Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:17, реферат

Краткое описание

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Теор лич.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

Введение

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.

Предметом психологического исследования личности является система обобщенных отношений личности в окружающей действительности и тех способов действия с помощью которых осуществляются эти отношения. Система свойств личности входит в свою очередь в подсистему большой системы общественных взаимоотношений. Подсистема свойств личности стоит в многозначной зависимости от подсистем нижестоящего уровня - физиологических свойств организма и психических свойств человека как индивидуума.

Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологию. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как

1. Традиционные теории  личности (В.Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К. Юнг и др.);

2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);

3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм и др.).  
1. Классификация и содержание новейших теорий личности

Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно

Э. Фромм и Э. Бёрн были последователями психоаналитической концепции З. Фрейда. Они творчески её переработали. Кроме того, они были современниками глобальных политических, социальных и духовных изменений в мире, что наложило отпечаток на их творчество. Их теории вышли из одного источника, но во многом различны, так как рассматривали одни и те же проблемы с различных точек зрения

Э. Фромм (1900-1980 гг.) заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. По мнению Э. Фромма, человек - существо биосоциальное. Необходимо создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека. Подлинная свобода и независимость, а также искоренение любых форм угнетения смогут привести в действие такую силу как любовь к жизни, а это и есть единственная сила способная победить любовь к смерти

Человек отличается от животных тем, что кроме инстинктов и «инструментального разума» (мышления) имеет самосознание, рассудок и разум, которые разрушают гармонию естественного существования свойственную животным. Кроме того, человеку постоянно нужен какой-либо внешний раздражитель (новый и существенно отличающийся от его повседневных занятий), заставляющий его мысленно работать (для разнообразия), иначе человек впадает в тоску (скуку).

 У человека, в отличие  от животных, слабо развито «чувство  рода», «сопричастности», «братства» (с  другими людьми), ибо чужого он  ощущает представителем другого  биологического вида. Человеческая  совесть - это наша реакция на  самих себя. Но большинство современных  людей на умеют слушать собственную  совесть, не способны, или боятся  остаться наедине с собой, но  постоянно окружают себя шумом  чужих мнений и идей. Однако, голос  совести настигает человека в  сновидениях

Цель человеческой жизни - это развёртывание сил человека согласно законам его природы. На человека действуют природные и социальные силы, однако, главное - это его личность. Человек может адаптироваться даже к самым неблагоприятным условиям, но в процессе этой адаптации он вырабатывает определённые ментальные и эмоциональные реакции, сообразно специфическим свойствам своей природы. Человек - это не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он - существо, заряжённое энергией и структурированное определённым образом. В человеческой природе существуют неотъемлемые свойства независящие от социальных условий

Жизнь человеческая есть искусство, самое важное, трудное и сложное из всех искусств. Его предметом является не какая-либо конкретная деятельность, а сама жизнедеятельность. В искусстве жить человек - и творец, и предмет своего искусства. Но наше время утратило это представление, Современное общество, несмотря на то, что оно придаёт огромное значение счастью, индивидуальности и личным интересам, сделало целью жизни иллюзорные интересы: деньги, престиж, власть и т. п.

 

Из факторов, отличающих человека от животного, Э. Фромм называл биологическую слабость человека. Человек самое беспомощное из всех животных, но эта его биологическая слабость служит основой его силы. Поэтому человек может не только приспосабливаться (адаптироваться), но и сознательно изменять среду своего существования.

 Другим фактором являются  экзистенециальные и исторические дихотомии (противоречия) человека. Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», свойственную животному существованию. Это превратило человека в аномалию и причуду Вселенной. Человек, являясь частью природы, в тоже время выходит за её рамки. Человек заброшен в этот мир, в место и время, которое не выбирал (рождение), и оказывается выброшенным из мира, опять же не по своей воле (смерть). Дихотомия «жизнь -смерть» - основное противоречие в человеке. Он ясно понимает беспомощность и ограниченность своего существования. Человек не может избавиться от своего ума, но может избавиться от своего тела. Это заставляет его хотеть жить. Человек единственное животное, которое может скучать, быть недовольным и т. п. Собственное существование для него составляет проблему.

