Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:53, реферат
Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Изучение проблем молодежи, ее интересов, потребностей, манеры поведения активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
Наиболее острая форма противостояния — политический конфликт, который может быть разрешен по линии компромисс — консенсус — сотрудничество — интеграция, а может получить развитие в направлении активизации противоборства, причем в нелегитимных формах, социального исключения различных групп, дезинтеграции общества. История знает немало примеров, когда молодежь, используемая противостоящими силами, занимала в конфликтных ситуациях крайние и экстремистские позиции.
Особую общественную тревогу представляют массовые выступления молодежи. Организующую роль в них играют молодежные движения, в каждом из которых присутствуют экстремистки настроенные молодые люди.
Разумеется, рассмотренные формы политического участия молодежи имеют свою региональную специфику.
Итак, отмеченные выше особенности молодежи как субъекта политических отношений существенно конкретизируются в условиях кризиса в российском обществе. Свою специфику имеют политическое сознание и формы участия молодежи в политической жизни отдельных регионов. Вместе с тем общей является актуальная потребность в политической интеграции молодежи с целью стабилизации российского общества.
Современная модель
молодежной политики в Алтайском крае
формировалась с начала 2000-х годов. За
это время были определены не только основные
направления и механизмы развития государственной
молодежной политики, но и внутренние
законы, система построения, методы оценки
ее эффективности. Создаются и принимаются
различные программы в помощь для самореализации
молодежи. Например, программа «Молодежь
Алтая». Ведомственная целевая
программа "Молодежь Алтая" на 2011
- 2013 годы является логическим продолжением
краевой целевой программы "Молодежь
Алтая" на 2007 - 2010 годы, представляет
собой комплекс мероприятий, охватывающих
основные актуальные направления молодежной
политики в регионе, и определяет сферы
первоочередного инвестирования государственных
ресурсов в молодежную политику Алтайского
края. Комплексная реализация
мероприятий программы позволит оптимизировать
использование имеющихся в крае организационных,
административных, кадровых, финансовых
ресурсов. Для достижения стратегической
цели работы с молодежью, проводить целенаправленную
региональную молодежную политику, обеспечить
дальнейшее развитие единых подходов
к работе с молодежью на всех уровнях управления,
сформировать механизмы передачи молодежным
профессиональным командам "зон ответственности"
в процессе реализации отдельных проектов
и направлений. Целью программы является
формирование условий для успешного развития
потенциала молодежи и ее эффективной
самореализации в интересах социально-экономического,
общественно-политического и культурного
развития региона. Для достижения поставленной
цели необходимо решение ряда задач.1.
Вовлечение молодежи в социальную практику
и содействие ее профессиональной социализации
будет происходить за счет развития движения
студенческих отрядов, добровольческой
(волонтерской) деятельности молодежи;
2. В целях пропаганды здорового образа
жизни среди молодых людей необходимо
продолжить формирование краевой системы
пропаганды здорового образа жизни и нравственного
воспитания; 3. При поддержке инициативной
молодежи особое внимание будет уделено
мероприятиям, направленным на выявление
талантливой молодежи и продвижение результатов
их деятельности, также на развитие творческого
и научного потенциала молодежи;4. Для
обеспечения эффективной социализации
молодежи, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации, планируется разработать ряд
мероприятий, направленных на вовлечение
молодежи в социальные практики, профилактику
асоциальной деятельности несовершеннолетних
и молодежи "группы риска" и формирование
долгосрочных позитивных жизненных стратегий;
5. Кроме того, для решения вышеперечисленных
задач требуется специальное научно-методическое
и организационное обеспечение. Для развития
существующей системы партнерского участия
молодых граждан в реализации региональной
молодежной политики и финансирования
проектов ежегодно будет проводиться
грантовый конкурс по поддержке молодежных
инициатив. Ожидаемые конечные результаты
реализации программы: - увеличение общей
численности молодежи, участвующей в реализации
мероприятий программы; - увеличение общей
численности участников студенческих
отрядов; - увеличение численности молодых
людей, участвующих в реализации мероприятий
программы в сфере гражданского образования
и патриотического воспитания, а также
профилактики этнического и религиозного
экстремизма; - увеличение доли муниципальных
образований Алтайского края, принимающих
участие в реализации проектов по обеспечению
эффективной социализации молодежи, находящейся
в трудной жизненной ситуации [электронный ресурс http://docs.cntd.ru/document/
Прежде чем говорить о субкультуре сначала дадим определение понятию культура. Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала восемнадцатого века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т. п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово культура до сих пор ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации . Иногда некая социальная группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам.
Субкультура-это часть
общественной культуры, отличающаяся
от преобладающей. Иными словами
субкультура - система ценностей, установок,
способов поведения и
Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом [Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Издательство МГУК, 2008.-95с.].
Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе сверстников. Молодежная субкультура удовлетворяет эту потребность намного эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок и т.д.). Участники молодежной субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, своеобразного братства.
Некоторые молодежные субкультуры дают возможность подросткам получить социальное признание в символической, магической форме. Они делают попытку быстро и с помощью символов особый мир, в котором подростки оказались бы на вершине социальной лестницы, компенсировав тем самым заниженную самооценку и определенное чувство неполноценности.
Именно молодежная субкультура - первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превращается в контркультуру [Кравченко А.И. Социология девиантности. - М.,1998. - С. 311].
Специфика организации досуга в каждой субкультуре будет своеобразна и не похожа ни на одну другую. Важную роль в организации досуга будет играть направление субкультуры, т.е. определенные пристрастия (увлечения) участников группы (музыкальные, политические и т.п.).
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты специфики организации молодежного досуга, можно сделать следующие выводы.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами.
Молодость - это не только пора мечтаний и фантазий, но и время дерзаний, великих научных открытий и изобретений, оказывающих огромное воздействие на весь ход социального прогресса человеческой цивилизации.
В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Молодые люди начинают понимать, что в конкретно-исторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня – это одна из наиболее актуальных проблем как для российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны. В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.
1. Участие в голосовании 2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении 3.Создание молодежных организаций, движений 4. Участие в деятельности политических партий 5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод.
Современная модель молодежной политики в Алтайском крае формировалась с начала 2000-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы развития государственной молодежной политики, но и внутренние законы, система построения, методы оценки ее эффективности. Создаются и принимаются различные программы в помощь для самореализации молодежи. Например, программа «Молодежь Алтая». Комплексная реализация мероприятий программы позволит оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, административных, кадровых, финансовых ресурсов.
Субкультура-это часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Иными словами субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. То есть, субкультура может отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой, убеждениями. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Именно молодежная субкультура - первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. Специфика организации досуга в каждой субкультуре будет своеобразна и не похожа ни на одну другую.
1.3Современные технологии
социально-культурной
Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно - экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.
Изучение современные технологии социально-культурной деятельности в организации досуга молодежи активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
Итак, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты. Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно - досуговая среда. (3)