Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 17:40, реферат
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Введение………………………………………………………….3
1. Предмет социологии…………………………………………..4
2. Структура социологии………………………………………...5
3. Функции социологии………………………………………….7
Заключение……………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предмет социологии…………………………………………..4
2. Структура социологии………………………………………...5
3. Функции социологии………………………………………….7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………….20
Введение
Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
1. Предмет социологии
Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты учёный затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета науки таковыми выступают понятия и категории - мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.
Предмет - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив, шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и
реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.
2. Структура социологии
Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.
Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.
Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:
I. Теоретико-методологические основы социологии.
II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.
III. Методы социологического
исследования, методы обработки, анализа
и обобщения социологической
информации, т.е. эмпирический и
IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.
По I части:
Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.
По II части:
Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:
1) знание природы конкретного
социального явления (личность, трудовой
коллектив, самовыражение субъекта
через какую-либо деятельность, проявление
социальной позиции субъекта
в отношении к чему-либо или
мнению). Оно систематизируется в
специальных социологических
2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.
По III части:
Специфика познавательной деятельности - теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления, важная самостоятельная часть социологии.
По IV части:
Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.
3. Функции социологии
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.
Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология, изучая общественную жизнь во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается?” - объект;
2) “как познается?” - метод;
т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.
во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.
Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.
Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос “для чего?”:
для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.)
Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.
Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.
С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:
Фундаментальные:
Познавательная:
1) дескриптивная (описательная)
2) диагностическая
3) прогностическая (попытка предвидеть)
4) моделирования социальных объектов
Прикладные - Прогнозная - Социального проектирования и конструирования - Организационно-технологическая - Управленческая - Инструментальная
Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.
Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Вот что такое - социальное.
Социология призвана именно это изучать.
С одной стороны социальное - это непосредственное выражение общественной практики, с другой - оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.
Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, анализ соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.
В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.
Социальный факт - это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.
Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.
1). При этом, опираясь на
фундаментальные знания о
Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.
2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать, предвидеть этот процесс.
Например, знать, скажем, не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути.
Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки - экономические, демографические, психологические.
3). Еще одно направление познавательной функции - это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.
Прогностическая функция
Науке вообще свойственна прогностическая функция.
Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на основе:
- знания качества и сущности реальности;
- знания законов функционирования этой реальности;