 В основе взглядов  Э. Бёрна (1902-1970 гг.) лежит психоанализ З. Фрейда. Психология Э. Бёрна была призвана освободить человека от сценариев програмирующих человеческую жизнь, через их осознание, противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности межличностных отношений, через выработку разумного и независимого поведения. При этом конечной целью было достижение гармоничной сбалансированной личности. Э. Берн хотел научить человека анализировать характер своего общения.

 По мнению Э. Бёрна, многие особенности личности вытекают из наследственности. Наследственность задаёт границы этих способностей. Но осуществляются эти способности в зависимости от воздействия среды. Наследственность определяет возможности, а среда - насколько к ним удастся приблизиться. Нет смысла задаваться вопросом, что важнее в действительности. Человечество - это энергетическая система, стоящая в ряду других энергетических систем Вселенной.

 Значительная часть  психической энергии человека  затрачивается на то чтобы  ничего не делать, вернее, чтобы  воздерживаться от ненужных действий. Кроме того, она идёт на разделение  определённых идей и эмоций  ради сохранения порядка в  нашей психике. Люди действуют  и чувствуют не в соответствии  действительными фактами, а в  соответствии со своими представлениями  об этих фактах. Например, большинство  людей (в том числе и явные  атеисты) верят в бессмертие или  Бога.

 Человек - это энергетическая  система, полная динамических стремлений. Как и любая другая энергетическая  система, он постоянно стремится  перейти из состояния напряжения  в состояние покоя, равновесия. У  человека могут быть различные  желания, толкающие его одновременно  в разных направлениях, что может  причинить значительные неудобства. Иногда человеку приходится отказываться  от снятия некоторых напряжений, во избежание возникновения новых, ещё более сложных и чреватых  негативными последствиями.

Два самых мощных стремления человека - это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из первого возникают любовь, великодушие, щедрость, произведение потомства и творчество («либидо» - воля к жизни). Кульминация либидо - половой акт. Главная задача либидо - продолжение рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду, ненависть, слепой гнев, жестокость («мортидо» - воля к смерти). Кульминация - убийство или самоубийство. Эти стремления часто вступают в конфликт между собой, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям, окружающей среде и себе самому. Потом одно из соперничающих желаний выталкивается из сознания в подсознание. Однако вытесненное желание не пропадает, оно влияет на поступки людей вопреки их воле. Чтобы удерживать либидо и мортидо в равновесии существует «Эго» - часть психики, которая действует в соответствии с «Принципом Реальности». Либидо и мортидо находятся в другой части - «Это» или «Ид». Ид безжалостно и лишено всякой морали. Часто Эго и Ид противостоят друг другу. Ид не способно общаться с действительностью, а способно лишь желать. Эго может облекать эти желания в приличную форму сообразно Принципу Реальности.

 

 

 Д.Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Символический интеракционизм Д. Мида, лежащий в его основе, представляет собой систематическое изложение проблемы личности. Сам Мид называл свою теорию социальным бихевиоризмом, подчеркивая сходство своих взглядов с теорией бихевиоризма, которое заключалось прежде всего в том, что Мид также придавал большое значение при анализе личности окружающей среде. Главным же отличием теории Мида и бихевиористских теорий личности является активный, деятельный субъект Мида, который является творцом своего социального мира. Х. Абельс так формулирует основное теоретическое положение теории Мида: «Личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками».

 Мид различает понятия «знак», «жест» и «значимый смвол». Знак - это стимул, вызывающий инстинктивную реакцию (раскат грома - реакция испуга); жест - это знак, имеющий определенный коммуникативный смысл в контексте взаимодействия с другими. Мид считает, что отличие между человеком и животным - именно в реакциях на жесты. Если животное реагирует на жест инстинктивно, то есть жест для животного - тот же знак, то человек может абстрагироваться от жеста и обратиться к стоящему за ним смыслу.

