Функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе; сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Содержание

Введение
Предыстория социологии
Функции социологии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология ( реальный вариант).docx

— 30.10 Кб (Скачать файл)

Московский гуманитарно-экономический  институт Чувашский филиал

 

 

 

Факультет Экономики и Управления

Кафедра Менеджмент

Дисциплина Социология

РЕФЕРАТ

 

На тему: Функции социологии

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

Курса____3____группы № ___24 М3/13__

Быкова Марина ЛЬвовна

(Ф.И.О.)

______________________________________________

(подпись студента) (число, месяц, год)

Проверил:____________________

(ученая  степень, звание)

Васильев А.Н.

(Ф.И.О.)

Оценка______________________________

Зачтено, не зачтено

Подпись преподавателя 
Расшифровка подписи 
«___»_____________________ 20__год

Дата поступления работы в деканат

_________________________________

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары   2013 г.

Содержание

 

 

Введение

  1. Предыстория социологии
  2. Функции социологии
  3. Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Социология - это наука, изучающая  научное исследование общества  и общественных отношений.

      У каждой науки есть объект  и предмет исследования. Социологию  выделили как самостоятельную  науку лишь после того, как  французский мыслитель О. Конт  определил предмет изучения социологии.

     Объект социологии - общество (то  есть это феномен, который изучает  социология). Но и такие науки,  как история, политология, экономика,  к примеру, тоже изучают общество, но как бы под своим углом  зрения, то есть каждая наука  исследует какой-то свой аспект  объекта. Этот аспект и называется  предметом науки, то есть специфический  срез общества для социологии.

       А вот предмет социологии определить  уже сложнее. Дискуссии о нем  продолжаются до сих пор. Представителей  научной дисциплины много, и  все выдвигают свои идеи по  поводу предмета изучения социологии. Трудно выделить единственно  верное мнение, чтобы с ним  согласились все. Дело в том,  что наука молода, да и предмет  видоизменялся уже ни один  раз.

Огюст Конт -  что изучает социология

       По мнению мыслителя О. Конта,  социология изучает общество  в его целостности, а основу  этой целостности составляет  всеобщее согласие. Такое согласие  опирается на единство истории  человечества и природы человека.

Герберт Спенсер -  что изучает социология

       Философ и ученый из Англии  Г. Спенсер также считается  основателем социологии, как науки.  Он не до конца согласился  с мнением О. Конта. Говорил,  что социология изучает общество  как социальный организм. В этом  организме интеграция сочетается  с дифференциацией благодаря  естественной эволюции его социальных  институтов.

 

1. Предыстория социологии - это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в, тогда, когда была социальная реальность. 
Обнаружение социальной реальности - это длительный многовековой процесс. В этом процессе открытия нередко заключались в самих поисках. Поиски социальной реальности состояли одновременно в ее конструировании, формировании в качестве объекта науки.

С древнейших времён учёные и мыслители  пытались понять причины объединения  людей в социумы, тайные механизмы, управляющие поведением человека среди  других людей. Первое (и достаточно полное) представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Их называют социальными  философами. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы  и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые  завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать  общество.

Платон (427-347 гг. до н.э.). Первым в истории трудом по общей «социологии» считают «Государство» Платона. В ней представлены законы строения общества (то есть теория социальной стратификации), его развития и функционировании. Согласно его теории, любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке ухудшения располагаются  тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы).

Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и  насилие. В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). ученик Платона – Аристотель во многом отличался от своего учителя во взглядах на общество. У него опорой порядка в его известной работе «Политика» выступал средний класс. Кроме того, существует ещё два класса – богатая плутократия и лишённый собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, по Аристотелю, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему  равенству, а к выравниванию жизненных  шансов.

Принципиально важным для будущей  социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном – он называет его  «политическим животным», то есть существом инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Государство, согласно Аристотеля, является самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает проявление животных инстинктов людей. Оно создаётся для лучшей жизни граждан, достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается. Первоначально различные формы общества описывали философы. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) рассматривал общество с помощью абстрактного и дедуктивного методов, а его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для анализа общественных явлений использовал эмпирические наблюдения. Позже французы Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Анри де Сен-Симон (1760-1825) и шотландец Адам Фергюссон (1723-1816) применяли для этого политические и экономические термины. Но по праву основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Он не только ввёл в научный оборот термин «социология», но и определил предмет и метод социологии, резко противопоставив эту новую научную дисциплину философии.

Основная идея Конта заключалась  в том, что социальные явления, поведение  людей подчиняются действию определённых законов. О.Конт сформулировал закон  трёх стадий прогресса человеческого  общества, в основе которого лежит  «прогресс духа», прогресс человеческого  разума. Он считал, что развитие общества представляет собой переход от одной  стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивной.

Теологическая стадия продолжалась до 1300 г. На этой стадии все явления  рассматривались как результат  действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание отождествляло  эти силы с властью племенных  вождей. Но развитие общества продолжалось, старая система постепенно разрушалась.

