Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:53, реферат
Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Изучение проблем молодежи, ее интересов, потребностей, манеры поведения активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
Непосредственное влияние на специфику молодежи как субъекта досугового поведения накладывают новые экономические реалии. Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов (выпускников вузов и техникумов) особенно резко сказывается на трудоустройстве выпускников. Занятость молодых людей в сфере материального производства постоянно сокращается. Если в 1990 г. в отраслях материального производства было занято 80% работающей молодежи, в 1999г. - чуть больше 44,2% , а к 2010г. – примерно 25-35%. К нулевой отметке приближается воспроизводственный потенциал молодежи в промышленности. В общественном плане это ведет к обособлению и к гипертрофии распределительных отношений в ущерб производству, а для молодежи к воспроизводству неэкономических форм распределения (рэкет, вымогательство, мошенничество).
Процесс шоковой коммерциализации разрушает профессиональное становление личности, поскольку получение профессии не обеспечивает материального благополучия, общественного признания и высокого социального статуса. Вместе с тем, спекулятивный рынок во многом искажает трудовую мотивацию, разрушает нравственные основы личности, формирует ее асоциальный тип. Каждый четвертый молодой россиянин имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию жизненного самоопределения. В них присутствует широкий спектр установок на достижение «успеха» в жизни, от призрачной надежды выиграть крупную сумму до криминала. Благодаря подобным установкам в сознании происходит перераспределение интересов молодежи из сферы труда в сферу досуга и потребления.
При этом сфера досуга является наиболее привлекательной для юношей и девушек и самой значимой после учебы. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Подлинная жизнь для молодого человека зачастую начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь уходит в досуг как в определенную защищенную нишу, где она чувствует себя по-настоящему свободной. Поэтому можно сказать, что досуг для молодежи является частью «жизненного процесса, которой человек свободно располагает и которая может быть использована им для свободной деятельности и развития». Все это говорит о возрастающей роли досуга в процессе формирования ценностей молодого поколения.
Существуют, как минимум, три системы социализации. Первая, так называемая направленная социализация, формируется и регулируется обществом. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.
Традиционно главную роль в социализации личности играл институт семьи. Однако, в настоящее время он претерпевает существенные изменения, что позволяет исследователям говорить о трансформации или даже кризисе данного социального института. В результате подвергается изменениям межпоколенная трансляция социальных норм, ценностных ориентации и способов поведения. Молодые люди все чаще перестают ощущать авторитет своих менее адаптированных к новым условиям родителей, неспособных передавать своим детям адекватный образ новой социальной реальности. Во многом это объясняется тем, что в ситуации социальной трансформации опыт родителей уже недостаточен, а их консерватизм даже затрудняет процесс самоопределения молодежи. Данные исследований В.Т. Лисовского свидетельствуют о том, что молодые люди в условиях современного российского общества поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора модели поведения. К примеру, 68% молодых респондентов и 72% их родителей говорят о взаимном непонимании, 68% молодежи не хотят повторить жизненный путь своих родителей.
Происходит значительное ослабление и другого института социализации - образования, функции которого определяются потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных знаний и навыков от поколения к поколению. При анализе исследований различных ученых получаются следующие данные социологических исследований: 82% молодежи отрицает участие школы в формировании их этических идеалов; 81% отмечают, что школа не сыграла практически никакой роли в формировании их интеллекта; 87% считают школу непричастной к определению их профессионального выбора. Подобные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время воспитательные структуры в системе образования в значительной степени разрушены.
Новые же структуры, нацеленные на воспитательную работу, только создаются и не всегда способны к эффективному воздействию на молодежь.
Одним из важнейших элементов социализации являются молодежные организации, которые в настоящее время переживают всплеск своей активности. Они являются механизмом реализации молодежных инициатив, выражения мнения и проведения досуга. В годы советской власти комсомольская организация, охватывающая подавляющее число молодых людей, оказывала весьма эффективное воспитательное воздействие на всю данную возрастную группу. В настоящее же время, несмотря на расширившийся диапазон, молодежные организации не обладают подобным воспитательным потенциалом. Причины их малой эффективности во многом объясняются низким уровнем популярности, а также неспособностью найти адекватные методы вовлечения молодежи в социально-активную деятельность.
Таким образом, традиционные институты социализации молодежи - семья, школа, молодежные организации - сегодня во многом утратили свои позиции. В связи с этим в социализации молодежи все большее значение приобретает так называемая массовая культура. Современные средства массовой коммуникации, приобретая глобальный характер, создают новый тип культуры, трансформируют структуры повседневности человека, вносят изменения в характер его деятельности и общения. Однако влияние СМИ на молодое поколение (как и на общество в целом) достаточно противоречиво.
