Теоретические модели наркопотребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 11:04, лекция

Краткое описание

В рамках бихевиорального подхода (Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, С.Е. Хайман) анализируются связи и взаимодействия хронического наркомана с обществом, которые ограничиваются контактами с членами наркоманской среды, за пределами которой наркоман испытывает неуверенность, тревогу и эмоциональный стресс. Отказ от наркотиков рассматривается как неадаптивный шаг, сопряженный с риском неопределенности и ответственностью за себя. Низкая устойчивость к стрессогенным ситуациям, а также высокая эффективность поведения, направленного на употребление наркотиков, выступают как стимулы, подкрепляющие психическую зависимость от наркотиков.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик лекции ¦4Теоретические модели наркопотребления.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

  тревожность [В. Segal, 1988].

 

Однако, вопрос о связи зависимого поведения и личностных особенностей, в частности качеств зависимой личности, также остается открытым, так как исследования вопроса о связи зависимого поведения с характеристиками зависимой личности не позволяют до настоящего времени утверждать достоверность данной корреляции [Менделевич, Садыкова, 2003].

 

Теоретические модели зависимого поведения:

Наркопотребление в социологическом понимании можно рассматривать как одну из форм девиантного поведения.

 

Под девиантными проявлениями понимаются все виды социального поведения, не соответствующие (противоречащие) как институционализированным (формальным), так и неформальным нормам, присущим данному обществу на конкретном историческом этапе его развития.

 

Теоретический анализ позволяет заключить, что под факторами уровня девиантности следует понимать следующие четыре группы характеристик:

 

а) индивидуально-биологические;

Индивидуально-биологические характеристики заданы для любой популяции генетически, а следовательно, их действие можно считать константным, поскольку оно не объясняет кросспопуляционных различий в уровне девиантных проявлений. Эти характеристики являются факторами предиспозиции (предрасполагающими)

 

Три другие группы характеристик являются преципитирующими (разрешающими) и локализованы на уровне социума.

 

б) социально-структурные;

акцентируются классическими социологическими теориями, близкими к марксизму (вообще к «конфликтным» теориям).

 

в) социально-динамические (процессуальные);

являются предметом модернистских социологических построений

г) социально-институциональные.

отражающие социетальную реакцию на девиантность, выступают содержанием постмодернистского направления теоретизирования в области девиантологии.

 

Таким образом, под факторами девиантности подразумеваются характеристики социальной структуры, социальных процессов и социальных институтов, гипотетически детерминирующих актуальный уровень девиантных проявлений в обществе.

 

 

Биологические концепции

 

Биологические концепции зависимости сконцентрированы на генетических, нейрохимических, морфофункциональных, патофизиологических, биоэнергетических, хронобиологических  и других «натуралистических» аспектах зависимости.

 

При этом в качестве причин зависимости выступают структурные особенности генов, (Schuckit, 1984, Иванец, Анохина, 2004); нарушение обмена веществ  (Dole and Nyswander, 1967, Goldstein, 1976, Snyder, 1977), повреждения нервной системы (Г.Н.Крыжановский), слабость эндокринной системы, нарушение стабильности водно-ионной структуры организма (Сидоров, 2005),  особенности протекания биологических циклов (Hochhauser, 1980).

 

  Являясь важными для описания биологических механизмов воздействия психоактивного вещества на организм, биологические концепции представляют зависимость как нечто неизбежное, фатальное и общее для всех людей, употребляющих один и тот же наркотик, а также обладающих схожим психофизиологическими, нейрохимическими особенностями.

 

В то же время, как отмечают M. Schuckit и T. Smith, биологические предикторы могут объяснять 60% разнообразия расстройств, связанных с алкоголем (и по-видимому с другими аддикциями тоже), а остальные 40% приходятся на долю социокультурных влияний и жизненных событий [Schuckit, Smith, 2000].

 

Психодинамические модели индивидуального поведения

 

Психоаналитическая модель поведения (З. Фрейд)

В соответствии с представлениями Фрейда о природе человека поведение в основном детерминируется иррациональными силами, бессознательной мотивацией, биологическими и инстинктивными влечениями, которые эволюционируют через ключевые психосексуальные стадии развития, прежде всего в первые шесть лет жизни человека. Фрейд считал, что только сознательными мотивами поведение его нельзя объяснить, особенно поведение необычное, связанное с патологией.

