Технология социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить технологию социального обслуживания. Объект исследования – социальное обслуживание.
Предмет исследования – технология социального обслуживания населения. Гипотеза исследования: в центрах социального обслуживания населения России применяются инновационные технологии работы с инвалидами, пожилыми людьми, семьями. В соответствии с целью были выделены следующие задачи работы:
1. Определить понятие социальное обслуживание. 2. Рассмотреть виды социального обслуживания. 3. Проанализировать систему социального обслуживания в России. 4. Изучить технологии социальной работы.
5. Проанализировать технологии социального обслуживания в центре социального обслуживания г.Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное обслуживание населения в России 5
1.1. Понятие социального обслуживания 5
1.2. Виды социального обслуживания 10
1.3. Система социального обслуживания в России 14
Вывод по 1й главе 16

Глава 2. Технология социального обслуживания 18
2.1. Технологии социальной работы 16
2.2. Технологии социального обслуживания 26
2.2.1 Технология социального обслуживания семьи и детям 27
2.2.2 Технология социального обслуживания пожилых людей 32
2.2.3 Технология социального обслуживания инвалидов 38
Вывод по 2й главе 44


Заключение 46
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

8) Принцип государственной поддержки научных исследований в области прогнозирования и разработки новых методов профилактики трудных жизненных ситуаций и иных социальных проблем;

9) Принцип развития международного сотрудничества в сфере социального обслуживания населения.

Деятельность по социальному обслуживанию обеспечивают социальные работники, а также другие специалисты, имеющие профессиональное  образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой ими работы, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться социальные волонтеры. Социальные волонтеры могут оказывать социальные услуги под руководством социального работника. Квалификационные  требования к социальным работникам, порядок аттестации названных лиц определяются законодательством Республики Беларусь. Лица, оказывающие социальные услуги, имеют право на создание условий, необходимых для оказания социальных услуг.

Лица, оказывающие социальные услуги, обязаны :

- добросовестно  оказывать  социальные  услуги  нуждающимся в них лицам;

- руководствоваться в своей деятельности принципами социального обслуживания, уважать достоинство граждан, семей и их право на самореализацию;

- не допускать негуманных и дискриминационных действий по отношению к гражданам и семьям, получающим социальные услуги;

- предоставлять обслуживаемым лицам полную информацию о полагающихся им видах социальной помощи;

- сохранять в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей, а также ту информацию, которая может быть использована против обслуживаемого лица;

- заботиться о поддержании необходимого уровня своих знаний, требуемых для оказания социальных услуг.

Таким образом, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может  быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся  ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение  о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором  дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь  в своей структуре различные  подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе  отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической  помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - способствовать реализации права  семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать  развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

- выявление причин  социального неблагополучия конкретных  семей и детей, их потребности  в социальной помощи;

- определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка семей и  отдельных граждан в решении  проблем их самообеспечения, реализации  собственных возможностей по  преодолению сложных жизненных  ситуаций;

- социальный патронаж  семей и отдельных граждан,  нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе  по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального  обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных  государственных и неправительственных  организаций к решению вопросов  социального обслуживания семьи и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказывает  социальные услуги, являются:

- семьи: неполные, многодетные,  малообеспеченные и т.д.;

- дети и подростки,  находящиеся в неблагоприятных  семейных условиях, угрожающих их  здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;

- взрослые граждане (беременные  женщины и кормящие матери; имеющие  на иждивении несовершеннолетних  детей и т.д.);

-бывшие воспитанники  детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе  органов социальной защиты населения  действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье  и детям

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Технология социального обслуживания с пожилыми людьми

В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение  в старости.

Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.

В соответствии с законодательством  пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.

Пенсия назначается  пожизненно. Пенсионное обеспечение  в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют  мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.

Важное значение приобретают в  современных условиях институты  социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей  пожилого возраста осуществляется в  соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного  возраста имеет право выбора между  содержанием на дому и проживанием  в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи - помощь, оказываемая  различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его  окружение.

Ликвидация разрыва  между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

 

Нормативно-правовой базой  для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.).2 В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие  неотложные проблемы, как организация  питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормативных условий жизни.

На современном этапе  организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и другие.

Следует отметить, что  существуют различные категории  пожилых людей. Среди них есть люди:

- не нуждающиеся в  помощи;

- частично утратившие  трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие постоянного  ухода и т.д.

Как правило, программы  социальной помощи, реабилитации, коррекции  разрабатываются в зависимости  от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Содержание работы с  пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы, характера технологического процесса совершенствования помощи престарелым.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения  через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные  виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

 

 

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие  учреждения:

- дома-интернаты;

- отделения дневного  и ночного пребывания;

- специальные дома  для одиноких престарелых;

- больницы и отделения  для хронических больных;

- стационары различного  типа;

- территориальные центры  социального обслуживания;

- отделения социальной помощи на дому;

- геронтологические центры  и т.д.

Основную функциональную схему социального обслуживания людей преклонного возраста можно  представить в следующем виде:

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом  являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:3

- обеспечение благоприятных  условий для проживания и самообслуживания;

- предоставление проживающим  престарелым гражданам постоянной  социально-бытовой и медицинской помощи;

- создание условий  для поддержания активного образа  жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.

Информация о работе Технология социального обслуживания