Теории социальных групп Р.Мертона и Ч.Кули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь стягивает нас в запутанный клубок взаимосвязей с другими людьми. Наши человеческие качества выявляются в результате таких взаимоотношений в ходе социального взаимодействия. Более того, человеческие качества должны подтверждаться социальным взаимодействием, причем постоянно. Взаимосвязью называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1 Социальные группы……………………………………………………….
4
2 Теория социальных групп Р.Мертона……………………………………
5
3 Теория социальных групп Ч.Кули……………………………………….
13
Заключение……………………………………………………………………
18
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

teoriya_socialnyh_grupp_mertona_i_kuli.docx

— 37.02 Кб (Скачать файл)

13) типы и степени социальной  сплоченности.

Сплоченность – это способность группы воздействовать на широкий спектр поведения своих членов. Социальная сплоченность может иметь своим основанием а) культуру, т.е. ценностно-нормативную сплоченность, б) организационную поддержку и в) структурный контекст, т.е. включенность группы и ее членов в противостояние и конфликты с окружающей средой;

14) способность к расщеплению  или к единству - динамика развития  и обратной инкорпорации внутри  групповых образований;

15) объем социального взаимодействия  внутри группы;

16) характер социальных  отношений, обязательных в данной  группе. Здесь имеется в виду  переменная: община - общество; первичные  и вторичные отношения;

17) степень ожидаемой конформности  к нормам группы: терпимость к  отклоняющимся видам поведения, институционализированные допуски  отклонений: "Можно предположить, - утверждает Мертон, - что определенное  количество терпимых отклонений  от норм функционально необходимо  для стабильности сложных социальных  структур"; это помогает процессу  постепенного изменения этих  структур;

18) система нормативного  контроля, т.е. контроля при помощи  специальных людей, назначаемых  на выделенные для этого роли, или посредством солидарной реакции  социальной среды;

19) степень наглядности  и прозрачности - возможности наблюдения  внутри группы;

20) экологическая структура  группы - чисто пространственная  дистрибуция ее членов;

21) автономность или зависимость  группы как в выполнении своих  функций и достижении своих  целей, так и в выполнении функций  и достижении целей других  групп в более широком социуме;

22) степень стабильности  групп - способность противостоять  воздействию извне, поддерживая  свою структуру и изменяясь  постепенно;

23) степень стабильности  структурного контекста группы. Это относится к способности  социального окружения группы  поддерживать ее характер, действуя  через аккомодативные и адаптивные  связи, которые выстраивает с  ним группа;

24) способы поддержания  стабильности группы и структурного  контекста. Некоторые группы отвечают  на стрессы, сохраняя свой функциональный  характер, благодаря своей сравнительной  ригидности, другие же - благодаря  своей сравнительной изменчивости;

25) относительная социальная  позиция группы  - ранжирование  относительно других групп в  терминах социального престижа;

26) Относительное влияние - способность группы проводить  в жизнь свои коллективные  решения относительно, во-первых, своих  членов, а во-вторых, своего социального  окружения.

Составив столь длинный список групповых свойств, Мертон соглашается с тем, что ему можно предъявить претензии, с одной стороны, в том, что он неполон, а с другой - что он слишком длинен. Невозможно представить себе всеобъемлющую классификацию социальных групп по 26-ти признакам. Но это и не нужно, считает Мертон. Достаточно создавать классификации по нескольким признакам, имеющим значение для конкретного исследования. Наиболее важная и насущная проблема - создать стандартизированные способы измерения этих групповых свойств. Всеохватывающие классификации громоздки и избыточны, так как часто референтно-групповое поведение оказывается избирательным, т.е. бывает направлено не на референтного индивида как такового, а только на узкий спектр его личности, и не на группу в целом, а на какую-то ее часть или аспект. Индивида может привлекать тот или иной вид норм в данной группе.

