Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:17, реферат
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.
Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).
Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
В модели личности К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются:
1) направленность личности
2) опыт;
3) особенности психических процессов;
4) биопсихические свойства.
Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания».
Индивид - это прежде всего генотипическое
образование. Но индивид является не только
образованием генотипическим, его формирование
продолжается, как известно, и в онтогенезе,
прижизненно. Поэтому в характеристику
индивида входят также свойства и их интеграции,
складывающиеся онтогенетически. Речь
идет о возникающих «сплавах» врожденных
и приобретенных реакций, об изменении
предметного содержания потребностей,
о формирующихся доминантах поведения.
Наиболее общее правило состоит здесь
в том, что, чем выше мы поднимаемся по
лестнице биологической эволюции, чем
сложнее становятся жизненные проявления
индивидов и их организация, тем более
выраженными становятся различия в их
порожденных и прижизненно приобретаемых
особенностях, тем более, если можно так
выразиться, индивиды индивидуализируются.<br
/>Леонтьев поясняет, что начал с понятия
индивида лишь потому, что в психологии
оно употребляется в чрезмерно широком
значении, приводящем к неразличению особенностей
человека как индивида и его особенностей
как личности. Но как раз их четкое различение,
а соответственно и лежащее в его основе
различение понятий «индивид» и «личность»
составляет необходимую предпосылку психологического
анализа личности.<br />Наш язык хорошо
отражает несовпадение этих понятий: слово
“личность” употребляется нами только
по отношению к человеку, и притом начиная
лишь с некоторого этапа его развития.
Мы не говорим «личность животного» или
«личность новорожденного». Никто не затрудняется
говорить о животном и о новорожденном
как об индивидах, об их индивидуальных
особенностях. Мы всерьез не говорим о
личности даже двухлетнего ребенка, хотя
он проявляет не только свои генотипические
особенности, но и великое множество особенностей,
приобретенных под воздействием социального
окружения; кстати сказать, это обстоятельство
лишний раз свидетельствует против понимания
личности как продукта перекрещивания
биологического и социального факторов.<br
/>Понятие личности, так же как и понятие
индивида, выражает целостность субъекта
жизни; личность не состоит из кусочков.
Но личность представляет собой целостное
образование особого рода. Личность не
есть целостность, обусловленная генотипически:
личностью не родятся, личностью становятся.
Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного
или о личности младенца, хотя черты индивидуальности
проявляются на ранних ступенях онтогенеза
из менее ярко, чем на более поздних возрастных
этапах. Личность есть относительно поздний
продукт общественно-исторического и
онтогенетического развития человека.
Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн.<br
/>Личность есть специальное человеческое
образование, которое так же не может быть
выведено из его приспособительной деятельности,
как не могут быть выведены из нее его
сознание или его человеческие потребности.
Как и сознание человека, как и его потребности,
личность человека тоже «производится»
- создается общественными отношениями,
в которые индивид вступает в своей деятельности.
То обстоятельство, что при этом трансформируются,
меняются и некоторые его особенности
как индивида, составляет не причину, а
следствие формирования его личности.<br
/>Главная задача состоит в том, чтобы
выявить действительные «образующие»
личности, этого высшего единства человека,
изменчивого, как изменчива сама его жизнь,
и вместе с тем сохраняющего свое постоянство,
свою аутоидентичность. Ведь независимо
от накапливаемого человеком опыта, от
событий, которые меняют его жизненное
положение, наконец, независимо от происходящих
физических его изменений, он как личность
остается и в глазах других людей, и для
самого себя тем же самым. Он идентифицируется
не только своим именем, его идентифицирует
и закон, по крайней мере в пределах, в
которых он признается ответственным
за свои поступки.<br />Таким образом,
существует известное противоречие между
очевидной физической, психофизиологической
изменчивостью человека и устойчивостью
его как личности. Это и выдвинуло проблему
«я» в качестве особой проблемы психологии
личности. Она возникает потому, что черты,
включаемые в психологическую характеристику
личности, выражают явно изменчивое и
«прерывное» в человеке, т.е. то, чему как
раз противостоит постоянство и непрерывность
его «я».<br />Леонтьев говорит о подходе
к личности, в основу которого кладется
категория предметной человеческой деятельности,
анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований
и порождаемых ею форм психического отражения.<br
/>Такой подход уже с самого начала позволяет
дать предварительное решение вопроса
о том, что образует устойчивый базис личности,
от которого и зависит, что именно входит
и что не входит в характеристику человека
именно как личности<br /><br />
Заключение<br /><br />На современном
этапе в психологии личности выделяется
ряд наиболее приоритетных и наименее
разработанных направлений. В большей
степени современные исследования личности
проводятся на стыке психологических
и других наук (генетики, нейрофизиологии,
социологии и др.).
Наиболее известные теории последнего времени связаны с именами: К.К. Платонова, Э. Берна, А.Н. Леонтьева. Смысл теории Платонова заключается в том, что личность состоит из отдельных компонент (направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства), которые в процессе взаимодействия определят поведение человека. Э. Берна считает, что в человека параллельно существуют несколько типов поведения личности, каждая из которых активизируется при определенных условиях. Леонтьев утверждает, что личность человека зависит от «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, которые проявляются в той или иной степени. Теории этих ученых будут рассмотрены более конкретно ниже.<br />Таким образом, анализирую новые теории личности можно сказать, что некоторые из них представляют собой продукт чистой психологии (Платонов, Берн), а другие больше относятся к сплаву генетика-психология (Леонтьев).