Вторая стадия – метафизическая, продолжалась с 1300 по 1800 гг. Но дальнейший прогресс общественного развития положил  начало третьей стадии – научной  или позитивной, характеризующейся  распространением наук, ростом их общественного  значения, повсеместным развитием ремёсел  и промышленности.

Процесс становления социологической  науки был растянут во времени. По сути О.Конт удачно применил термин «социология» к тому, что уже в течение 2,5 тысяч лет было объектом научного исследования. До О.Конта мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Необходимо отметить лишь то, что О.Конт считал необходимым изучение отдельных социальных фактов, их сопоставления, отрицая роль и значение общей теории в их объяснении.

Позже, благодаря работам К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, произошло оформление социологии в самостоятельную науку. Именно они сформулировали теоретические  основы изучения социальных явлений, опираясь на идеи предшественников социологической  мысли.

Таким образом, появление социологии связано со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений  учёных и её развитие можно условно  разделить на три периода:

1)                предыстория социологии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии;

2)                этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод;

3)                 классический период - этап признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.

Роль и значение науки обусловлены  её способностью дать ответы на актуальные вопросы, поставленные жизнью. Известно, что появление социологии в Европе в ХIХ веке было обусловлено необходимостью осмыслить перемены, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием политической демократии. Более прагматический характер социология как наука имела в США, где она была призвана сформулировать способы борьбы с нищетой, преступностью, отчуждением людей от общества.

 

 

2. Социология выполняет ряд специфических функций. Известно, что О.Конт определял социологию как обществознание и указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество, Т.е. расширять представление о нем. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В отличие от О.Конта, Э. Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать и анализировать общественные явления, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию. 
В.А.Ядов отмечал, что «в качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически- преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую.

       Ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, Т.е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами» . 
В настоящее время в социологической литературе используются различные критерии и способы классификаций функций социологии. Например, А.Г.Здравомыслов выделяет 4 функции: теоретическую, идеологическую, критическую и инструментальную . Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и организационную. По мнению Ж.Т.Тощенко, социология как общественная наука выполняет теоретика- познавательную.» управленческую функции, которые в свою очередь могут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую и т.п. . Э.В.Тадевосян, подчеркивая, что социология выполняет многообразные функции, считает, что в общем виде их целесообразно разделить на три основные: теоретика- познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. При этом данное разграничение не должно быть чрезмерно жестким, не должно исключать взаимосвязь и взаимовлияние указанных функций . А.Н.Елсуков считает, что социология выполняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую . 
Рассмотрим подробнее следующие из вышеуказанных функций: познавательную, описательную, прогностическую, критическую и идеологическую. 
         Познавательная функция. Она заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая выступает в виде одного или целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция направлена на «производство» новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество — сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций. 
        На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения прогнозов общественного характера. 
       На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни. 
        На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя новые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности. 
       Описательная функция заключается в описании, систематизации, накоплении полученного исследователями материала в виде различных научных отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа требует от исследователя высокой нравственной чистоты и порядочности, так как на основе полученных материалов делаются практические выводы и они будут выступать источником замера, отсчета, сравнения для будущих поколений. 
Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития. 
      Составление прогнозов играет очень важное значение для всех социальных явлений, так как они не только указывают на необходимость определенного изменения, но также показывают реальные возможности осуществления данного изменения, разрабатываются практические рекомендации и предложения по повышению эффективности управления различными социальными процессами. 
       Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, бывают объективного и субъективного характера, в зависимости от того, к какой группе социальных факторов они относятся. Первые относятся к условиям человеческой жизнедеятельности (социальная структура общества, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практические рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях развития тех или иных социальных факторов. Вторые включают в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и т.д.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений. 
        Благодаря этой функции социологии возможно сознательное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования на длительную перспективу для каждого трудового коллектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов. 
        Критическая функция. На Западе эта функция выделена в форме своеобразного направления — социальной критики. Благодаря ей познаваемый мир оценивается с точки зрения интересов личности. Получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать 
о произошедших отклонениях в развитии общества, которые могут привести к каким-либо негативным социальным явлениям и последствиям. 
Социология, выполняя эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она указывает, что нужно и можно сохранить, развить. упрочить, так как не всегда все надо перестраивать, менять и т.д. С другой — показывает, что действительно необходимо радикально изменить. 
        Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов. 
       Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества. 
В.А.Ядов считает, что социология должна быть деидеологизирована и теоретически нейтральна. Она должна отражать реальную действительность, а не интересы различных классов, партий и групп [190. С. 15]. На практике же социология часто во многом зависит от социального заказчика. Но если социолог научно добросовестен, то он будет не слепо исполнять социальный или политический заказ, а добывать истину, кропотливо накапливая и объективно осмысливая реальные социальные факты.

Информация о работе Функции социологии