 

Психоанализ руководствуется двумя принципами: принципом бессознательности психических процессов  и принципом психического детерминизма (психическая активность не является случайной, все психические явления имеют причинную связь с предшествующими событиями).

 

Для понимания зависимого (аддиктивного) поведения психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности.

 

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

 

* оральная стадия - от рождения до полутора лет;

* анальная стадия - от полутора до трех лет;

* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;

* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;

* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

 

Часто у клиентов, имеющих проблему пристрастия, они обнаруживают чувство жадности и стяжательства, которые связывают с опытом оральной стадии, в которой ребенок голодал. У других клиентов с такими же проблемами обнаруживалось неверие в других людей, отвержение любви, страх и неспособность сформировать близкие отношения с другими людьми. У этих клиентов оральная стадия развития сопровождалась депривацией со стороны матери.

 

В оральной стадии развития Фрейд характеризует ребенка как зависимого, не отделяющего себя от матери, плохо отличающего себя от других. У людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия). Эго ребенка начинает развиваться по мере того, как он учится отсрочивать удовлетворение, удовольствие.

 

Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, человек является энергетической системой, и его поведение зависит от того, как психическая энергия распределяется между ид, эго и суперэго. Так как количество энергии лимитировано, одна из субсистем может начать контролировать доступную ей энергию за счет других систем (рис. 7).

 

Если требования реальности, суперэго и ид противоречат друг другу, личность переживает внутренний конфликт. В зависимости от содержания конфликта Фрейд выделяет три вида тревожности.

 

Невротическая тревожность страхом перед возможностью потерять контроль над импульсами ид, что может привести к поведению, заслуживающему наказания.

 

Реальная тревожность обусловлена опасностью, исходящей со стороны внешнего мира.

 

Моральная тревожность возникает при наличии поведения, противоречащего моральному кодексу суперэго, или его предположении и сопровождается переживанием чувства вины.

 

Тревожность является сигналом опасности, необходимости действий по коррекции поведения. Она выполняет полезную функцию, требуя от личности принятия мер, противостоящих разрушению (Фрейд, 1999; Freud S., 1949; 1965).

 

Если же справиться с тревожностью рациональными способами (решением проблем) не удается, эго защищается, отправляя конфликты в бессознательное, включает защитные психологические механизмы: отрицание реальности, фантазирование, подавление, рационализацию, проекцию, формирование реакции, противоположной желаемой, смещение, эмоциональное обособление, интеллектуализацию, компенсацию, регрессию, идентификацию, интроекцию, искупление, выплескивание—выброс негативных эмоций, сублимацию (Coleman, 1976; Freud A., 1936).

 

Кларк (1991) определяет защитные механизмы как бессознательное искажение реальности для устранения болезненных чувств и конфликтов на основе автоматического, привычного реагирования.

 

Если тревожность становится настолько болезненной, что человек не справляется с ней даже с помощью психозащитных механизмов, он прибегает к объектам, способным утешить его (или увести в мир иллюзий, в котором нет проблем). Постепенно он привыкает к ним, становится зависимым от них, что выражается сначала в аддиктивном, затем в зависимом поведении.

 

Психосоциальная модель поведения (Э.Эриксон)

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие.

 

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

 

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

 

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

 

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

 

5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», — это любовь.

 

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностъю.

 

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека.

 

С позиций психосоциального подхода зависимое поведение может быть объяснено неразрешенным конфликтом зависимость /независимость (автономность). Впервые с этим конфликтом психосоциального развития человек сталкивается в раннем детстве, благополучное решение его развивает автономную волю, ее преобладание над стыдом и сомнением.

 

Адлерианская модель индивидуального поведения

С позиций адлерианского подхода наркопотребление можно объяснить стремлением человека преодолеть комплекс неполноценности, вызывающий желание «бегства от жизни». А.Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования. Он считал, что стремление человека к самосовершенствованию и преодолению недостатков, своей неполноценности является врожденным, и для того чтобы понять поведение человека, необходимо выяснить, в чем он испытывает неполноценность и как ее преодолевает, какие цели он ставит для преодоления неполноценности.

Прототип жизненного стиля формируется в первые 4–5 лет жизни и накладывает отпечаток на все, что делает человек.  Отсутствие социальной адаптации проявляется уже в прототипе.

Информация о работе Теоретические модели наркопотребления