Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:32, реферат

Краткое описание

Структурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

Мертон    считает    неверным    применение    трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе, которое имело широкое распространение в антропологии, а затем и в социологии.

  1. "Постулат функционального единства общества".   Из этого утверждения следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это "функциональное единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять.
  2. Далее, идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень "функциональной автономии".
  3. "Постулат     универсальности     функционализма" утверждает, что "все стандартизированные социальные или культурные" нормы имеют позитивные функции". Мертон же считает, что это утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить из посылки, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна.
  4. Мертон подверг критике и "постулат обязательности", согласно которому некоторые институты или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования    могут    удовлетворяться    альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

Концепцию Мертона о явных и латентных (скрытых) функциях можно рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением явных функций. Вооруженный понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой.

Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.

 

 

 

 

 Заключение

 

Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для анализа этих действий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо еще найти устойчивые элементы в этой системе, аспекты относительно стабильного в абсолютно подвижном. Это и есть структура. Операции этой структуры суть ее функции. Но поскольку функционирование структуры может носить стабильный характер, само разделение на структуры и функции становится относительным, то, что с одной точки зрения, выступает как структура, с другой – есть функция, и наоборот. Перечисление требований, выполнение которых нужно для выживания системы, ведет к суммированию их в понятиях функциональной (и структурной) необходимости, в более обобщенной форме – функциональный императив.

Любая социальная система должна справляться с четырьмя комплексами проблем:

- проблемой рациональной организации и распределения своих ресурсов определенными способами, чтобы достичь целей системы;

- проблемой определения основных целей и поддержания процесса их достижения;

- проблемой сохранения солидарности;

- проблемой поддержания мотиваций деятелей при исполнении социальных ролей.

 В отечественной и  зарубежной критике называют  следующие главные пороки функционализма, свидетельствующие о глубоком  консерватизме этой системы взглядов: переоценку нормативного элемента  в общественной жизни и приуменьшение  значения в ней противоречий  и конфликтов, подчеркивание общественного  согласия, гармонической природы  социальных систем. Хотя с тех пор как впервые были высказаны эти критические замечания, функционализм проделал значительную эволюцию, общая консервативная его ориентация сохранилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бутенко, И.А. К истории создания первой социологической ассоциации [Текст] / И.А. Бутенко // Социологические исследования. – 2008. - №6.
  2. Кечина, Е.А. Взаимодействие социологии и статистики на этапе их формирования как социальных наук [Текст] / Е.А. Кечина // Социологические исседования. – 2008. - №9. – С.31-39.
  3. Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432с.
  4. Мягкоф, А.Ю. Социология. Основы общей теории [Электронный ресурс]: учебное пособие - А.Ю. Мягков. – М.: Флинта, 2011. – 255 с. – Режим доступа: www biblioclub.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма