Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:51, реферат
Цель исследовательского проекта – закрепление представлений о сущности современной социологии и изучение человеческой деятельности в теории Э. Гидденса.
Энтони Гидденс (18.01.1938) - британский социолог, наиболее известный своей теорией структуризации и всеохватывающими взглядами на современные общественные системы. Считается одним из наиболее важных деятелей современной социологии – из-под его пера вышло более 34 книг, переведенных в дальнейшем на 29 различных языков; средняя 'производительность' Гидденса составляет больше книги в год.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Теория структурации…………………………………………………………...5
3.Вывод…………………………………………………………………………...12
4.Список использованной литературы…………………………………………13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Исследовательский проект по истории социологии:
«Теория структурации Энтони Гидденса»
работу выполнила:
студентка IV-хт-6
Андреева А.В.
работу проверила:
Петинова Т.М.
Самара 2013
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Теория структурации………………………
3.Вывод……………………………………………………………
4.Список использованной литературы…………………………………………13
1.Введение.
Цель исследовательского проекта – закрепление представлений о сущности современной социологии и изучение человеческой деятельности в теории Э. Гидденса.
Энтони Гидденс (18.01.1938) - британский социолог, наиболее известный своей теорией структуризации и всеохватывающими взглядами на современные общественные системы. Считается одним из наиболее важных деятелей современной социологии – из-под его пера вышло более 34 книг, переведенных в дальнейшем на 29 различных языков; средняя 'производительность' Гидденса составляет больше книги в год. По данным на 2007-й, Гидденс находился на 5-м месте в списке наиболее часто упоминаемых авторов в данной области.
Его теория структурации пытается объяснить проблемы трансформации социального. Осмысливая проблемы изменения общества, Гидденс выступает против таких оснований социального мышления, как натурализм, эволюционизм, позитивизм, структурализм (при этом из каждого направления делает выжимку, поскольку считает, что разумное зерно есть в каждом из этих течений). Основой для критики подобных направлений являются "подводящие законы". То есть, прописывается какой-либо универсальный закон, а потом реальность интерпретируется с точки зрения этого закона, причем реальность может и не соответствовать постулатам закона. Основываясь на этом положении, Гидденс утверждает, что не существует общих законов о социальных процессах, а все теоретические понятия – это способы осмысления реальности.
Исходя из ранее
обозначенного положения,
1. Присутствие двойной герменевтики. То есть, понятия, обобщения могут быть использованы и самими действующими, самими агентами ("действующий включает в себя понятия и agent, и actor, и activity, и act, и acting, и behavior"). То есть, способы осмысления социальной реальности социологом заключаются в умении включаться в жизнь акторов, которую при помощи социологов изменяют сами акторы, таким образом эти обобщения подрываются, утрачивают свою научность. Реальность изменяет рефлексивность и способность воспринимать эти результаты, а изменение реальности есть изменение результатов. Таким образом, в социальном способе осмысления реальности присутствует тройная герменевтика: социолог интерпретирует интерпретации интерпретаций о мире.
2. Следующим постулатом, который можно оценить, как вклад в общесоциологическую теорию заключается в критике здравого смысла Гидденсом, который выражается в "лозунге", содержание которого заключается в том, что достаточно подражать естественным наукам. Индивиды "воспроизводят" социальные структуры тем, что участвуют в них.
Таким образом, основной
задачей своей теории Гидденс
видит преодоления
2.Теория структурации.
В теории структурации Гидденс выделяет основное понятие – структурация. Этим термином, как говорилось, он пытается показать двойственность структуры: она не только довлеет над индивидом, но и используется ими, следовательно, изменяется. Именно потому, что индивиды имеют возможность пользоваться структурой, Гидденс называет индивидов агентами или акторами.
Структура состоит
из правил и ресурсов. Правила
и ресурсы используются в
Правила обладают определенными характеристиками. Такими как:
- Они часто используются спонтанно,
- Они используются в разговорной речи, ритуалах взаимодействия (в обыденной жизни),
- Они усваиваются индивидами,
- Эти правила носят неформальный характер, иногда даже не артикулируемы и нерефлексируемы,
- Эти правила редко
рефлексируются в
Ресурсы рассматриваются Гидденсом, как возможность действовать. Ресурс рассматривается также как источник власти, при этом сама власть – это не ресурс, а способ действия, который мобилизует структуру.