 Таким образом, референтные  группы трактовались исключительно  как те, к которым индивид принадлежит. Однако понятие референтной группы  гораздо шире. По Мертону, референтные  группы, это сообщества, представляющие  интересы, установки, ценности, на которые  ориентируются индивиды. Такие группы, к которым индивид может принадлежать  или не принадлежать, но на  которые он ориентируется в  формировании установок и конструировании  своего поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Теория социальных групп  Ч.Кули

 

В основании концепции Кули лежит тезис о том, что человек обладает двумя видами наследственности: природной и социальной. Он описывает соотношение между ними таким метафорическим образом: "...существуют как бы река и дорога, бегущая по ее берегу, - две линии передачи. Река - это наследственность, или естественная передача, а дорога - это коммуникация, или социальная передача. С первой составляющей наследственности - природной - нет никаких проблем: человек получает ее в момент зачатия; а вот приобретение социальной наследственности требует трудов и времени, зато только с ее помощью личность может по-настоящему развить свои способности, собственно, стать человеком″.

Человеческая природа, по Кули, состоит из первичных социальных чувств, которые развиваются на основании инстинктивных эмоций, но представляют собой уже несравненно более сложные образования. Кули называет их "сантименты". В русском языке все эти три понятия: "чувства", "эмоции" и "сантименты" - весьма слабо разделены и часто употребляются как взаимозаменяемые. Но при описании концепций Кули их необходимо различать.

Первичная группа, окружающая человека с момента его появления на свет и сопровождающая его (в той или иной форме) на всех этапах его жизни, - это социальное образование. Важно подчеркнуть, что Кули воспринимает социальную группу как нечто принципиально отличное от некоторого числа индивидов, ее составляющих: группа обладает организацией, отличной от той, которая присуща внутреннему миру (или, точнее, внутренним мирам) отдельных составляющих ее индивидов. Таким образом, социальная группа и человеческий индивид - безусловно, два различных феномена. Но группа и составляющие ее люди, если рассматривать их как целое, как связанных друг с другом посредством этой самой группы оказываются столь сильно слитыми, что Кули настаивает: их нельзя рассматривать как отдельные феномены, "это просто коллективный и дистрибутивный аспекты одного и того же явления".

Едва родившись, ребенок сразу оказывается в центре сильных и сложно переплетенных отношений своей первичной группы и начинает получать информацию о мире через систему влияний, оказываемых на него другими людьми. Для него нет никакого иного способа познания мира - только через других людей. Поэтому человек никогда не бывает "первичным" индивидом, который обладал бы только естественной, генетически полученной наследственностью, но он никогда не бывает и совершенно самостоятельным мыслителем, не испытывающим влияний окружающих его людей.

Первичная группа - это как бы единый комплекс сознания, в котором растворены все индивидуальные сознания ее членов, они взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Наиболее естественной и древней первичной группой для человека является родительская семья, в которой он вырос и которая его формирует с детства. В прежние времена это была большая многопоколенная семья, различные боковые ветви родства также были более тесно связаны друг с другом. Другая, также весьма древняя, группа, обладавшая постоянным и устойчивым влиянием на индивида - это соседство и, в меньшей степени, вся территориальная община, в которой он жил, в течение всей своей жизни.

В настоящее время условия изменились: семья сильно сократилась и превратилась в то, что называют "ядерной семьей" (муж, жена и несовершеннолетние дети).

Таким образом, в какие бы условия не ставило человека изменение социальной среды, он склонен везде обзаводиться первичной группой, которой он дает довольно большую власть над своими мыслями и от которой получает сотрудничество и поддержку как в своей внутренней работе по освоению мира, так и в своих житейских и прочих делах.

Не следует думать, что единство первичной группы - это единство гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные присвоительные страсти; но страсти эти специализированы сопереживанием и подчиняются или имеют тенденцию подчиняться упорядочению со стороны некого общего настроения. Индивид будет предъявлять какие-то претензии, но главный объект, на который они направлены, будет желанным местом в мыслях других, и он почувствует приверженность общим стандартам служения и честной игры. Так, мальчик будет оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общую славу своего класса и школы.

 Влияние первичной  группы на индивида выходит  далеко за пределы того времени  и места, в котором происходит  реальное общение ее членов. Индивид  общается со своей группой, и, будучи совершенно один, он мысленно  продолжает беседовать с теми  людьми, которые входят в данную  группу, спорить с ними, подыскивать  аргументы в защиту своей точки  зрения. Такое общение, реальное  или воображаемое - это наиболее  привычная форма, в которой только  и может функционировать и  развиваться сознание человека. "Сознание - не герметически замкнутая  камера, а место, где происходит  прием гостей и общение".

