Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа
На индивидуальное отношение к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.
1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник
ПЛАН
1. Введение
2. Требования, предъявляемые
к современному социальному
3. Личные качества,
которыми должен обладать
4. Список литературы
1. Введение
Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и позиции. Социальный работник должен выработать для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проникнуться чувствами собеседника.
Социальный работник
производить приятное впечатление
внешним видом, усердием в создании
условий для улучшения
Идеальный образ социального работника освещает разносторонние аспекты междисциплинарного характера профессии, сложность и глубину взаимосвязей, возникающих в процессе оказания социальной помощи и поддержки. Составляющими такого образа является:
- Квалификационные
требования к специалистам
- Психолого-педагогическая
готовность к овладению
- Личностные качества,
обусловливающие
На формировании идеального образа социального работника отражаются следующие аспекты практической деятельности:
- Профессиональный
портрет практических
- Распространены
среди практиков роли
- Общественная
позиция социальных работников
в создании условий для помощи
и поддержки людей,
- Отлаженная система
супервизии (наставничества), которая
помогает социальным
Социальная работа
относится к тяжелым в
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
Современный социальный работник - это специалист в области социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности людей, должен быть способным и готовым прийти им на помощь, предоставлять ее квалифицированно, доброжелательно и терпеливо.
Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:
- Знать теоретические
и методологические основы
- Иметь навыки
социально-психологического и
- Уметь проводить
социологические исследования, прогнозировать
развитие социальных процессов
и учитывать их результаты
в своей работе, а также при
урегулировании социальных
- Обладать организаторскими
способностями, высокой общей
культурой, педагогическим
- Иметь необходимое
методико-психологическую
- Быть готовым
оказывать квалифицированную
В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.
Теоретические положения
об общественном назначении, сущность
социальной работы, нормативные требования
к ней, анализ реальной практики специалистов
свидетельствуют, что надлежащая компетентность
социального работника
1) выявлять и
оценивать ситуацию при
2) оценивать проблему,
поставленную цель и способы
ее достижения; уметь разработать
план действий, направленных на
восстановление или развитие
жизненных ресурсов и
3) стимулировать индивида к решению проблем, избежать стрессов, личностного развития;
4) быть посредником
между клиентами и
5) эффективно вмешиваться в процесс решения проблем и уязвимых групп населения;
6) содействовать
эффективному и гуманному
7) принимать активное
участие в создании новых
8) оценивать степень вмешательства и достигнутых изменений;
9) постоянно оценивать свой профессиональный уровень и развитие, поведение и приобретенные навыки;
10) содействовать
совершенствованию услуг,
Профессиональное
становление специалиста по социальной
работе является многогранным и непрерывным
процессом. Его развитию способствуют
глубокому пониманию
Самодвижение личности к вершинам профессионального мастерства охватывает следующие стадии:
а) оптацию (желание, избрание) - формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности;
б) профессиональную подготовку - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных проблем;
в) профессиональную
адаптацию - вхождение в профессию,
освоение новой социальной роли, профессиональное
самоопределение, формирование личностных
и профессиональных качеств, опыта
самостоятельной
г) профессионализацию - формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально важных качеств, умений в значимые образования;
д) профессиональное мастерство - полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.
В формировании, самоформирования личности социального работника важная роль принадлежит профессиональному воспитанию. В широком смысле это происходит в процессе трудовой и общественной жизни, в узком в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе, способных работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.
Основательное овладение
профессиональными знаниями и навыками
предусматривает: создание условий
для свободной реализации разума
и чувств будущих социальных специалистов,
что является основой освоения принципов
гуманизма и способов проявления
человечности; творческую направленность
учебного процесса, подготовку студентов
к вхождению в систему
Не менее важна ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что является основой формирования его индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной профессии, выработка умения реалистично оценивать свои возможности, достоинства и недостатки, навыков работы над собой.
Начальной стадией
профессионального воспитания социальных
работников является профориентация -
комплекс психолого-педагогических мероприятий,
направленных на оптимизацию процесса
выбора молодым человеком своей
будущей профессии в
Основой всестороннего и эффективного профессионального воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:
а) принципы творческого
саморазвития. Предполагается сочетание
логического и эвристического (поискового,
творческого), рационального и
б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств, опора на сильные качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих успехов и причин неудач;
в) принцип соблюдения
приоритетов практики. Суть его заключается
в признании необходимости
г) принципы сотворчества преподавателя и студента
Творческая личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов во взаимодействии с ними, решении общих задач и т.п..
Распространены
случаи, когда социальными работниками
становятся люди, которые не имеют
соответствующей
Например, бывшие клиенты, их родственники или люди, которые самостоятельно преодолели свои проблемы и стараются помочь другим. Они имеют жизненный опыт, который ценят клиенты, однако таким социальным работникам приходится осваивать базовые профессиональные навыки, развивать в себе необходимые качества. Для них в социальных службах организуют специальное обучение, призванное содействовать новичкам в приобретении целостного представления о задачах, функциях и правилах поведения социальных работников, что позволяет интегрировать знания, навыки, профессиональные и личные ценности, влияет на профессиональное развитие.
Такого подхода
придерживается Всеукраинская сеть
людей, живущих с ВИЧ, в центральном
и региональных ячейках которой
работают консультантами немало тех, кто
имеет статус ВИЧ-положительного. Иногда
социальный работник, даже должным
профессионально
Часто это является
следствием переоценки собственных
субъективных представлений и установок
относительно потребностей клиента, его
ресурсов и возможностей развития («Я
лучше знаю, что именно нужно клиенту»).
Тогда он рекомендует клиенту
не то, что нужно, а то, что считает
правильным, полезным для него. Это
свидетельствует о
Информация о работе Требования, предъявляемые к современному социальному работнику