Ресурсы и правила
трансформируются, связывая, таким
образом, элементы структуры
Он классифицирует правила:
- Нормативные (права и обязанности)
- Интерпретативные (неписаные, неформальные).
Соответственно классификации
правил классифицирует и
- Авторитативные (организационные
возможности направленного
- Аллукативные (материальные свойства предметов, товаров).
Правила и ресурсы вовлекаются в деятельность при помощи модальностей (способов вовлечения ранее названного в процесс действия). Далее эти модальности используются для создания власти, для утверждения норм, для создания интерпретативных схем.
Он вводит особую систему координат в отношении структуры, осями которой являются пространство и время. То есть, структура существует в пространстве и времени; трансформацию структуры необходимо рассматривать относительно этих осей координат, агент использует структуру в пространстве и во времени.
Вся схема взаимодействия
строиться на способности
Основанием для подобной классификации правил и ресурсов являются три критерия:
- Господство,
- Легитимация,
- Сигнификация.
Ресурсы образуют господство.
Одни правила образуются
в легитимацию, то есть
Структура, которая используется, Гидденсом называется системой.
Определенные структуры,
таким образом, образуют
(схема 1)
Первый уровень |
Второй уровень |
Третий уровень |
Структура |
Модальность |
Система |
А) нормативные правила (функция легитимации) |
А) права и обязанности |
А) Санкции |
Б) аллукативные ресурсы Б’) авторитативные ресурсы (функция господства) |
Б) реализация чего-либо (возможности реализации) |
Б) Власть |
В) интерпретативные правила (функция сигнификации) |
В) интерпретационные схемы |
В) Коммуникация. |
Институтом же, по мнению Гидденса, является система взаимодействий в обществе, которые продолжительны во времени и распределяют людей в пространстве. Таким образом, институт - это не фиксированная структура, это процесс действия; он является частью практики людей; то есть, институт - это стабилизированные, зафиксированные во времени и в пространстве социальные отношения. Итак, институты воспроизводятся. Гидденс приводит классификацию институтов, основанную на удельном весе правил и ресурсов в коммуникации:
(схема 2)
Тип института |
Производится и воспроизводится посредством… |
Удельный вес правил и ресурсов (последовательность приоритетов)(см. схему 1) |
Символический порядок (способы общения, образцы обсуждения) |
Интерпретативные правила (в) -> Нормативные правила (а) -> Ресурсы (б) | |
Политические институты (политический порядок) |
(б’) -> (б) -> (а) | |
Экономические институты |
(б)-> (в)-> (а) | |
Легальные (правовые) |
(а) -> (б, б’)-> (в) |
На уровне микроанализа
Гидденс рассматривает
Отслеживание ситуации и действие происходит на двух уровнях. Он разделяет рефлексию на два уровня:
- Дискурсивное сознание (представляет собой способность объяснять действия, то есть рационализировать)
- Практическое сознание
(представляет собой
При помощи неявного знания агент интерпретирует контекст действия, при этом отношения между мотивом и действием неоднозначны. Дискурсивное сознание делает отношения между мотивом и действием однозначным. То есть, помогает ответить на вопрос: "Почему данное действие именно такое?"
При этом вполне обоснованным является вопрос: "Как возможно действие?" Самое сложное заключается в том, что очень часто причины действия лежат за пределами рефлексии. Многие действия являются неосознанными, определенной реакцией на воздействие среды.
Не смотря на то, что часто природу действия трудно определить, вполне реальной является возможность каким-то образом постичь действия, распознав стимулы к действию.
Гидденс выделяет следующие стимулы действия.
Чувство доверия, (sense of trust). Это совокупность бессознательных процессов, способствующих умонастроению, которые Гидденс называет "защитным коконом" (определенная онтологическая система безопасности). Чувство доверия происходит из способности уменьшать тревожность, то есть позволяет преодолеть страх перед неопределенностью. Это уменьшение происходит бессознательно, так как это чувство формируется у детей ещё до речевого опыта. Эта безопасность поддерживается рутинизацией взаимодействий с другими. Происходит успешная интерпретация действий при помощи знаний. То есть, 1) регулярность, предсказуемость, стабильность во времени; и 2) регионализация; именно в них выражаются опытные результаты прошлых действий.
Под рутинизацией
Гидденс имеет в виду процесс,
который обеспечивает