Толпа и ее разновидности. Конфликт формального и неформального лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Содержание

Толпа и ее разновидности. Особенности поведения человека в толпе. 3
Конфликт формального и неформального лидера 10
Список используемой литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная-СПМР.docx

— 60.10 Кб (Скачать файл)

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Утрачивается психическая  надстройка каждой личности и вскрывается  и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в  толпе обусловливается одинаковыми  установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид  в толпе воспринимает все впечатления  в целом и не знает никаких  переходов.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

Для человека толпы также  характерна повышенная эмоциональность  восприятия всего, что он видит и  слышит вокруг себя.

Поскольку разум людей  в толпе снижен и в ней властвуют  эмоции, то и обращение к нему в это время бессмысленно. Доводы разума на толпу действуют. Она реагирует  только на аргументы чувств. Эмоции толпы  должна  быть противопоставлена  другая, более сильная эмоция. Чтобы  остановить убегающую толпу, нужен  эмоциональный  шок. Это требует  от руководителя в критических ситуациях  решительности, ярко выраженной   эмоциональности и воли,  тонкого  понимания  психологического значения момента.

Конфликт формального  и неформального лидера

Формальное лидерство определяется обязанностями и положением человека в организации, а неформальное — его личными данными, опытом и прочими качествами, присущими только ему.

Вспоминается ситуация произошедшая с моими коллегами в моем подразделении. Мой отдел занимается обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Роль неформального лидера занимал работник пенсионного возраста, должность уровня руководителя низшего звена. Лидерство в коллективе завоевал за грамотный подход к обслуживанию оборудования, ремонт высокосложных устройств, за долгий стаж работы и хорошее отношение к коллегам. Он пользовался высоким авторитетом и обладал влиянием не только на работников моего подразделения, но и на руководителей высшего звена, к его мнению прислушивались всегда.

За продолжительную жизнь  он заимел множество знакомых в других организациях, которые его ценили и уважали как грамотного специалиста. Стиль его руководства я оцениваю, как либеральный. Он мало вмешивался в дела подчиненных и вообще не проявлял особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями. Во взаимоотношениях с подчиненными он отменно вежлив и доброжелателен, относился к ним уважительно, старается помочь в решении их проблем. Готов выслушать обоснованную критику и соображения. Как человек он спокойный, дипломатичный и трудолюбивый.

На роль формального лидера, непосредственного руководителя, был  назначен человек из нашего же коллектива, работающий в более узкой специализации  – обслуживание оборудования связи. В своей области знаний он очень хороший специалист. Намного моложе неформального лидера. Высоким уважением не пользовался, его воспринимали как ровню.

Видимо с целью изменить отношение коллектива к себе, новый  руководитель подразделения начал использовать авторитарный стиль руководства. Ориентируясь на собственные знания, цели и интересы, не советуясь с коллегами или подчиненными, занимал жесткие позиции и использовал административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения и вознаграждения.

Такой метод управления вероятно был принят на вооружение из его  военного прошлого (бывший офицер). В  поведении нового руководителя превалирует стремление командовать и добиваться беспрекословного подчинения.

Конфликты, как видно из описания личностей,  были односторонние. Новый руководитель относился крайне неуважительно к неформальному лидеру, разговаривал при малейших провинностях на повышенных тонах, указывая на непрофессионализм, на несвоевременность выполнения работ и на прочие необоснованные упреки.

В результате регулярных унижений и при первой же возможности (а  именно выход на пенсию) неформальный лидер уже из организации.

Лидерство - преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство - это социальная характеристика отношений в коллективе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру. Руководитель же - это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера.

В силу этого неформальный лидер и новый руководитель обладали качественно различными формами и степенью воздействия на группу. Лидер обладал авторитетным влиянием, способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Новый руководитель же обладал властью, статусом. И это не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние.

Следовательно, лидер и руководитель могли использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия — соответственно влияние и власть («власть авторитета» и «авторитет власти»).

 

Список используемой литературы

 

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. Издательство: Аспект Пресс, 2010-368с.
    2. Майерс Д. Социальная психология. Издательство: Питер, 2013-800с.
    3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. Издательство: Аспект Пресс, 2009-320с.
    4. Психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009-656с
    5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издательство: Питер, 2013-592с.

 

 

 




Информация о работе Толпа и ее разновидности. Конфликт формального и неформального лидеров