И здесь Кули делает еще одно парадоксальное заявление: "Не существует различия между реальными и воображаемыми лицами: в самом деле, будучи воображаемы, они становятся реальными в социальном смысле слова... Чувственное присутствие не имеет первостепенного значения. Лицо реально для нас только в той степени, в которой мы представляем его в той внутренней жизни, которая существует внутри нас на данный момент и в которую мы это лицо водворяем.... Все реальные лица в этом смысле воображаемые". И действительно, любой более или менее опытный человек всегда отдает себе отчет, что его представление о том партнере по общению, который в данный момент находится рядом с ним, может совершенно не совпадать с тем, что видят в этом человеке другие. Да и с тем, что, возможно, увидит в этом человеке он сам по прошествии определенного времени. В конечном счете, важен не сам по себе этот реальный собеседник, а тот идеал, который создается в сознании воспринимающего человека. Ибо представления о мире, который человек должен охватить и освоить своей мыслью, оформляется не в виде абстрактных формулировок и положений, а в том, что Кули называет персональными представлениями.

Персональное представление - это представление о конкретном человеке, наделенном теми качествами и свойствами, которые в персонифицированном виде отражают главные, наиболее важные для человека, осмысляющего мир в данный момент черты познаваемого им мира. Знания об этом мире передаются индивиду именно этими людьми и через них, и не только посредством передачи мыслей в словах, но самими качествами этих людей. Поэтому Кули и утверждает, что все лица, присутствующие в нашем сознании, - воображаемые.

Теперь нам становятся более понятными механизмы влияния первичной группы на индивида. Поскольку в ней сосредоточены наиболее значимые для индивида лица, то отсюда же в его сознание попадают и наиболее сильные и яркие персональные представления, и именно они вызывают те сантименты, которые данная группа и стремится прививать человеку.

Сантимент - это чувство, которым окрашиваются и закрепляются в человеке представления о должном и значимом в жизни.

Таким образом, назначение первичной группы - прививать человеку социальную природу, формировать его социальное Я. "Социальное Я - это просто представление или система представлений, извлеченных из коммуникативной жизни, которые приняты и охраняются сознанием как свои собственные". Эти представления в сознании индивида - не абстрактные формулировки: добро, справедливость, дружба, материнская любовь, самолюбие, соперничество и т.д. Это образы, связанные чаще всего с реальными людьми, почти всегда идеализированными, воспоминания о которых человек уносит с собой, удаляясь (территориально и во времени) от своей группы.

Становясь взрослым, включаясь во все новые социальные сферы, человек продолжает искать и находить себе новые первичные отношения, включаться в другие первичные группы или даже формировать их вокруг себя. И таким путем человек все время расширяет свое представление о мире.

Кули всегда ощущает общество не как скопление индивидов, как-то приспосабливающихся друг к другу посредством общественных договоров и индивидуальных соглашений, а как живой работающий организм, развивающийся по своим законам, и первичная группа видится Кули как его клетка, живущая своей потаенной жизнью. И надо сказать, что до него не было исследователя, так пристально изучавшего эту социальную клетку и так богато ее описавшего.

Резюмируя, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в данной контрольной работе мною были рассмотрены социальные группы, перечислены их основные характеристики. Теория референтных групп Мертона и теория первичных групп Кули.

Вся наша жизнь связана с постоянным выбором или не-выбором тех или иных групп в качестве референтных. И индивидуальный набор таких референтных групп постоянно подвергается изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.
  2. Келли Г. Две функции референтных групп. // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
  3. Общая социология. Хрестоматия. / Под ред. Н.И. Лапина. - М.: Высш. гик., 2006.
  4. Перевод из сборника: Мертон Р.К. Референтная группа и социальная структура. - М.: Институт молодежи, 1991.
  5. Русский перевод: Кули Чарльз Хортон. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 
  6. Чеснокова В.Ф.  Язык социологии. Курс лекций. – М.: О.Г.И., 2010.

Информация о работе Теории социальных групп Р.Мертона и Ч.Кули