Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 10:29, курсовая работа
Цель исследования: анализ технологий социальной работы, используемых в работе с молодёжью. Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить специфику проблем молодёжи как особой социально-демографической группы;
2) Обозначить мероприятия в области законодательного обеспечения государственной политики в отношении молодёжи;
3) Выявить социальные технологии, используемые в работе с молодёжью;
4) Рассмотреть стратегическую программу становления молодёжной политики в Красноярском крае.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Молодёжь как особая социально-демографическая группа
и её проблемы………………………………………………………………………6
2 Законодательная база обеспечения государственной
молодёжной политики……………………………………………………………..8
3 Технологии социальной работы с молодёжью………………………………...12
3.1 Модели социальной работы с молодёжью……………………………...12
3.2 Структура социальных служб системы органов
по делам молодёжи…………………………………………………………..14
3.3 Сравнительный анализ организации деятельности
социальных служб для молодёжи с зарубежными аналогами………….17
4 Стратегическая программа становления
молодёжной политики в Красноярском крае……………………………………21
4.1 Основные концептуальные положения
стратегической программы………………………………………………….21
4.2 Стратегические направления программы………………………………28
4.3 Механизм реализации стратегической программы……………………32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………………38
Восьмое. Основной порок российской нравственной ситуации – идеологизация сознания. Если в массовое сознание систематически и целенаправленно вводится набор каких-то обязательно простых и доступных идей, то со временем возникает над-индивидуальная, устойчивая и легко воспроизводимая система стереотипов – идеология, устроенная так, чтобы, во-первых представить определенное частное видение как основу устройства самого бытия; во-вторых, чтобы успешно подавлять все другие точки зрения . Идеология отрезает сознание от вопросов об устройстве бытия, от мышления, позволяющего человеку ответственно осуществлять изменения в исторически соразмерном масштабе. Идеология мимикрирует под бытие и мышление, сильнейшим образом детерминирует и опрощает нашу духовную жизнь. За счет идеологии происходит слияние личного и коллективного, становится невозможным индивидуальное, самостоятельное мышление; идеология делает излишним обращение человека к самому себе – она принципиально, в изначальных посылах, отрицает сомнение и рефлексию. Идеология делает невозможным восприятие иного бытия, иного мышления, иной культуры. В идеологии несущественны основания исходного содержание мысли, единственно значимым является сам механизм внедрения в массовое сознание определенного содержания. Особенности нашей современной жизни таковы, что все еще чрезвычайно сильны, годами навязываемые нам идеологемы советского периода. Эти идеологемы до сих пор для очень большого числа представителей структур, работающих с молодежью, загородили сознание от реальности бытия и от практики изначального мышления, превратили отношение «личность – личность», как единственную область нравственного в жизни человека, в крайне редуцированную форму. В молодежной политике это привело к подмене нравственной интенции на внедрение идеологических штампов
Девятое. В начале третьего тысячелетия возникает устойчивый интерес к антропологии. Значимость антропологии состоит в том, что она позволяет решать молодежные проблемы исходя из возможности построения определенного образа человека.
В настоящее время
остро ставится вопрос о новом
содержании работы с молодежью, однако
в массовой практике по-прежнему очень
часто используется административно-идеологической
тип организации молодежной политики. Да, исключительно важно осуществить
передачу новому поколению ценности уважения
к старшим, любви к труду, здорового образа
жизни, патриотизма, других моральных
норм. Но прогрессивной части общественности
давно понятно, что в современной ситуации
возрождение административно-
Сегодня в условиях стремительно
меняющегося российского
Такой тип технологии является инновационным, поддерживается прогрессивными международных организациями и существует в виде инфраструктурно-сетевых проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной иницативной среды. Ее состав включает в себя ряд различных организаций: дружественных для подростка клиник; адвокатских контор и милицейских отделений; консультантов по профориентации и карьере; молодежных проектных агентств, фондов, бирж; особых зон безопасности, в которых специальные коллективы педагогов, психологов, медиков, юристов могут помочь ребенку. В состав культурно-образовательной инициативной среды также входит сеть молодежных дискуссионных клубов – форумов, в которых подросток может обсуждать волнующие его вопросы, на которые зачастую в обществе нет однозначных ответов.
Для построения подобных
культурно-образовательных
Для реализации данного
стратегического направления
Главный результат этого стратегического направления – формирование культуры жизни, выделение и освоение позитивных образцов здоровья, привитие убеждения, что быть здоровым – экономически выгодно и социально престижно. Стратегическое направление «Сетевые формы становления ценности использования свободного времени для личностного развития». Содержанием данного стратегического направления является создание культурно-образовательных сред взаимодействия в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития. Существующий уровень дополнительного образования в крае имеет три отличительные особенности, позволяющие считать его основным механизмом в реализации этого стратегического направления.
Во-первых, дополнительное образование края в течение двух последних лет начало выступать как универсальная социальная технология организации насыщенного досуга детей и подростков, их включения в культуросообразную содержательную деятельность и построения дружественных детям социальных зон.
Во-вторых, в дополнительном образовании края имеются действующие образцы технологий создания образовательно-развивающих «сред» и инфраструктур на основе процессов самоопределения – модульные программы; форумы; фестивали и т.д.
В-третьих, дополнительное
образование края имеет в
Главным в этом стратегическом направлении является не «натаскивание» на будущую профессию, а содержание того, что сам ребенок собирается осваивать, к чему он осознанно в процессе самоопределения стремится, по отношению к чему он выдвигает образовательную инициативу, как пытается достраивать ее до образовательного проекта. Дополнительное образование через пробы подростком себя в разных профессиональных мирах, через столкновение с социальной средой инициирует постановку личных целей, формирование проектного замысла как собственной формы вхождения и существования в социуме.
Дополнительное образование
реально может осуществить
Методология выстраивания
на базе школы системы государственно-
Система такого гражданского обучения и воспитания должна развиваться вовне школы за счет организационного и функционального включения в нее возможно большей части представителей местного сообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местного самоуправления, коммерческих организаций, социальных групп и самоорганизованных социальных сообществ (некоммерческих, общественных организаций), оказывая обучающее и воспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не только внутри, но и вокруг школы реальное единое образовательное и воспитательное пространство гражданской инициативы и общественной деятельности. В этой системе реальные проблемы вокруг образования, другие социально-экономические местные проблемы должны стать «наглядными пособиями» и практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членов местного сообщества. На этом материале надо учиться и учить всех участников реально работать в местном сообществе, активно влиять на него, решать кроме проблем с образованием также и другие местные проблемы. Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем в качестве обучающего практического материала из списка реальных проблем местного, окружающего школу сообщества, такая система развивается в систему государственно-общественного социального партнерства. Центром такой организационной системы государственно-общественного управления делами местного сообщества и ее организующим элементом является школа. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетных финансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, так на развитие организационных структур местного сообщества.
Механизм реализации программы включает в себя две взаимосвязанные линии работ. Первая линия включает в себя тип действий, направленных на совершенствование уже сложившейся практики работы с молодежью, реализация которых осуществляется в плановом подходе. Вторая линия включает в себя тип действий, направленных на развитие практики работы с молодежью, реализация которых осуществляется в проектном подходе. Программа является первым в ряду других формирующихся управленческих документов, организующих становление новой молодежной политики в Красноярском крае.
Информация о работе Технологии социальной работы с мододёжью