Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:38, реферат
Показатели демографической ситуации являются базовыми условиями социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем в частности. Практически во всем мире действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества, согласно которому между динамикой количественно-качественных характеристик состояние населения и параметрами развития экономики и социальной сферы существует устойчивая зависимость, которая реализуется в виде макроэкономических пропорций между численностью населения, ВВП и другими социальными и экономическими параметрами.
Введение
Глава 1 теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире
Понятие демографической ситуации
Проблема роста численности населения в мире
Феномен «седого населения»
Проблема снижения рождаемости в развитых странах
Иммиграционные процессы в мире
Заключение
Библиография
Большинство стран мира относятся
к иммиграции спокойно, но число
считающих ее уровень слишком
высоким, растет.
Если страна выражает неудовлетворенность
своим уровнем рождаемости, но ее не тревожат
низкие темпы роста населения, то можно
предположить, что в этой стране существует
источник пополнения населения, иной,
нежели рождаемость. Таким источником
может быть только иммиграция.
Иммиграция действительно стала заметным
явлением последних десятилетий ХХ века
во многих странах и помогла поддерживать
темпы роста населения, более высокие,
чем позволял установившийся в них уровень
рождаемости. Но при этом в развитых странах
все время нарастала обеспокоенность
объемом иммиграции. В 1976 году 17% правительств
развитых стран оценивали уровень иммиграции
как очень высокий, в 2005 - уже 37%. Внутри
группы стран с низкой рождаемостью 30%
(17 стран, в том числе Россия) считали в
2001 году, что уровень иммиграции слишком
высок и только 2 страны (Молдавия и Украина)
оценивали его как слишком низкий, остальные
признавали этот уровень удовлетворительным.
Оценка уровня иммиграции в 8 крупных промышленных
странах на протяжении последней четверти
века менялась довольно значительно. В
1983 году правительства пяти из них, в том
числе даже правительство США - классической
страны иммиграции, оценили ее текущий
уровень как слишком высокий. Россия же
тогда считала его удовлетворительным.
В 2003 только три из восьми стран: Россия,
Германия и Франция - оценили уровень имииграции
как слишком высокий. При этом следует
отметить, что в России, например, интенсивность
иммиграции в начале 21в была в 2,5 раза ниже,
чем в начале 80-х, когда правительство
считало "удовлетворительной".
Заявления правительств по поводу миграционной
политики нельзя понимать слишком буквально.
Миграция - предмет острых политических
дискуссий, и правительствам, формулирующим
свою позицию в отношении иммиграции,
всегда приходится оглядываться на общественное
мнение. Но в то же время они не могут не
учитывать и экономических и демографических
реальностей. Значение иммиграции все
лучше осознается в связи с процессом
старения населения и необходимостью
искать источники компенсации убывающих
трудовых ресурсов.
Так как во многих странах существует
оппозиция иммиграции, правительства,
отвечая общественным настроениям, пытаются
искать решения возникающих проблем, ориентируясь
на внутренние ресурсы, в частности, на
повышение производительности труда,
гибкий рабочий график, повышение возраста
выхода на пенсию, поощрение более широкого
вовлечения женщин в производство. Тем
не менее, они не могут отказаться и от
миграционного ресурса и пытаются найти
паллиативные решения, расширяя селективную
или временную иммиграцию.
Так, французское правительство выразило
желание увеличить приток квалифицированных
мигрантов, особенно в научной, технологической
и культурной сферах. Германия и Великобритания
хотят увеличить приток студентов. В Германии
было объявлено в прошлом году, что правительство
намеревается выпустить специальные разрешения
на работу в Германии в течение 5 лет для
специалистов по компьютерам из Азии и
Восточной Европы, несмотря на то, что
в Германии более 4 миллионов безработных.
Правительство Италии при уровне безработицы
11% тоже надеется увеличить квоты для иммигрантов.
Великобритания собирается возобновить
экономическую миграцию впервые после
1971 года, но только специалистов и на временной
основе.
Менялась и продолжает меняться миграционная
политика таких традиционных стран иммиграции,
как Австралия, Канада, Новая Зеландия
и США. Она также становится более селективной,
базирующейся на экономических потребностях
и условиях принимающей страны. Приоритет
отдается квалифицированным, образованным
мигрантам. Даже в случае миграции с целью
воссоединения семей важным фактором
считается трудоспособность претендента
на переселение.
В то же время большинство правительств
озабочены проблемами интеграции иммигрантов
и считают нужным проводить специальную
политику в этой области.
Заключение
«Сегодня альтернативы нет — человечеству
сокращаться и мигрировать, а нам участвовать
в том и другом» А.Г. Вишневский
В настоящее время, проблема демографического
развития в мире требует тщательного изучения
и пристального внимания, как со стороны
ученых, так и со стороны политиков и государства.
Естественные процессы увеличения численности
населения на Земле, государственному
регулированию отдельно взятой страны,
не поддается, но многие ученые сходятся
во мнении, что проблемы демографии в мире,
и особенно, в развитых странах, усугубляются
политикой «невмешательства» со стороны
власти. Опыт Китая показывает, что численность
населения страны можно регулировать
и влиять на нее путем социально – экономических
реформ, однако, подобный опыт перенимать
не торопятся.
На ряду с этим, с каждым годом снижается
роль такого социального института, как
семья. Это ведет к снижению рождаемости
в развитых странах мира, что является
одной из главных проблем.
В новой парадигме демографии нет ничего
удивительного. Общество само лихо рубит
сук, на котором сидит. Если однодетность
устраивает и государство, и личность,
то остается лишь радоваться растущему
по экспоненте уровню жизни в стране, где
через каждые 25 лет население убывает
наполовину. Если же массовая малодетность
и тем более однодетность начинает доставлять
неприятности всем, то пора задуматься
о мотивах брака и рождения нескольких
детей в семье, о повышении ценности семейного
образа жизни. Но как это делать? Через
побуждение или принуждение? Может ли
вообще выбор числа детей стать свободным
от сопутствующей ему дилеммы бедности
— богатства?
В целом, проблемы демографии являются
комплексными, они не возникли здесь и
сейчас, это не проблема 21 века, данные
подходы к демографии формируются и крепнут
уже на протяжении многих столетий. Разумеется,
демографическая проблема требует некого
выхода через решение многих социальных
задач.
К сожалению, создается впечатление, что
к решению этих задачи не готовы ни ученые,
ни политики.
Библиография
Приложение
Приложение 1
^
Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг.
Приложение 2
Этапы стратегии демографического развития России до 2025 г.
* Прогнозы рождаемости
** В пятилетия: 2000-2004 гг., 2020-2024 гг., в скобках
- в среднем за год.
*** Суммарный коэффициент рождаемости.
Для 2005 г. дана оценка.
**** Ожидаемая продолжительность жизни.
Принята для 2003 г.
***** Поскольку мигранты также участвуют
в воспроизводстве населения, их пятилетние
величины откорректированы.
Приложение 3
^
Прогноз продолжительности жизни населения России
Информация о работе Теоретические аспекты изучения демографических проблем в мире