Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 11:04, лекция
В рамках бихевиорального подхода (Л.С. Фридман, Н.Ф. Флеминг, С.Е. Хайман) анализируются связи и взаимодействия хронического наркомана с обществом, которые ограничиваются контактами с членами наркоманской среды, за пределами которой наркоман испытывает неуверенность, тревогу и эмоциональный стресс. Отказ от наркотиков рассматривается как неадаптивный шаг, сопряженный с риском неопределенности и ответственностью за себя. Низкая устойчивость к стрессогенным ситуациям, а также высокая эффективность поведения, направленного на употребление наркотиков, выступают как стимулы, подкрепляющие психическую зависимость от наркотиков.
Экзистенциальная модель поведения
Основным положением экзистенциальной психологической концепции является следующее положение: человек не является жертвой обстоятельств, потому что в большой степени он является тем, кто он есть, по своему собственному выбору. Зависимое поведение является тупиковой ситуацией для человека. Человек понимает, что он потерял свою свободу выбора действий, либо ощущает себя жертвой обстоятельств (при экстернальном локусе контроля), либо испытывает сильное чувство вины (при интернальном локусе контроля). При решении проблемы психологической зависимости человек оказывается в экзистенциальном вакууме, так как происходит разрушение системы прежних ценностей, а «новых богов» еще нет.
Гештальт-модель индивидуального поведения
Как экзистенциальный, так и гештальт-подход в психологии уделяют много внимания опыту человека, осознаваемого «здесь и сейчас», актуальным переживаниям этого опыта. Основной предпосылкой гештальтпсихологии является представление о природе человека как организованной в виде паттернов и целостностей и нуждающейся в восприятии и понимании.
Жизнь и поведение рассматриваются как процессы, управляемые гомеостазом (приспособлением, адаптацией). Эти процессы помогают организму поддерживать свое равновесие и здоровое состояние в изменяющихся условиях. Под гомеостазом понимается процесс удовлетворения организмом своих потребностей, а поскольку потребности многочисленны, каждая из них угрожает равновесию организма.
Гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Ф. Перлз предположил, что здоровый организм действует по принципу иерархии ценностей и обращается к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо другой.
В каждый момент доминирующая потребность выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере временно, отступают на задний план, образуя фон. Фигура в гештальтпсихологии—это потребность, которая наиболее остро требует своего удовлетворения (Перлз, 1996). В случае зависимого поведения—это опредмеченная потребность объекта зависимости.
Трансактная модель индивидуального поведения
Трансактный анализ, подход, разработанный Э. Берном (1992), опирается на представление о структуре человеческой психики, представленной эгосостояниями (Ребенок, Родитель и Взрослый), проявляющимися в поведении человека. Психическое содержание Ребенка—это чувства и желания детей до шести лет, Родителя—родительские ценности, традиции, нормы поведения, Взрослого— подход к самостоятельному восприятию мира.
Состояния Родителя, Взрослого и Ребенка включают содержание, необходимое для цивилизованного общения. Это, прежде всего, жизненные правила, традиции, которые в современном мире меняются, обновляются, сохраняя при этом гуманитарные ценности, без которых невозможно существование общества как такового, как и невозможно управление поведением.
Э. Берн предположил, что существуют различные состояния «Я», которые можно описать через систему чувств, набор согласованных поведенческих схем. Репертуар этих состояний ограничен и разбивается на три категории: состояния «Я», сходные с образами родителей; состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности; состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Весь человеческий род Э. Берн рассматривает в континууме, на одном конце которого те, кто приобрел автономию, на другом— те, кто привязан к жизненному сценарию, а в промежутке—все остальные (Берн, 1992b).
Человек, руководимый сценарием. У такого человека есть много разрешений, позволяющих ему не быть связанным со сценарием, но, прежде чем насладиться разрешенным, он должен исполнить сценарные требования. (В российском менталитете это соответствует пословице «Делу—время, потехе—час».)
Человек, одержимый сценарием. Ему тоже кое-что разрешено, но он «гонит» свой сценарий любой ценой, посвящая ему все свое время. Люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, с немыслимой скоростью мчатся навстречу своей гибели как жертвы трагического или рокового сценария.
Однако есть и такие люди, которые бунтуют против своего сценария, поступая противоположно тому, как «следует» поступать.
Бихевиоральные модели индивидуального поведения
Модель индивидуального поведения в радикальном бихевиоризме
Поведение с позиции радикального бихевиоризма зависит от окружающих людей и может быть исследовано естественнонаучными методами, как и любой другой феномен. Оно предсказуемо и управляемо, а каждая поведенческая реакция основана на предыдущем опыте и генетическом коде.
Личность понимается как сумма паттернов поведения (Skinner, 1953). Скиннер, считавший себя учеником И. П. Павлова, развивал вторую концепцию бихевиоризма—оперантное обусловливание.
Скиннер полагал, что поведение формируется сочетанием позитивных и негативных стимулов (поощрения и наказания), позволяющих манипулировать поведением как животных, так и человека.
Деньги и пища рассматривались им как основные позитивные виды подкрепления, а боль, страх и голод—как негативные.
