Формирование и методы оценки качества человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы - изучить понятие «качество человека».
Для достижения цели в работе необходимо решить такие задачи:
1. Проанализировать определения категории «качество человека», данные различными исследователями.
2. Проследить взаимосвязь качества человека и качества жизни.
3. Рассмотреть образование как важный аспект качества человека.
4. Изучить понятие «качество населения».
5. Проанализировать процесс образования структуры личности.
6. Исследовать методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия качество человека 5
1.1 Анализ понятия «качество человека»……………………………………..5
1.2 Взаимосвязь качества человека и качества жизни 7
1.3. Образование как важный аспект качества человека 12
1.4. Качество населения 18
2. Формирование и методы оценки качества человека 21
2.1. Образование структуры личности 21
2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптева Анна 119 группа Н.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы уровня и качества жизни являются наиболее актуальными в современном мире. Конференция ООН по окружающей среде и развитию была проведена в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3-4 июня 1992 года. Это и послужила основным толчком для развития таких понятий как качество и уровень жизни. Социально-экономическое развитие СССР в 80-90 годы было в упадке. Летом 1990 года серьезно обострился экономический кризис – отсутствие продуктов стало всеобщим. Это привело к падению уровня населения всех слоев общества. Причиной падения уровня и качества жизни основной массы россиян послужил также экономический кризис 2008-2010 гг.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики нашего государства, которая, в свою очередь, зависит  от того, достаточно ли информировано общество, и насколько информация полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в государстве и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение данных проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое, а так же социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у всех слоев населения.

Основная Цель курсовой работы - изучить понятие «качество человека».

Для достижения цели в работе необходимо решить такие задачи:

1. Проанализировать определения категории «качество  человека», данные различными исследователями.

2. Проследить взаимосвязь качества человека и качества жизни.

3. Рассмотреть образование как важный аспект качества человека.

4. Изучить понятие «качество населения».

5. Проанализировать процесс образования структуры личности.

6. Исследовать методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала.

Предмет изучения  - жизнедеятельность людей.

Объект исследования -  понятие, структура, методы изучения качеств человека.

В работе используются материалы научных трудов, аналитических исследований, практических и социологических анализов согласно темы исследования.

Основным трудом, на котором основывается данная работа, является монография Субетто А.И. «Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы», которая писалась в 2001-2002 годах в процессе разработки теоретико-методологических основ решения проблемы качества высшего образования в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов. В монографии представлен концептуально-проективный взгляд, в котором синтезируются системогенетический и целенормативный подходы.

 

 

1. Теоретические  основы понятия «качество человека»

 

    1. Анализ понятия  «качество человека»

Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

Качество человека – это его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам [19].

В.Д. Шадриков определил сущностное качество человека как «человечность». Опираясь на рефлексию русской культуры, он выделяет такие составляющие «качества русского человека» («идеального русского»), как державностъ, патриотизм, внутренняя свобода, «доминирование свободы - для» (т.е. свободы для творчества, созидания) над «свободой - от» (т.е. свободы от социальных ограничений, нравственных нормативов и т.д.), стремление к социальному равенству, соборность, коллективизм, доброта, сострадание и т.п. [23].

По А.П. Карсавину качество человека и личность суть синонимы. «Качествование, — отмечает русский философ, - есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов – личностей - всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования» [19].

В подходе B.C. Соловьева к проблеме качества человека на передний план выдвигается духовность. Примат духовности, а также любви, долженствования, добротолюбия во взгляде на качество человека - личность определяется православной традицией в русской культуре. В. Соловьев отмечал, что добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему [19].

И.А. Ильин связал проблему качества русского человека с судьбой России и русской культуры. Он выделил первичные и вторичные «силы». К первичным «силам» он отнес «духовность», стремление к «Божьей правде» («правдолюбие»). На их основе формируются «вторичные силы» - «воля, мысль, форма и организация». Их объединяет «искание» и «нахождение» «новой справедливости и настоящего русского братства» [19].

К важным моментам модели качества человека в русско-философской рефлексии относятся воздержанность в проявлении своих потребностей, оказание помощи ближнему. На это указывает B.C. Соловьев как на важную ценностную традицию православной духовности.

Проанализировав некоторые из определений качество человека можно сказать, что качество человека – это категория, в которой  человек осознает себя частью общества и адаптируется к среде, в которой он живет. Безусловно, качество человека можно приобрести в процессе жизнедеятельности и постоянно усовершенствовать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимосвязь качества человека и качества жизни

Формирование личности является  философским вопросом. Процесс формирования личности протекает как процесс самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

-устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения  людей;

-показатель завершенности  конкретных характеристик и четко  выраженной функциональности;

-отражение устойчивого  поведения – как результата проявления «Я» личности;

- реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

Петровский А.В.считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений» [15].

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, который обладает направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Понятие качество человека, на наш взгляд, тесно взаимосвязано с понятием качество жизни. На основании многих источников, качество жизни можно определить как интегральное свойство жизнедеятельности людей – уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ – социумов [17].

Основополагающей целью каждого развитого государства является повышение качества жизни своего населения.

Методы повышения материального благосостояния и как следствие - качества жизни:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, состоящего из качеств жизни каждого гражданина. Это «всеобщее» качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Управление качеством жизни есть управление социальным кругооборотом качества. Социальный кругооборот качества – новое понятие, введенное Субетто. Фактически он выражает собой процесс квалитативизации воспроизводства как «момент» квалитативной революции и соответственно – Синтетической Цивилизационной Революции. Выделяются большой социальный кругооборот качества (качество человека – качество труда – качество продукции – качество производства – качество технологии – качество культуры – качество науки – качество образования – качество общественного интеллекта — качество экономики – качество экосреды – качество общества – качество жизни – качество человека — …) и два малых социальных кругооборота качества, связанных с духовным и материальным воспроизводством. Данные «социальные кругообороты качества» материализуются в «пирамидах качества». Одним из примеров, может служить «пирамида качества» по В. Качалову, в которой нижней стратой выступает «качество общества», затем над ней надстраивается «качество фирм», затем «качество производства» и завершает «качество продукции»….

ООН, ЮНЕСКО вот уже на протяжении последних 30 лет качество жизни и качество образования рассматривают как важнейший фактор своей политики. Введен «индекс развития человеческого потенциала», подсчитываемый на основе докладов правительств стран мира по 3-м показателям: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни населения и уровень доступности образования. Однако, ясно, что, во-первых, они по своему содержанию недостаточно полно отражают качество жизни, не отражают духовно-нравственную и экологическую компоненту, а, во-вторых, не дают ответа на вопрос о причинах неравномерности распределения качества жизни, связанной с глобальной капитализацией мира и присвоением ѕ ресурсов мира «золотым миллиардом» развитых капиталистических стран.

«Пирамида качества» через призму качества жизни формирует «пирамиду качества жизни».

 «Качество жизни человека»  на уровне индивида зависит  по своему содержанию и акцентам  от «аксиологии качества», принятой  человеком. А последняя определяется  культурой, ее духовно-нравственными, ценностными основаниям.

«Качество жизни» на уровне социальных групп отражает социальное расслоение в обществе, неравенство, по показателям доступности образования, распределения ВВП на душу населения, по качеству питания, доступности медицинского обеспечения, а токже к ним можно отнести и другие покахзатели качества жизни людей.

«Качество жизни на уровне общества» измеряется усредненными индикаторами. К ним относятся средняя продолжительность жизни, средней уровень рождаемости детей на одну женщину, уровень заболеваний на одного человека по основным индикаторным заболеваниям, средний образовательный ценз в количестве лет обучения, количество людей с высшим образованием на 10 тысяч населения, количество кандидатов и докторов наук на 10 тысяч населения,  обеспеченность плодородными землями, обеспеченность жильем, абсолютные величины доходов в стоимостных величинах на душу населения в нижнем и верхнем квинтилях населения и др. Главными индикаторами качества жизни на социально-популяционном уровне являются: средняя продолжительность жизни (в России для мужчин она упала с 1992 по 1999 г. на 17 лет, для женщин – на 12 лет), средний образовательный ценз (в России он составляет 11,42 лет обучения, тогда, как для ноосферного качества жизни требуется всеобщее высшее образование, т.е. 16-17 лет обучения), уровень рождаемости (репродуктивный потенциал для продолжения жизни и прогрессивного развития общества) [18].

На основе всего этого можно составить такую схему:

 

 

Она показывает основные составляющие понятия качество человека, которые неотъемлемо связаны между собой.

Личностные качества человека проявляются в самом качестве человека.  Характер человека — это индивидуальные психические устойчивые особенности человека, определяющие его способ поведения в отношениях с окружающим миром. Если говорить о составных частях характера, то характер человека состоит из:

  1. свойств характера 
  2. темперамента – определяет динамику характера ( тип нервной системы — меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик).
  3. качеств характера (черт характера).

В целом, ученые говорят, что у человека есть базовые 26-ть качеств характера, которые формируют все остальные. Стоит заметить, что любое качество характера — это устойчивый стереотип поведения. Таким образом, становится понятно, что человек ведёт себя определённым образом лишь потому, что так привык. А как говорится в одной из пословиц «привычка — второе я».

Теперь становится понятным, что каждый человек, достигший правильного понимания качеств характера, может формировать соответствующее проявление своего характера. Что в итоге сразу же меняет будущее такого человека.

Информация о работе Формирование и методы оценки качества человека