Условия для заключения брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

В юридической литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОБЖ.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                               

 

                                                             Реферат на тему: 
«Условие для заключения брака»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                     Проверила:

 

 

                                                  Нижнекамск  2012.                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие брака.

 

 

В юридиче-ской литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных зако-ном, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”[1, c.45].

1.1.Юридическая природа брака.

 

 

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую  природу брака. В наиболее общем  виде их можно свести к пониманию  брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой граждан-ской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только опреде-ленная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на стра-же этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

 

 

1.2.Гражданско-правовой характер  брака.

Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М. В. Антокольская которая убедительно  доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно договором [5, с.114]. Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака. Вне определения брака остаются отношения, возникающие между лицами, вступившими в брак, то есть состояние в браке. Статус состояния в браке означает приобретение прав и обязанностей супругов. Можно ли считать, что данные отношения являются внеправовыми или безразличны праву? Разумеется, нет, однако необходимо помнить о возможных пределах правового регулирования семейных отношений. Вне правового опосредования остаются такие ценности, как взаимная любовь и уважение, этические и моральные основы супружеских отношений, физические отношения. Хотя эти отношения и не являются юридически безразличными, но непосредственному правовому регулированию они все же не подвергаются. Они подлежат учету при принятии тех или иных решений, воспринимаясь при этом как определенная данность, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута, ни сведена к какому-либо одному знаменателю. Например, при признании брака недействительным как совершенным без намерения создать семью, суд оценивает прежде всего морально-этические факторы, поскольку ни в одном законодательном акте нет и не может быть какого-либо критерия, позволяющего достоверно установить, имели ли стороны брачного отношения намерение создать семью или нет.

 

Определяя правовую природу соглашения о заключении брака, необходимо также иметь в виду, что договор не является исключительно гражданско-правовым институтом, а издавна применяется и в сфере публичных отношений между государствами, и в трудовых отношениях и многих других. Собственно гражданско-правовой договор есть раз-новидность двусторонней сделки. Соглашение о заключении брака также можно определить как гражданско-правовую сделку.

 

Трактовка же соглашения о заключении брака как сделки позволяет определить роль и значение данного обстоятельства как юридического факта, порожда-ющего отношения между супругами.

 

 В то же время необходимо  различать соглашение о заключении  брака и возникающие из него  отношения, которые имеют иную  правовую природу, нежели породившая  их сделка. Указанные отно-шения -- отношения супружества представляют собой институт особо-го рода Поскольку они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами -- супругами, они в отличие от абсо-лютных правоотношений являются относительными.

 

 

Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая рад иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. Например, возможность наследования одним из супругов иму-щества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. Нельзя, однако, утверждать, что содержание супружеского отношения полно-стью исчерпывается имущественными отношениями. Так, отношения материнства, отцовства, воспитания и образования детей, другие вопросы жизни семьи, которые в соответствии с СКРМ решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов, также включаются в содержание супружеского отношения. Можно ли утвер-ждать, что и эти неимущественные отношения полностью охватываются гражданско-правовым регулированием? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Гражданское законодательство устанавливает способы защиты неимущественных отношений в случае их нарушения, обеспечивает возможность восстановления нарушенных прав неимуществен-ного характера. Вместе с тем непосредственное правовое регулирование неимущественных отношений гражданское законодательство не осуще-ствляет. Неимущественные отношения, возникающие между супруга-ми, не укладываются в рамки обычных представлений о гражданско-правовом регулировании неимущественных отношений.

 

Отношения супружества могут сочетать в себе элементы многих гражданских  отношений. Так, отношения представительства, собствен-ности, отдельные разновидности  обязательственных связей присутст-вуют в той или иной мере и в супружеских отношениях. Однако отношения супружества ни к одному из известных видов гражданских отношений не сводимы. Отношения супружества представляют собой такую разновидность гражданских отношений, которые в своей сово-купности порождают особый правовой статус их участников -- статус состояния в браке. Это отношения длящиеся, сложные, обладающие емким, зачастую трудноуловимым содержанием. Последнее объясня-ется тем, что супружеские отношения не сводятся к осуществлению прав и исполнению обязанностей в строгом юридическом смысле слова. { Все сказанное позволяет утверждать, что в целом отношения супруже-ства являются гражданско-правовым институтом особого рода.

1.3.Признаки брака.

Обычно выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества [6, с.44]. Однако некоторые признаки явля-ются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.

Законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную -- страны континентальной и англо-американской системы, полигамную -- страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола [7, с.91], что противоречит самой природе брака.