Выводы Скиннера в отношении оперантного обусловливания следующие:
• обусловливание чаще всего происходит вне сферы сознания. Наше индивидуальное восприятие зависит от прошлых восприятий (культура, традиции), а также от опыта. Эти прошлые восприятия наслаиваются друг на друга и создают базу для поведения, которую мы часто не осознаем;
• обусловливание поддерживается вне сознания. Действительно, многие наши решения и связанные с этим поведенческие реакции связаны с неосознанным восприятием;
• обусловливание тогда эффективно (и выходит на новый уровень), когда элементы неосознанного соединяются с сознательным, т. е. неосознанное осознается (по: Lefcourt, 1980, p. 214).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НАРКОТИЗМА
Особую роль при анализе зависимого поведения играют социально-психологические теории. Во многом они являются предтечами современных многофакторных комплексных моделей, так как учитывают спектр биологических, психологических и социальных факторов.
Социально-когнитивная теория
Теория социального научения основывается на допущении, что поведение, влияние окружающей среды, установки и убеждения в высшей степени взаимозависимы и взаимообусловлены. Таким образом, следует говорить о тройственной функциональной зависимости между поведением, внутриличностными факторами, включая когнитивные, аффективные и биологические процессы, а также внешним окружением.
Центральное место в социально-когнитивной теории занимают убеждения, связанные с «саморезультативностью», определяемой как «способность индивида организовать и исполнить последовательность действий, требуемых для достижения определенного результата» (Bandura, 1994, p. 29).
Y.Rotter ввел конструкт локуса контроля в теорию социального научения, исходя из предположения, что действия личности можно предсказывать на основе ее ценностей, ожиданий и ситуации, в которой она себя видит.
То, насколько люди убеждены, что они являются активными деятелями и могут, в определенных пределах, влиять на свою судьбу, критически важно для выбора способа преодоления стресса, выживания и удовлетворения жизнью.
Теория осознаваемого действия [Fishbein, Ajzen, 1975]
Авторы теории полагают, что непосредственной детерминантой поведения является "поведенческое намерение".
"Поведенческое намерение", в свою очередь, зависит от аттитюда по отношению к поведению и субъективной нормы.
АТТИТЮД представляет собой оценку поведения - то, в какой степени индивид "считает данное поведение плохим или хорошим".
Детерминантами аттитюда являются "поведенческие убеждения" (представления о последствиях поведения) и "оценка последствий".
Субъективная норма представляет собой убеждения индивида относительно того, насколько значимые другие ожидают от него данного поведения (воспринимаемое социальное давление).
Детерминантами субъективной нормы являются "нормативные убеждения" (убеждения индивида относительно того, насколько каждый из значимых других ожидает от него определенного поведения) и "мотивация подчинения" (склонность индивида конформно реагировать на ожидания других).
Авторы теории утверждают, что относительные доли вклада аттитюда и субъективных норм в предсказание поведения неопределимы заранее и зависят от конкретного типа поведения и индивида. Теория обоснованного действия получила значительную эмпирическую поддержку.
Будет ли мать запрещать своему ребенку есть сладкое, зависит от того, какие последствия запрета она предполагает (уменьшение риска кариеса), как она оценивает эти последствия (насколько важно снизить риск заболевания ребенка кариесом), что думают об этом значимые для нее люди (одобряют ли мама или муж этот запрет) и насколько важно для нее мнение этих людей.
Применимость теории обоснованного действия ограничена поведением, поддающимся сознательному контролю человека. Полностью под контролем индивида (в том смысле, что их выполнение зависит исключительно от мотивации субъекта) находятся лишь наиболее простые виды поведения. Это исключает из рассмотрения теорией не только поведение в силу привычки и аддиктивное поведение, но и любое поведение, которое требует специальных навыков, ресурсов или совместных действий.
Теория запланированного действия (Айзен)
Возникла как реакция на этот недостаток и как попытка создания модели, пригодной для анализа более широкого спектра поведения. Айзен добавил к модели обоснованного действия новый конструкт - "воспринимаемая контролируемость поведения".
Конструкт отражает представления индивида о том, насколько просто или сложно выполнить рассматриваемое действие. Относительно приведенного выше примера это означает, что запрет на сладкое будет зависеть также от того, насколько сложной мать считает реализацию этого запрета (доступность продуктов, не содержащих сахара).
Воспринимаемая контролируемость поведения оказывает влияние как на поведенческое намерение, так и на само поведение. Влияние на поведенческое намерение очевидно: люди не формируют намерений, если уверены в невозможности их реализовать.
Влияние воспринимаемой контролируемости поведения на само поведение имеет место благодаря двум фактам:
1) чем больше мы верим в то, что желаемое действие находится под нашим контролем, тем больше усилий прилагаем для его выполнения;
2) если индивид реально оценивает степень своего контроля над ситуацией, влияние воспринимаемой контролируемости на поведение отражает влияние реальных внешних ограничений.
Большую роль в объяснении зависимости сыграли теории, подчеркивающие значимость межличностных взаимоотношений в распространении той или иной формы поведения. Среди данных теоретических моделей отметим теорию социальных сетей [Needle et al., 1995] и теорию социального влияния [Ling et al., 1992].
В данных теоретических моделях большое внимание уделяется естественным процессам взаимодействия между людьми и их социальным окружением, в первую очередь внутри референтных групп и среди сверстников. В большом количестве работ, посвященных роли социального влияния на поведенческие изменения, подчеркивается, что ближайшее окружение может влиять на поведение отдельного индивида через механизмы социального сравнения, страха перед осуждением, социализации, моделирования и социальной поддержки. В рамках данной теоретической концепции употребление ПАВ можно рассматривать как «заразное» заболевание, распространение которого просходит внутри групп.