Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:19, реферат
Технологии социальной реабилитации выступают частным вариантом технологий социальной работы. Они определяются специалистами как система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации».
Разработка технологий социальной реабилитации начинается с этапа социальной диагностики, в ходе которой определяются проблемы клиентов.
- самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;
- приглашение клиента на консультацию психологом;
- направление клиента на консультацию администрацией социального центра.
Важнейшим психосоциальным методом выступает психотерапия. Психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Психотерапия предполагает комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Специалисты выделяют клинически ориентированную психотерапию, которая направлена на смягчение или нивелирование травмирующей симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
Групповая психотерапия . Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях. Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Это позволяет определить общую цель групповой психотерапии как расширение сферы самосознания пациента.
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Социально-психологические тренинги как методика активного психологического воздействия должны обеспечить помощь клиенту в развитии коммуникативных навыков, условия для развития умений налаживания межличностных взаимоотношений, содействие предупреждению и преодолению семейных конфликтов, поддержку процесса индивидуальной психотерапии, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, содействие в развитии и формировании личностных предпосылок для адаптации к обществу и самореализации индивида. Психологический тренинг может также включать тренинг психических функций (например, память, внимание), в задачи которого входит «тренировка» психических Функций посредством определенного рода нагрузок.
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих наотклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента, и оказание им необходимой в данный момент социально- психологической помощи.
Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.
Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования' личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен) инвалид).
Привлечение индивидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения способствует оказанию им психологической поддержки и созданию среды взаимопомощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть) поддержании и укреплении, психического здоровья повышении стрессоустойчивости, развитии уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и общения, расширения системы социальных связей.
Информация о работе Технологии и методы социальной реабилитации