Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:10, реферат
Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело - в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?
С. с. общества может рассматриваться в трех планах: а) функциональном, т.е. как упорядоченная система форм социальной деятельности, обеспечивающих функциони-рование и развитие определ. целого; при этом единицами анализа выступают отд. сферы обществ. разделения труда и социальные институты; б) о р г а н и з а ц и о н н о м, т.е. как система связей, образующих различные типы социальных групп, характерных для данной социальной системы; единицами анализа здесь служат коллективы, организации и их структурные элементы; в) как определ. система ориентации социальных действий (коллективных и индивидуальных); единицами анализа являются при таком подходе к С. с. элементы социального действия (цели и средства, мотивы и стимулы, нормы и образцы, программа и подпрограмма и т.д.). Указанные подходы к С. с. общества могут рассматриваться как различные дополняющие друг друга ее срезы: каждый из них допускает как теоретический, так и эмпирич. анализ, хотя степень и формы их соотнесения неодинаковы.
С выделением указанных планов связаны и нек-рые особенности отображения С. с. в социальном, позднее в социологическом мышлении. Первичным, как будто "непосредственно-данным" его предметом явились действия отд. лиц и коллективов (правителей, армий и т.д.). Значительно позже появляется интерес к выделению определ. типов социальной организации (напр., политич. классов у Тьерри и др.). Показав связь обществ. классов с определ. фазами развития произ-ва, Маркс выявил ту функциональную структуру (разделение труда и частную собственность), к-рая служит основой существования соответствующей социальной группы. Именно этот шаг позволил научно подойти и к организац. структуре общества и к социальному действию. Примером может служить введенное Марксом социально-экономич. определение классов, в связи с дифференциацией обществ. произ-ва.
СОЦИА́ЛЬНАЯ СТРАТИФИКА́ЦИЯ
(от лат. stratum, здесь – слой и facio – делаю) – одно из основных понятий бурж. социологии, обозначающее существование в обществе системы социального неравенства, разделение его на страты (слои), выделяемые на основании к.-л. одного или ряда признаков (экономических, национальных, этнических, религиозных, психологических), однако не учитывающее коренных критериев классового деления.
В бурж. социологии С. с. в целом включает: 1) систему признаков и критериев социального расслоения в обществе; 2) теории социального расслоения и структуры; 3) социальную структуру общества; 4) перемещение людей в системе социального расслоения – социальную мобильность.
В 19 – нач. 20 вв. бурж. социологи объясняли природу обществ. дифференциации различиями биологич. признаков, различиями в идеях и психологии, сознании и мотивах, духовной культуре и образовании, образе жизни людей (Конт, Спенсер, Л. Уорд и др.).
Важная роль в разработке теорий С. с. принадлежит М. Веберу, к-рый, в значит. мере под влиянием Маркса, связывал существование классов с экономич. сферой общества, но трактовал ее лишь с т. зр. распределения доходов. Однако, утверждая, что якобы марксистское понятие класса не отражает сложной структуры общества, наряду с классами Вебер выделял статусы и соответствующие статусные группы, связанные с обладанием престижем, и партии, существование к-рых основано на распределении власти. Эти структурные подразделения, по Веберу, имеют автономные источники существования и оказывают влияние друг на друга. Теория Вебера послужила источником взглядов мн. бурж. социологов, хотя его критерии выделения классов и статусов были подвергнуты критике в связи с трудностью их измерения. Широкое распространение в бурж. социологии получила функционалистская концепция С. с., основы к-рой заложены Дюркгеймом (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур и др.), выводящая существование иерархии социальных слоев, осуществляющих различные обществ. функции из необходимости мотивирования индивидов для их выполнения. Неравенство трактуется как черта любого общества, оправданная существованием социальных функций, требующих различных способностей и усилий и по-разному вознаграждаемых.
Большинство совр. буржуазных социологов (Л. Уорнер, П. Сорокин, Б. Барбер, Р. Бендикс, С. Липсет, Д. Гласс, Р. Дарендорф и др.) придерживается концепции "многоизмеримой стратификации", по к-рой классы и слои выделяются на основе многих критериев (занятость, доход, образование, тип жилища, район проживания и др.).
Науч. несостоятельность этих трактовок в том, что среди критериев не выделяются определяющие и определяемые, типичные и случайные; анализируемые, признаки, характеризуя позицию человека, не раскрывают фундаментального основания социального деления общества – производственных отношений, отношения к средствам производства, в конечном счете определяющего позицию людей в системе обществ. дифференциации.
Для бурж. концепций социальной структуры капиталистич. общества в целом характерно (при наличии нек-рых расхождений между ними): 1) отрицание раскола капиталистич. общества на антагонистич. классы – буржуазию и пролетариат; взамен этого выдвигается деление общества на "высшие" и "низшие" классы, элиту и массы; 2) выделение в качестве центрального и главного т.н. "среднего класса"; 3) произвольное число выделяемых классов или слоев в одной и той же стране (напр., в США – 2, 3, 4, 5, 6 и более классов и слоев); 4) произвольное наименование выделяемых социальных групп ("рабочий класс", "средний класс", "низший класс", "высший низший класс", классы I, II и т.д.).
С принципиально иных позиций подходит к проблеме социальной дифференциации марксистская теория социального расчленения. Марксизм рассматривает дифференциацию общества как важнейшую черту обществ. жизни, учитывая, что "самое понятие "дифференциации", "разнородности" и т.п. получает совершенно различное значение, смотря по тому, к какой именно социальной обстановке применить его" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 392).
Марксизм вычленяет естественные и обществ. различия. Естеств. дифференциация проявляется в возрастной, половой, расовой дифференциации. Социальная дифференциация является продуктом конкретно-историч. производств. отношений. Различия людей, вытекающие из их неравного положения в системе производств. отношений, и выступают как социальное неравенство. Когда в обществе существует социальное неравенство, естеств. дифференциация также становится его выражением (напр., неравенство мужчины и женщины, черного и белого и т.п.). В результате различия положения людей в системе производств. отношений общество расчленяется на классы, социальные слои и социальные группы. Напр., внутри буржуазии имеются слои мелких, средних и крупных капиталистов; внутри слоя средних крестьян – группы крестьян, пользующиеся или не пользующиеся наемной рабочей силой. Социальные слои и группы выражают более дробную характеристику общества по сравнению с обществ. классами, выражающими наиболее существ. черты, присущие всем входящим в него слоям и группам.
В социалистич. странах система социального расчленения носит сложный характер. Она включает классовое деление (рабочий класс и крестьянство), деление на слои (внутри рабочего класса и крестьянства, слой интеллигенции и служащих), разграничение на социальные группы (как внутри классов, так и внутри слоя интеллигенции).
Конкретное изучение системы социального деления в социалистич. странах и происходящих в ней изменений требует разработки критериев для измерения социальной принадлежности индивида к тому или иному классу, слою, группе. В социологич. лит-ре стран социализма обсуждаются проблемы социального расчленения, методов, приемов и техники ее изучения.
Страта социальная (от лат. stratum — слой, пласт) — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).
Страты конструируются на основании многомерной классификации и часто организуются в иерархический порядок. Критерии конструирования страт зависят от целей исследования и от того, что считается важным в данном конкретном исследовании и данной конкретной модели. Это может быть один признак: пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, область интересов, место проживания и т. п., или сочетание нескольких признаков (характеристик).
Страту можно также описать как некую общность, характеризуемую единым стилем жизни.
В обществе на протяжении тысячелетий сохраняется социальное неравенство. Оно выражается, прежде всего, в том, что различные социальные группы имеют неравный доступ к материальным и духовным ценностям общества.
Слои населения, различающиеся по имущественному положению, в Древнем Риме с VI в. до н. э. стали называть классами (лат. dassis -- разряд). Существование классовых различий в обществе -- факт, издавна привлекавший внимание философов, которые пытались понять причины их возникновения, сформулировать принципы взаимодействия классов, обосновать неизбежность или, наоборот, возможность и необходимость устранения классового неравенства.
Уже у Аристотеля закладываются основы учения о классах и классовой борьбе. «В каждом государстве, -- отмечает он, -- есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими... Между простым народом и состоятельными возникают распри и борьба... а на чьей стороне оказалась победа, те и получают перевес в государственном строе в качестве награды за победу, и одни устанавливают демократию, другие -- олигархию».
Социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла в XVI в. рассматривали существование социального неравенства как торжество несправедливости. Усмотрев причину раскола общества на классы в праве частной собственности, они предполагали, что отмена этого права приведет к уничтожению социального неравенства. Вольтер, напротив, утверждал, что разделение общества на богатых и бедных неустранимо. Адам Смит обосновал необходимость деления общества на классы тем, что люди получают доход разными путями. В соответствии с тремя основными источниками доходов -- рентой, прибылью на капитал и заработной платой существуют три основных класса -- землевладельцы, капиталисты и рабочие. Французские историки начала XIX в. О. Тьерри, Ф. Гизо и др. показали, что различное отношение к собственности делает неизбежным столкновение классовых интересов. Поэтому борьба между классами и революции, происходящие в моменты ее обострения, являются исторической закономерностью.
Создание теории классов и классовой борьбы считается одним из важнейших достижений марксизма. Согласно Марксу, возникновение классов есть закономерный исторический результат развития первобытного общества. Пока производительность труда в нем была настолько низкой, что люди не могли создавать прибавочный продукт (т. е. излишек сверх того минимума, который нужен для поддержания жизни), ни эксплуатация чужого труда, ни классовое неравенство были невозможны. Когда люди научились производить прибавочный продукт, тогда возникла и возможность отнять его у производителя. А отношения частно-семейной собственности позволяли этой возможностью пользоваться. Так возникли условия, которые привели к имущественному неравенству и возникновению классов.
Марксизм утверждает, что классовая борьба между угнетенными и угнетателями (рабами и рабовладельцами, крестьянами и феодалами, пролетариями и буржуазией) есть движущая сила развития общества. Эта борьба в конце концов приведет к социалистической революции, в результате которой пролетариат, взяв власть, установит новый, социалистический общественный строй. В условиях этого строя будет достигнута высокая производительность труда, на основе которой сотрутся классовые различия и произойдет переход к социально однородному бесклассовому коммунистическому обществу. Марксистская теория классов и классовой борьбы с конца XIX в. стала предметом острых дискуссий среди социологов, экономистов, философов. Критики указывали, в частности, на следующие ее недостатки.
Классы не получают в марксистской теории достаточно четкого определения, пригодного для анализа социальной структуры общества. По Ленину, чье определение считается в марксистской литературе наиболее точным, классы -- это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, их отношению к средствам производства, их роли в организации труда, способами получения и размерами достающейся им доли общественного богатства. В соответствии с этим определением можно различать в обществе такие классы, как пролетариат, крестьянство, буржуазию. Но как определить классовую принадлежность индивида? В какой класс, например, входят мелкие предприниматели (скажем, таксист, работающий на собственном автомобиле)? С одной стороны, они владеют средствами производства подобно капиталистам, а с другой -- по размерам дохода и прочим признаком мало чем отличаются от пролетария. В обществе существуют социальные группы, которые, если следовать ленинскому определению, не являются классами и не входят ни в какой класс (например, ремесленники, интеллигенция, чиновничество, пенсионеры, студенты, военнослужащие). Следовательно, социальная структура общества не сводится к разделению его на классы. (Марксисты, признавая это, вынуждены говорить, что, кроме классов, существуют еще и «прослойки».) Но если учесть, что эти «не классы» охватывают значительную часть населения, то их роль в общественных событиях может оказаться подчас большей, чем у классов.
У представителей разных классов есть, кроме классовых, и другие интересы, в том числе такие, которые могут сближать и объединять их (например, религиозные, национальные). А с другой стороны, национальные, религиозные и иные конфликты могут отодвинуть противоречия между классами на второстепенное место.
Оценка классовой борьбы как движущей силы общества является односторонней. Нельзя сбрасывать со счетов губительные последствия, сопровождающие ее (особенно когда она доходит до своих высших форм -- восстаний, революций): насилие, массовый террор, разгул преступности, разрушение экономики. Даже победное завершение революций дается дорогой ценой, а их поражение (что в истории случается чаще) заливает страны морем крови. Таким образом, классовая борьба может рассматриваться и как сила, тормозящая развитие общества. История XX в. свидетельствует, что положение трудящихся улучшается не столько в результате классовой борьбы, сколько вследствие роста экономики и утверждения демократических начал в политической жизни общества.
Марксистскую теорию классов можно критиковать, но ею нельзя пренебречь. Она оказала огромное влияние на развитие социально-философской, политической, экономической мысли и стала источником многих идей, концепций и течений в современном обществознании.