Не менее важную роль в социализации современной молодежи играет общение с группой сверстников. Как отмечает И.С. Кон, рост влияния сверстников с возрастом проявляется, прежде всего, в том, что увеличивается количество времени, проводимого среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями. Нормы и образцы поведения, принятые в кругу сверстников, становятся более значимыми, чем те, которые существуют у старших. Кроме того, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников. Интенсивное общение - характерный элемент молодежного образа жизни. Оно в этот период самоценно, поскольку группа сверстников представляет собой целый мир, общество в миниатюре, где молодые люди имеют возможность самореализоваться, «проигрывают» свои социальные роли, адаптируются к обществу. Значимость для молодежи группы сверстников зачастую обозначается термином «давление», что позволяет говорить о следующих функциях непосредственного окружения молодого человека:
- Присвоение первичного статуса.
- Помощь в освоении навыков социального поведения.
- Психологическая
поддержка при ослаблении
- Передача специфических
для молодежи ценностных
- Удовлетворение
потребностей во
- Сплочение на основе групповых признаков.
Несмотря на то, что тяга к самовыражению посредством группового общения на основе общих ценностей была свойственна молодежи во все времена, в современных условиях роль группы сверстников в социализации молодого поколения претерпевает существенные изменения.
Поскольку досуг значительной части молодежи остается практически неорганизованным, усиливаются процессы стихийной социализации со стороны сверстников. В отличие от семьи и школы группы сверстников позволяют молодым людям ускользнуть из-под непосредственного надзора взрослых. Такие группы также позволяют обсудить интересы, которые взрослые, быть может, не разделяют (например, модную одежду или популярную музыку) или не терпят (наркотики и свободный секс). В условиях современного российского общества общение в компании сверстников является одним из самых доступных способов досугового времяпрепровождения. Данная ситуация, однако, не всегда имеет положительные последствия. Результаты исследований свидетельствуют о том, что одной из причин распространения асоциальных форм поведения (алкоголизм, наркомания, криминальное поведение) является влияние сверстников.
Таким образом, молодежь, как главная инновационная сила общества, имеет особую значимость для общественного развития. Условия модернизации требуют от молодежи качественно иного, чем в предыдущих поколениях, понимания целей развития и способов их достижения. Но не всякое новое в обыденном поведении и сознании молодежи свидетельствует о проявлениях ее инновационного потенциала. Всегда появляясь в форме единичного, все новое обретает смысл социальной инновации, когда выявляет свою связь с фундаментальными механизмами общества, повторяясь и воспроизводясь в социально одобряемых способах общественной деятельности. Как известно, это регулируется социальными институтами. Кризисные проявления традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловили возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих в процессе социализации молодого поколения.
Влияние досуга на процесс социализации молодежи имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, досуговая сфера жизнедеятельности, как наиболее гибкая и не ограничиваемая жесткими правилами поведения, способно реагировать на быстро изменяющиеся потребности молодежи. Но, во-вторых, деидеологизированное и коммерциализированное досуговое пространство современной российской молодежи в наименьшей степени поддается планированию и регулированию.
В молодежной среде существуют две противоположные тенденции социализации. Первая несет в себе позитивные жизненные ориентации - стремление продуктивно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы и т.д. Вторая связана с потребительством и развлечениями. Последняя тенденция во многом определяется теми ценностными ориентациями, которые формируются в условиях возрастающей роли досуговой сферы молодежи. Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений.
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга можно выделить следующее.
Изучением молодежи, ее потребностей, интересов, способов проявления своих желаний и пр. занимались и занимаются ученые разных стран, различных временных эпох. Написано множество трудов, книг, журналов, пособий, посвященных молодежи.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Досуг необходимо рассматривать как относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности молодежи, содержание которой наполнено деятельностью связанной с удовлетворением индивидуальных потребностей в развлечении, самосовершенствовании, творческой самореализации, удовлетворении интересов и желаний личности. Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Типы досугового времяпрепровождения весьма разнообразны и выбираются личностью по собственному усмотрению. Выделяются следующие типы: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Но между ними существует тесное взаимопроникновение. Выделение типов досугового поведения позволяет проводить рациональную дифференцированную работу по организации досуга.
Поскольку досуг значительной части молодежи остается практически неорганизованным, усиливаются процессы стихийной социализации со стороны сверстников. Что не всегда приносит положительные результаты. Негативное влияние со стороны сверстников приводит к таким социальным явлениям как кражи, алкоголизм, наркомания. Очень часто эти проблемы касаются детей из полных, нормальных семей.
В молодежной среде существуют две противоположные тенденции социализации. И очень важно, чтобы положительных тенденций было намного больше, чем отрицательных.
1.2.Специфика организации молодежного досуга (политика, субкультура)
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества [Новаторов, В.Е. Организаторы досуга [Текст] / В.Е. Новаторов. - М.: Сов. Россия, 1987. - 12с.].
Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности. В этом заинтересовано, прежде всего, само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного. Молодость - это не только пора мечтаний и фантазий, но и время дерзаний, великих научных открытий и изобретений, оказывающих огромное воздействие на весь ход социального прогресса человеческой цивилизации.