Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 19:22, курсовая работа
В настоящее время организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов. Создание и деятельность каждой организации должно происходить с учетом места, времени и ситуации, определяющих, не только вид организации, но и порядок ее функционирования. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.
Введение
В настоящее сложное, кризисное
время существует необходимость
изменения организационной
Каждый предприниматель мечтает иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль - а также желание финансовой независимости и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей, в силу того, что большинство людей боится не только "старта" в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления. При обращении к статистическим данным можно наглядно увидеть, что в начале становления новых рыночных отношений в России, практические каждое второе частное предприятие и кооператив прекращали свою деятельность по причине неправильно выбранной стратегии управления. Тогда, в 80-90-х годах ХХ века, мало кто знал о науке управления - "менеджменте", и уж тем более, о принципах и подходах к построению и выбору структуры управления организацией.
В настоящее время организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов. Создание и деятельность каждой организации должно происходить с учетом места, времени и ситуации, определяющих, не только вид организации, но и порядок ее функционирования. Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.
Суть организации как
специфической функции
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие организационной структуры
Термин "организация" с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры. Понятие "структура" в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание "организационная структура" чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации
Структура - один из важнейших
компонентов системы, отличающейся
от структуры наличием целевой ориентации
и придающей системе
- число подразделений и мест расположения;
- среднее количество
- количество уровней управления;
- важность принимаемых решений и др.
В учебном пособии "Основы менеджмента" под редакцией С.Г. Лопатиной указано, что организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. [2] Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления.
1.2 Принципы структуры управления
С системной точки зрения структура - важнейшая характеристика организации. Это удобная модель, которая позволяет понять взаимосвязи и взаимодействия частей системы.
В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют между собой в определенном порядке. Это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие все частей организации должно обеспечить ее работу. [2] Это происходит благодаря существованию важной организационной структуры – управления. Структура управления - один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене можно указать на человека или группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления. Таким образом, любое звено структуры управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач.
Организационная структура
должна отражать цели и задачи организации,
а, следовательно, быть подчиненной
производству и меняться вместе с
происходящими в нем
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. В разных литературных источниках даются различные перечни данных принципов. Наиболее полный их перечень составлен на основе работ А.Г. Поршнева, 3. П.Румянцевой, М.П. Переверзева, Н.А. Шайденко:
Среди основных компонентов
формирования любой организационной
структуры управления важное место
занимает принцип выделения в
функциях организации однородных видов
управленческой деятельности. Подразделения
организационной структуры
Функциональная структура управления
- для нее характерно создание структурных
подразделений, каждое из которых имеет
свою четко определенную, конкретную задачу
и обязанности. Следовательно, в условиях
данной структуры каждый орган управления,
а также исполнитель специализирован
на выполнении отдельных видов управленческой
деятельности (функций). Создается аппарат
специалистов, отвечающих только за определенный
участок работы. В основе функциональной
структуры управления лежит принцип полного
распорядительства: выполнение указаний
функционального органа в пределах его
компетенции обязательно для подразделений.
Решения по общим вопросам принимаются
коллегиально. В определенной степени
способствуют ликвидации недостатков
линейной и функциональной организационных
структур так называемые линейно-штабная
и линейно-функциональная структуры управления,
предусматривающие функциональное разделение
управленческого труда в подразделениях
разных уровней и сочетание линейного
и функционального принципов управления.
В этом случае функциональные подразделения
могут проводить свои решения либо через
линейных руководителей (в условиях линейно-штабной
структуры), либо в пределах специальных
полномочий прямо доводить их до специализированных
служб или отдельных исполнителей на нижестоящем
уровне (в условиях линейно-функциональной
структуры управления.
Иерархические (бюрократические) структуры
управления являются первыми систематически
разработанными моделями организационных
структур и остаются пока основными и
доминирующими формами. Бюрократическая
организационная структура характеризуется
высокой степенью разделения труда, развитой
иерархией управления, цепью команд, наличием
многочисленных правил и норм поведения
персонала, подбором кадров по их деловым
и профессиональным качествам. Бюрократию
часто называют классической или традиционной
организационной структурой. Большинство
современных организаций представляют
собой варианты иерархических структур.
Причина столь длительного и широкомасштабного
использования бюрократической структуры
состоит в том, что ее характеристики еще
достаточно хорошо подходят для большинства
промышленных фирм, организаций сферы
услуг и всех видов государственных учреждений.
Объективность принимаемых решений позволяет
эффективно управляемой бюрократии адаптироваться
к происходящим изменениям. Продвижение
сотрудников на основе их компетентности
позволяет обеспечивать постоянный приток
в такую организацию высококвалифицированных
и талантливых технических специалистов
и административных работников. Иерархические
структуры управления имеют много разновидностей.
При их формировании главное внимание
уделялось разделению труда на отдельные
функции. К иерархическим относятся линейные
и функциональные организационные структуры
управления.
Информация о работе Характеристика функциональной структуры управления