Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:53, реферат
Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.
Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем.
И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.
Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.
Бихевиоризм развивался в противоположность интроспективной психологии. Последняя изучала человека, используя интроспективный метод — метод наблюдения самого субъекта за содержанием и актами собственного сознания. По мнению представителей интроспективной психологии эти акты непосредственно доступны субъекту для наблюдения, но недоступны для внешнего наблюдателя. Субъект о собственных поступках, намерениях, мотивах знает больше, чем наблюдатель. Экспериментально же было доказано, что существуют психические процессы, недоступные интроспекции, т. е. самому субъекту, зато доступные наблюдателю. Опыты с собакой Павлова как раз из разряда таких экспериментов.
По мнению бихевиористов поведение человека подчиняется схеме S-R: «стимул — реакция», то есть поведение человека вляется ответом на всевозможные раздражители, стимулы, приходящие как из внешней среды (загорающаяся лампочка в опытах Павлова), так и из внутренней (чувство голода). В более современных концепциях модель поведения человека выгладить либо как S-O-R («стимул — организм — реакция»), т. е. все стимулы так или иначе перерабатываются организмом. Либо же как S-V-R («стимул — промежуточные переменные — реакция»), когда на поведение оказывают влияние другие стимулы-временные переменные, такие как цели, мотивы, намерения, гипотезы и т. п. Важными представляются такие разработанные в рамках этого подхода понятия, как
Психологический бихевиоризм оказал
значительное внимание на американскую
социологическую и
У бихевиористских концепций есть собственная программа действий, касающаяся рекламы и пиара. В рамках главного концепта S-R задача всей рекламной и пиар-деятельности состоит в научении индивидов, составляющих аудиторию, нужному поведению. Научение производится с помощью формирования у индивидов определенных схем поведения, в различных вариантах подкрепления “нужных” форм поведения, таких как система вознаграждений и наказаний, или одобрения или неодобрения, социального “поглаживания” и т. п.
В качестве стимула определенного поведения индивидов, стимулов голосовать за того или иного кандидата, могут выступать:
Сами рекламные сообщения и пиар-акции должны удовлетворять ряду условий, составляющих основу их эффективности:
Неявно, часто сторонники психологического бихевиоризма даже не отдают себе отчета в своих концептуальных корнях, бихевиоризм получил достаточно широкое распространение. Нередко о рекламной или агитационной деятельности рассуждают в терминологии «стимул — реакция». Примерами таких рассуждений могут быть расчеты количества контактов сообщения с адресатом: такие расчеты производятся по принципу «чем больше (стимул]), тем лучше (реакция)», и именно они лежат в основе принципов медиа-планирования. Другим примером могут служить утверждения о том, что частота упоминаемости фамилии политикав СМИ непосредственно влияет на его рейтинг. Поэтому многие задачу пиара видят в том, чтобы политик “светился” в медиа-пространстве, а мерилом эффективности пиар-деятельности считают частоту упоминания. Под рубрику “бихевиоризм” вполне попадают исследования контекста упоминания. В этом случае позитивный контекст упоминания является стимулом голосовать за политика на выборах, а негативный наоборот — не отдавать за него свой голос.
Для нас важным моментом бихевиористских
концепций является необходимость непосредственного
контакта
агитматериалов с избирателем. Правда,
этим контактам мы предаем иной смысл.
И предвыборная борьба, с точки зрения бихевиоризма, —
это борьба стимулов, а не «кабинетных»
идей.
Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.
Бихевиористами применялось
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа тем больше гарантии что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.
Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
В СССР бихевиоризм, как и другие психологические направления, рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.
В то же время к бихевиоризму были
близки возникшие в СССР в 1920—1930-е
годы объективная психология П. П.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
Информация о работе Теория бихевиоризма в социальной психологии