.
  6.  
    Медков В.М. Демография М, 2001
  7.  
    Народонаселение: энциклопедический словарь. — М., 1994. 
  8.  
    Романюк А. И., Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора. СОЦИС.1999.№ 6.
  9.  
    Рыбаковский Л.Л., Карпова Ю.Ю. Миграционный обмен между Россией и Украиной и его этнодемографические последствия // Народонаселение. . 2004. . № 4.

 
Приложение 
 
Приложение 1 
^

Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг.

 
 
 
Приложение 2 

Этапы стратегии  демографического развития России до 2025 г.

 
 
 
* Прогнозы рождаемости выполнены  В.Н. Архангельским, а смертности - А.Е. Ивановой. 
 
** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках - в среднем за год. 
 
*** Суммарный коэффициент рождаемости. Для 2005 г. дана оценка. 
 
**** Ожидаемая продолжительность жизни. Принята для 2003 г. 
 
***** Поскольку мигранты также участвуют в воспроизводстве населения, их пятилетние 
 
величины откорректированы. 
 
Приложение 3 
^

Прогноз продолжительности  жизни населения России

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире