Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:53, реферат
Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Изучение проблем молодежи, ее интересов, потребностей, манеры поведения активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
Глава 1.Теоретические аспекты, проблемы организации досуга молодежи в районном (городском) доме культуры
1.1.Особенности молодежной аудитории, как субъект культурно-досуговой деятельности: интересы, потребности, инициативы и др.
Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Изучение проблем молодежи, ее интересов, потребностей, манеры поведения активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. [Социальная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 173].
Среди прочих возрастных групп молодежь выделяется достаточно сильно. Проблема ее социологического исследования представляется наиболее актуальной, поскольку именно эта группа в наибольшей степени подвергается социализации и представляет собой инновационный потенциал общественного развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества, ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса .
Структура и содержание досуговой деятельности молодого поколения обусловливаются целым рядом объективных и субъективных факторов, учет которых необходим для построения модели досугового поведения современной российской молодежи. При этом под объективными факторами понимаются внешние, не зависящие от данного человека обстоятельства, а под субъективными - внутренние, личностные особенности того или иного индивида.
Особенности культурно-досуговой деятельности молодежи во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей модернизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физической зрелостью молодого поколения, удлинением сроков обучения. Ученые полагают, что помимо выше перечисленного на досуг молодежи оказывают влияние психофизиологические особенности, специфика становления самосознания в данный возрастной период, а также, свойственный этой группе неопределенный, а во многом и маргинальный социальный статус. Особенности социо - культурного статуса молодежи определяются, прежде всего, возрастным периодом.
Существуют различные возрастные типологии. Не касаясь всех этапов в каждой из возрастных классификаций, выделим для сравнительного исследования лишь интересующий нас период - это 14-30 лет. В психологии этот этап соответствует периоду юности. Большой интерес представляют возрастные классификации, выдвинутые в работах англо-американских ученых Д. Биррена, Д. Бромлея, Д. Векслера. Из отечественных антропологов заслуживают внимания возрастные периодизации молодежи В.В. Булака и В.В. Гинзбурга. По Д. Биррену, юность длится от 12 до 17 лет; по Д. Бромлею - от 11 до 21 года; по Д. Векслеру - от 16 до 20 лет; по В.В. Булаку - от 17 до 25 лет и по В.В. Гинзбургу - от 16 до 24 лет. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности в системе возрастов. У одних авторов она начинается с 11-12 лет, у других с 16-17 лет. Заканчивается юность в одном случае в 17 лет, а в другом 25 лет. Данный разброс свидетельствует о размытости возрастных характеристик и отражает реальную ситуацию различия возрастных границ в зависимости от региональных и культурных особенностей, принадлежности к социальному слою и т.д. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности, имеют социально-историческую природу и проявляются по-разному в изменяющихся условиях. В силу реальных демографических и социально-экономических процессов в различных регионах России за верхнюю границу молодежного возраста обычно берут 29-30 лет, за нижнюю - 14-15 лет. [Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. - С. 30].
Молодежь - это социальная группа, сформировавшаяся под влиянием целого ряда биологических факторов. По биологическим параметрам молодые люди обладают максимальным физиологическим преимуществом, но, в то же время, в период взросления организм молодого человека подвергается значительной физиологической перестройке. В.В. Гинзбург считает, что юность является переходным периодом к зрелости. Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделял в ней две фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая - на границе с зрелостью. Юношеский возраст, особенно интересен в связи с тем, что его фазы протекают в реальных жизненных условиях: первая еще в условиях подготовки к самостоятельной жизни, вторая в условиях начала самостоятельной общественно-практической деятельности и создания нового образа жизни. Обе фазы отличаются как физиологическими, психическими закономерностями развития личности, так и особенностями формирования личности. Ранняя юность (15-17 лет) характеризуется неопределенностью положения молодого человека в обществе. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этот период несоответствие личностных возможностей реальным жизненным условиям приводит к возникновению внутренних противоречий у молодых людей. Вторая фаза юности (18-25 лет). Этот период Л.С. Выгодский был склонен относить к системе возрастов зрелости [Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2006. - С.137-303].
В психологических исследованиях молодежи выделяют три основных подхода: биогенетический, психогенетический и социогенетический.
Биогенетические теории главное внимание обращают на биологические особенности развития, из которых выводятся социально-психологические свойства.
Психогенетический
подход на первый план выдвигает развитие
собственно психических процессов. Ведущим
представителем этого направления является
Э. Эриксон. Он делит весь жизненный цикл
на восемь кризисных фаз, каждая из которых
имеет свои специфические задачи и может
разрешиться благоприятно или неблагоприятно
для будущего развития. Каждый этап ставит
перед индивидом уникальную задачу, сконцентрированную
вокруг некоего кризисного, или поворотного
момента в жизни индивида, характеризующегося
повышенной уязвимостью индивида. По теории
Э. Эриксона, кризис, угрожающий человеку
на каждом жизненном этапе, должен быть
успешно разрешен, для того чтобы дальнейшее
развитие индивида шло по «здоровому»
пути [электронный ресурс http://www.psyarticles.ru/
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить характерные особенности молодости, исходя из общественных условий культуры, способов социализации и т.д.
Известный психолог К. Левин, делал акцент на неопределенности средств ориентирования в мире, в период перехода от статуса ребенка к статусу взрослого. Этот переход понимается в его теории как изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. К. Левин сравнивает это перемещение с приездом в незнакомый город. Индивиду не ясно, с чем связано его новое положение и в каком направлении ему следует двигаться, чтобы достичь цели, а может быть, отказаться от нее. Отсутствие ясности - причина неустойчивости поведения молодого человека. Он не уверен в том, правильно ли поступает, поскольку находится в незнакомом окружении [Левин К. «Динамическая психология. Избранные труды» / под общей редакцией Д.А.Леонтьева и Е.Ю.Пятаевой – Москва. Смысл. 2001-с32]..
В юношеский период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом отношении (интерес к путешествиям и т.п.) так и в социальном (большое количество групп, куда включен подросток, появление у него интереса к литературе, политике, экономике). Но самая существенная трансформация жизненного мира происходит во временном измерении. Ее отчасти можно охарактеризовать как изменение масштаба времени: вместо дней, недель или месяцев теперь оперируют годами. Смутные представления о будущем сменяет план действий, учитывающий не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость.
Характерными чертами поведения молодых людей является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Особенности молодежи сложным образом преломляются в ее досуге, который, по сравнению с досугом других возрастных групп, отличается наибольшей мобильностью, активностью и разнообразием. Как отмечают психологи, поведение молодежи обусловлено зачастую ее впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и т.д. Юноши и девушки открыты новым идеям, веяниям, а поэтому в сфере свободного времени молодежь отличается наибольшей чувствительностью и потребностью в инновациях. Молодежь, как правило, имеет гораздо больше свободного времени, чем взрослые люди. К тому же молодые люди меньше ограничены в свободе выбора способов использования свободного времени, наличием семьи, детей. Однако необходимо учитывать и то, что невозможно характеризовать молодежный досуг в целом, не отмечая, что внутри этой социально-демографической группы существует множество своих социальных и возрастных различий. Даже короткая временная дистанция (4-5 лет) обнаруживает заметные различия в досуговых предпочтениях.
Стоит отметить, что делать выводы о специфике досугового поведения молодежи, исходя только из ее психофизиологических и биологических особенностей, не стоит. Естественно, что на досуговые предпочтения личности влияют обстоятельства, соответствующие этапу жизненного цикла человека. Молодежь в любом обществе, а в современном тем более, не является однородной. Социальная, имущественная, этнокультурная, религиозная и поселенческая дифференциации позволяют говорить о гетерогенности данной группы. Зачастую не возраст, а иные факторы оказываются причинами предпочтения той или иной модели поведения. Молодежь является частью целого общества и, следовательно, несет на себе отпечатки этого общества, разделяя ценности, установки, стереотипы, характерные для него.
В отечественной социологической науке существуют многочисленные исследования, нацеленные на анализ факторов, детерминирующих типы досугового поведения личности. Во многих из них демонстрируется зависимость досугового времяпрепровождения от материального дохода. Следует отметить, что долгое время в отечественной социологии превалировала точка зрения об экономической обусловленности любой сферы жизнедеятельности, в том числе и досуговой. Данной позиции придерживается и канадский социолог Д. Меркюра, заявляющий, что «возраст, семейное положение, половые различия играют самую несущественную роль при организации досуга». Однако подобные выводы не соответствуют действительному положению дел. Можно обнаружить, что наряду с материально-экономическими факторами на выбор варианта досуговой деятельности влияют пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д. К примеру, Г.Н. Минц выявляет влияние семейного положения на структуру свободного времени человека. Л.А. Гусейнова и Л.Ф. Боженко уточняют взаимосвязь между тендерными характеристиками и структурой досуга. Г.С. Широкалова формулирует выводы о зависимости моделей досугового поведения и местом поселения. Влияние национальности и состояния здоровья на досуговые предпочтения зафиксировали А. Фернхем и П. Хейвен. При этом необходимо подчеркнуть, что влияние всех факторов нужно рассматривать во взаимосвязи и с учетом конкретного периода развития общества [Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Издательство МГУК, 2008.-102с.].
Молодежь - это зеркало общества, а все процессы, протекающие в нем, - трансформация, модернизация - в молодежной среде имеют более интенсивный характер. В современном мире необходимо быть готовым к такому будущему, которое есть не столько повторение, сколько продолжение прошлого, причем зачастую неожиданное и малопредсказуемое. Поэтому современная молодежь оказывается перед значительно более трудной задачей - быть готовым к будущему. Но эта же задача стоит и перед всем обществом. Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом.
В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе общества сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т.к. старшие, живущие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что важнее: быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных (межполовых) взаимоотношений или семья - как оплот успешного существования. В переходный период, переживаемый современным российским обществом, четко обозначилось противоречие между преемственностью и новаторством молодого поколения, между традиционными моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными, отвечающими целям модернизации.
Нормативно-ценностная система в переходный период подвергается разрушению, поскольку именно сложившаяся структура ценностей является главным препятствием на пути к новому социальному порядку. Такая ситуация характеризуется понятием «переоценка ценностей». Н.П. Медведев рассматривает данный феномен как диалектический процесс единства и борьбы традиций и новаций. Специфика соединения традиций и новаций в некоторое целое и определяет содержание процесса переоценки ценностей. Конкуренция нескольких нормативно-ценностных систем, характерная для ситуации переоценки ценностей в современном российском обществе, не могла не повлиять на ценностное сознание молодежи, и без того противоречивое. Духовная жизнь молодых людей в силу недостаточной сформированной и выраженной лабильности норм и ценностей, в гораздо большей степени, чем сознание старшего поколения подвергается воздействию со стороны таких факторов, как анатомия, социальная фрустрация, маргинализация и криминализация. Молодежь ставит под сомнение такие универсальные для большинства мировых культур ценности, как уважение к старшим, патриотизм, соблюдение общепринятых норм социального поведения, отрицательное отношение к пьянству и наркомании [Политическая активность молодежи: результаты социологического исследования : монография / под ред. В. И. Добренькова, Н. Л. Смакотиной. – М., 2009.]..