Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:17, реферат

Краткое описание

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Теор лич.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

 Я - система - продукт иррациональных  аспектов общества. Он имеет в  виду, что более рациональном  обществе не возникли бы причины, по которым ребёнок чувствует  тревогу и для того, что бы с тревогой справиться он вынужден овладевать неестественными и нереалистическими методами. Хотя Салливан признаёт, что в современном обществе развитие системы абсолютно необходимо, также и он признаёт и то, что Я - система мешает благоприятному изменению личности.

Персонификация - это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающих на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой.

Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом (род. 1908) «Диадической теории интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа - диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.

 Сирс сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого - через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на «диадической системе», в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в «диадических ситуациях», поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады.

Д.А. Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек - исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний.

Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала.

 

 

 

 

 2. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов

 В современной  психологии насчитываются десятки  теорий личности. Как правило, конкретные  теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом  знании, но с необходимостью включают  в себя аксиоматическое допущение  о том, «что есть человек». Эти  допущения едва ли могут быть  строго доказаны (часто они заимствованы  из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа «человека самореализующегося» и положений гуманистической психологии, в третьей - окажется необходимым использовать представления о «человеке активном».

Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека. Одним из возможных критериев классификации является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о «природе человека». По этому критерию можно указать как минимум четыре различные позиции относительно «природы человека»:

1) человек от природы  плох и одержим примитивными  импульсами. В таком случае конфликт  между обществом и субъектом  неизбежен. Причём в интересах  всех, чтобы общество победило  эгоистическое начало в человеке;

2) человек от природы  «хорош», а общество искажает  его позитивную естественную  сущность. В этом случае, неизбежен  конфликт между «хорошим» человеком  и «плохим» обществом. Однако  допускается, что можно построить  идеальное общество, которое будет  соответствовать природе человека  и раскрытию всех потенциально  присущих ему свойств

3) человек по природе  неоднозначен (и хорош, и плох  одновременно). Общество может только  способствовать развитию хорошего  и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае  конфликт не является неизбежным  и не носит тотального характера;

4) человек по природе  нейтрален. Он tabula rasa, которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.

 В связи с этим  классификации теории личности  можно разделить на четыре  основных типа: гомеостатические, ориентированные  на конфликт; гомеостатические, ориентированные  на согласие; гетеростатические, ориентированные на конфликт и гетеростатические ориентированные на согласие.

 Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, предполагают, что наличие конфликта является  «бременем» человека, в течение  всей своей жизни безуспешно  пытающегося разрешить заданный  ему собственной природой конфликт  и вернуться в безмятежное  состояние равновесия. Типичным  примером такой трактовки личности  является классическая психоаналитическая  теория 3. Фрейда. Конфликт здесь  неизбежен не только в связи  с исходной «испорченностью»  человека, но и потому, что при  отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером являются теории, рассматривающие личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).

В теориях гетеростатического типа акцент делается на самодетерминации усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие теории признают естественной сущностью личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»), но могут включать в себя и представления о различных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентированные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно «незавершенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а ориентированные на конфликт возлагают ответственность за проект развития и исход его реализации исключительно на самого человека.

 Классификация теорий  по Р. С. Немову:

По способу объяснения поведения:

 Психодинамические

Социодинамические

Интеракционистические

По способу получения данных о личности:

 Экспериментальные

Неэкспериментальные

По углу зрения на личность:

 Динамические

Структурные

По возрастному диапазону:

 Дошкольный и школьный  период

 Вся жизнь от рождения  до смерти

По понятиям в которых описывается личность:

 Черты, качества. Свойства

Формы поведения

Главной детерминантой развития личности в отечественной психологии признавалась деятельность. Деятельность всегда субъективна. Сознание человека обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.

 То, что человек получает  в результате труда, должно прежде  существовать в его представлении. В представлении же «заложено»  все, что имело место в деятельности.

Структуры человеческой психики формируются благодаря усвоению структур внешней деятельности (механизм интериоризации). В то же время внутренние действия предвосхищают, подготавливают внешние (механизм экстериоризации). Познание не существует вне процесса жизни (совокупности внутренней и внешней деятельности), который по самой природе своей есть процесс материальный, практический.

 Человек есть продукт, высший результат развития природы. Вместе с тем человек, рожденный  природой, очень скоро определяет  себе относительную свободу по  отношению к ней. У него появляется  способность преодолевать чувство голода, страха, боли.

 Сторонники структурного  подхода считают, что духовность  стала возможна благодаря рефлексивному  сознанию. Именно оно есть граница  с остальным животным миром. Это  родовая особенность человека, иное  измерение мира. Благодаря рефлексивному  сознанию создан мир человека, его бытие. Мир человека - это бытие  человека, включающее человека и  преобразованное им. Рефлексивное  сознание есть способность понимать  себя, сосредоточиться на себе  и «овладеть собой», видеть мир  в прошлом, настоящем и будущем.

 Мир человека имеет  свою историю, а не просто циклы  развития как у животных. Каждый  человек является «продуктом»  и участником, как истории человечества, так и своей собственной. То, что  относится к истории жизни  и современной социальной ситуации, определяет то, что он является  субъектом, и «результатом» своей  собственной сегодняшней жизни  и деятельности

Отсюда, с точки зрения ученых структурного подхода, основным способом жизни, «очеловечивания» человека, т.е. появления и развития рефлексивного сознания является деятельность

Деятельность есть источник, результат и необходимое условие. Развития человеческой культуры, цивилизации, индивидуального опыта жизни. Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности и зависимости, осознается значимость индивидуальности

В модели личности К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются:

1) направленность личности

2) опыт;

3) особенности психических  процессов;

4) биопсихические свойства.

В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» - это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.

 На все подструктуры  личности, кроме того, накладываются  способности и характер. Все подструктуры  различаются между собой по  степени представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа. Иерархия основных подструктур личности, а также их содержание представлены в таблице 1

Таблица 1

 

 

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

 Как развивается личность человека?

 Что мотивирует поведение  человека

Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

 Какова природа социальной  жизни человека?

 Чем объясняется уникальность  личности

- Каковы основные детерминанты личностного расстройства

Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие - некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

Информация о работе Теории личности