 Например, если некто грозит вам кулаком на вечеринке, то возможно, будет драка. Если же машет кулаком ваш преподаватель во время лекции, то мы можем интерпретировать этот жест как привлечение внимания, но ни в коем случае как приглашение к драке, так как социальный опыт нам подсказывает, что преподаватели не склонны пускать в ход кулаки (пример взят из книги Х. Абельса). Этот пример показывает, что в основе социального поведения человека лежит интерпретация им объектов окружающего мира на основании значений этих объектов. Коммуникация между людьми, как отмечает Мид, возможна за счет создания ими общих значимых символов: «значимыми символами называются знаки и символические жесты, вызывающие у другого индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у первого, и поэтому вызывающие одинаковую реакцию». Символы не связаны с какой-либо конкретной ситуацией и содержат общий смысл.

 Развитие личности предполагает прохождение ею двух основных фаз социализации: фазы индивидуальной игры (play), в результате которой человек научается перенимать роли значимых других, и фазы коллективной игры (game), успешное прохождение которой приводит к формированию в сознании человека понятия «обобщенный другой». «Обобщенный другой» - ключевой момент в социализации личности. По словам П. Бергера и Т. Лукмана, «его формирование в сознании означает, что индивид теперь идентифицируется не только с конкретными другими, но и с всеобщностью других, то есть с обществом». Принятие личностью роли другого человека и интернализация обобщенного другого, по Миду, являются предпосылками формирования личности. Личность в результате представляет собой частично то, что видят в человеке другие (эту часть личности Мид обозначил английским термином «Me»), частично то, что отличает человека от общих стандартов (эта сторона личности названа Мидом «I»). В результате постоянного, устойчивого и гармоничного взаимодействия этих частей возникает self, что переводиться как личность, «самость», личностное «Я». Личность, которая способна взаимодействовать с другими людьми, осознавать и конструировать собственный мир.

 Теория личности Д. Мида (1863-1931) оказала значительное влияние на все последующие работы в этом направлении: теорию установок личности на себя М. Куна и Т. Макпартленда, теорию социальной драматургии Э. Гоффмана и др. Х. Абельс считает Мида основателем интерпретативной парадигмы в социальных науках.

 Г.С. Салливан (1892-1949) в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии». Концепция Салливана основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на других людей. Главный принцип Салливана: личность - это «относительно продолжительный паттерн периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека».

 Единица анализа - не личность, а межличностная ситуация.

 Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведёт себя по отношению к одному или нескольким другим людям. «Другие» необязательно должны присутствовать. Восприятие, память, мышление, воображение, все другие психические процессы по характеру своему являются межличностными.

Также Салливан признаёт, что личность - это динамический центр различных процессов. Наиболее важные: динамизм, персонификации и когнитивные процессы.

 

Динамизм - это мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Представляет собой стабильный и регулярно повторяющийся паттерн поведения, примерно то же, что привычка. Салливан необычно формулирует определение динамизма: он говорит, что это «оболочка для несущественных частных различий». Это означает, что к паттерну может добавляться новая черта без изменения самого паттерна в той мере, в какой она не представляет существенного отличия от остального содержания «оболочки». Если же она отличается существенно, то возникает новый паттерн. Собственно, человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений. Любая привычная реакция по отношению к людям составляет динамизм. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но способ выражения различен - в зависимости от ситуаций и жизненного опыта индивида. Динамизм обычно задействует определённую область тела - рот, руки, анус, гениталии, - по средствам которой взаимодействует со средой. Зона содержит рецепторный аппарат для получения стимуляций, эффекторный аппарат - для совершения действия, связующий аппарат - эдуктор, в центральной нервной системе; он связывает рецепторный и эффекторный механизмы. Большинство динамизмов служит удовлетворению базовых потребностей организма. Однако существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги. Он называется динамизмом Я или Я-системой.

 Я - система. Тревога - продукт  межличностных отношений; первоначально  он передаётся от матери к  ребёнку и впоследствии связана  с угрозой безопасности. Для того  чтобы избежать тревоги или  свести её к минимуму, люди  используют различные способы  защиты и контроля за своим  поведением. Поскольку Я защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и защищено от критики. Я-система, по мере возрастания сложности и независимости, препятствует объективной оценке человеком собственного поведения, сглаживает объективные противоречия между тем, что представляет человек на самом деле, и тем, что о нём «говорит» Я - система. Салливан считает, что

Информация о работе Теории личности