Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:53, реферат
Переход к рыночной экономике повлек глобальные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи, выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.
Изучение проблем молодежи, ее интересов, потребностей, манеры поведения активно представлены в трудах как зарубежных известных ученых, так и в трудах современных российских ученых, таких как Рудченко М.Д., Горбунова Т.В., Матис К.В., Буякина Е.Г., Фисюк Т.Т. и др..
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других).
Функциональные технологии
• технологию информационно-познавательной
и просветительной деятельности. Итак, современная
• технологию организации
самодеятельного творчества и любительских
объединений. Самодеятельное творчество
привлекает многих людей различного возраста
своей нерегламентированностью, свободой
и добровольностью выбора его видов и
форм.
Исследования самодеятельного
творчества и любительских объединений,
проводимые в последнее время в различных
регионах России, показали необходимость
осуществления организационной перестройки
системы руководства в развитии самодеятельных
масс - главный момент возрождения художественно-бытовых
традиций. Важным при этом является перенесение
акцентов с организационных и сугубо контролируемых
функций на функции содействия и сотрудничества
с любительским объединением и клубом
по интересам, а также выявления «неорганизованных
любителей». Другим существенным элементом
перестройки организации самодеятельного
досуга может явиться активное и комплексное
использование всех типов любительских
объединений за счет различных средств организации.
• технологию организации
отдыха и развлечения.
Технология рекреативно-оздоровительной
деятельности ориентирована на оздоровление
образа жизни людей и организацию игровой,
развлекательной и физкультурно-оздоровительной
деятельности [Киселева Т.Г., Красильников
Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности:
Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
- М.: Издательство МГУК, 2008.-102с.].
В настоящее время
основное внимание работники учреждений
социально-культурной сферы уделяют активному
использованию новейших достижений педагогики,
биологии, физиологии, психологии и медицины,
создают разнообразные культурно-досуговые
программы и внедряют такие формы работы,
которые способствуют:
- восстановлению эмоционального
равновесия людей;
- возможности участия
населения в возрождении народных праздников и гуляний;
- акцентируют внимание
на свободном творческом поиске в кружках
и студиях, любительских объединениях
и клубах по интересам, мастерских и творческих
лабораториях.
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
К числу дифференцированных технологий можно отнести:
1) методику организации досуга
детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга
лиц среднего и пожилого возраста
5) методику организации СКД с женщинами;
6) методику работы с мигрантами, беженцами
7) СКД с военнослужащими, социально не
защищёнными категориями населения и
т. д.()
В последние
годы в учреждениях культуры появились
специалисты нового направления, способные
квалифицированно вести работу с каждой
категорией в каждой из возрастных категорий.
Во многих академиях культуры, в частности
и в Алт.ГАКИ, открылась специализация
«социальный педагог», ведутся узкие специализации
для подготовки руководителей творческих
коллективов в реабилитационных центрах,
колониях для несовершеннолетних преступников
и другие.
В дифференцированных технологиях основное
внимание уделяется учёту возрастных
особенностей, психологии данной возрастной
категории, специфике их интересов и увлечений.
Принимается во внимание также вид деятельности,
профессия человека, пол, национальность,
религия, политические убеждения.
Учитывая тот факт, что происходит дифференциация
населения по уровню жизни, социальному
статусу, уровню образования, можно предположить,
что процесс образования новых типов учреждений
культуры будет набирать силу и ускорит
формирование новых подходов в совершенствовании
данного вида технологий.
Таким образом, рассмотрев и изучив формы, средства и методы социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам:
1.Современная
технология социально-
2. Приоритет учреждений
культуры и досуга сегодня
направлен на развитие
3. Технологические
инновации обладают огромным
педагогическим и
4. В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией в каждой из возрастных категорий. Во многих академиях культуры, в частности и в Алт.ГАКИ, открылась специализация «социальный педагог».
Выводы по главе 1
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга можно выделить следующее.
Изучением молодежи, ее потребностей, интересов, способов проявления своих желаний и пр. занимались и занимаются ученые разных стран, различных временных эпох. Написано множество трудов, книг, журналов, пособий, посвященных молодежи.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Досуг необходимо рассматривать как относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности молодежи, содержание которой наполнено деятельностью связанной с удовлетворением индивидуальных потребностей в развлечении, самосовершенствовании, творческой самореализации, удовлетворении интересов и желаний личности. Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Типы досугового времяпрепровождения весьма разнообразны и выбираются личностью по собственному усмотрению. Выделяются следующие типы: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Но между ними существует тесное взаимопроникновение. Выделение типов досугового поведения позволяет проводить рациональную дифференцированную работу по организации досуга.
Поскольку досуг значительной части молодежи остается практически неорганизованным, усиливаются процессы стихийной социализации со стороны сверстников. Что не всегда приносит положительные результаты. Негативное влияние со стороны сверстников приводит к таким социальным явлениям как кражи, алкоголизм, наркомания. Очень часто эти проблемы касаются детей из полных, нормальных семей.
В молодежной среде существуют две противоположные тенденции социализации. И очень важно, чтобы положительных тенденций было намного больше, чем отрицательных.
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические аспекты специфики организации молодежного досуга, можно сделать следующие выводы.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами.
Молодость - это не только пора мечтаний и фантазий, но и время дерзаний, великих научных открытий и изобретений, оказывающих огромное воздействие на весь ход социального прогресса человеческой цивилизации.
В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня – это одна из наиболее актуальных проблем как для российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны. В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.
1. Участие в голосовании
2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении
3.Создание молодежных организаций, движений
4. Участие в деятельности политических партий
5. Участие в
акциях стихийного
Современная модель молодежной политики в Алтайском крае формировалась с начала 2000-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы развития государственной молодежной политики, но и внутренние законы, система построения, методы оценки ее эффективности. Создаются и принимаются различные программы в помощь для самореализации молодежи. Например, программа «Молодежь Алтая». Комплексная реализация мероприятий программы позволит оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, административных, кадровых, финансовых ресурсов.
Субкультура-это часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Именно молодежная субкультура - первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Специфика организации досуга в каждой субкультуре будет своеобразна и не похожа ни на одну другую.
Рассмотрение и изучение формы, средства и методы социально-культурной деятельности позволило прийти к следующим выводам:
1.Современная
технология социально-
2. Приоритет учреждений
культуры и досуга сегодня
направлен на развитие
3. Технологические
инновации обладают огромным
педагогическим и
4. В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией в каждой из возрастных категорий. Во многих академиях культуры, в частности и в Алт.ГАКИ, открылась специализация «социальный педагог».