Семейное законодательство устанавливает  принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основаны на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим при-нуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным.

 

Равенство сторон как один из предметных признаков  гражданских отношений проявляется  и в браке. Брак -- равноправный союз мужчины и женщины. В отличие  от раннефеодального законодательства России, когда принципом брака являлась власть мужа над женой, уже к концу XIX в. в российском законодательстве закрепляется принцип равенства мужа и жены в брачных отношениях. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

 

 Запрещаются любые формы  ограни-чения прав граждан при  вступлении в брак и в по  семейных отношениях признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здо-ровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

 

Отношения супружества не могут  устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное  отношение устанав-ливается без  определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недейст-вительным. Поскольку цель брака -- создание семьи, рождение и вос-питание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

 

Рождение и воспитание детей  также может рассматриваться  в каче-стве одного из признаков  брака. Хотя нередки и бездетные  браки, однако одной из основных целей  брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отно-шений между родителями, по крайней мере, в целях защиты инте-ресов ребенка.

 

Одним из основных признаков брака  в любой правовой системе является его совершение в порядке и  форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для  отнесения складывающихся отношений  к супружеским.

 

Браки могут совершаться по религиозным  обрядам либо по свет-ским правилам. Выбор той или иной формы регистрации  брака осно-вывается на традициях  и степени влияния религии. Законодательство Р.М. признает исключительно брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 2СК). Многие лица, вступающие в брак, наряду с государственной регистрацией брака в органах загса оформляют свои отношения и по религиозному обряду. Большинство конфессий, действующих на территории Республики Молдова, допу-скают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака. Исключение со-ставляют случаи, когда законодательство России признает регистрацию брака, совершенную по религиозным обрядам на временно оккупиро-ванных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК). СК не содержит указаний на признание юридической силы за религиозными браками, заключенными до принятия первого советского декрета “О граждан-ском браке” от 18 декабря 1917 г. и образования органов загса, однако юридическая сила за такими браками сохраняется, поскольку прямое указание об этом содержалось в ранее действовавшем законодательст-ве. Признание допустимости регистрации брака по религиозному обряду относится и к бракам, совершенным между гражданином Р.М.и иностранным гражданином за пределами Р.М. с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Так, если брак совершен вне пределов Р.М. в государстве, признающем регистрацию брака по религиозному обряду, например в США, то такой брак признается действительным и в Р.М. при отсутствии обстоятельств, препятству-ющих заключению брака (ст. 15 СК).

 

1.4.Фактический брак.

 

 

Фактическим браком именуются отношения  между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям  и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовых последствий, которые возникают из зарегистрированного брака. Никакой законодательный запрет не может исключить из обыч-ной жизни внебрачные связи длительного характера, которые сами стороны, желая того или нет, признают фактическим браком. Законо-дательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, в Шотландии признаются равнозначными и гражданская и религиозная церемония бракосочета-ния, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания [8, с.37]. В Р.М. молодые пары не всегда спешат узаконить свои отношения, предпочитая лучше узнать друг друга, присмотреться к поведению своего избранника в повсед-невной жизни и лишь впоследствии либо зарегистрировать брак, либо отказаться от него .

2.Условия заключения брака.

 

Согласно ст.11 СК РМ условиями заключения брака является бескорыстное взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак ,а также достижение ими брачного возраста.

 

Запрещаются браки между усыновленными  и усыновителями. Это приобрело  характер этической нормы. Брак между  родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

 

Невозможно вступление в брак лица, призванного судом недееспособным вследствие психического расстройства так как данное лицо не способно дать осознанное согласие на вступление в брак.

 

3.Порядок заключения брака.

 

Регистрация брака производится в  присутствии лиц, вступающих в брак по истечении не менее чем одного месяца со дня подачи ими соответствующего заявления .При наличии уважительных причин по просьбе лиц, вступающих в брак, срок может быть сокращен заведующим отделом записи актов гражданского состояния. При особых обстоятельствах (угроза жизни, беременность, рождение ребенка и др.)брак может быть заключен в день подачи заявления. Максимальный срок, устанавливаемый для регистрации брака, не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления о вступлении в брак.

 

Заключение.

 

 

Из данной курсовой работе можно  сделать выводы:

 

1. Брак - это союз, не сделка, не  договор, а именно союз женщины и мужчины, основанный на моногамной связи. Это единобрачный союз в отличии от полигамных браков, которые еще сохраняются в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, допускающая многоженство.

Информация о работе Условия для заключения брака