Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии2013!!!.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Соц. контроль, виды и методы. Термин «соц. контроль» был введен Габриелем Тардом. Он рассматривал соц. контроль как средство возвращения к норм. жизни тех людей, кот. нарушили существующие нормы. Соц. контроль изучали также Росс, Дюркгейм, Парсонс. Парсонс говорил, что соц. контроль – такой процесс, при кот. расхождения между фактическим поведением и соц. ожиданиями сведены к минимуму. Действие соц. контроля базируется на признании культуры группы, воспитании образцов поведения, учете индивид. особенностей людей, существовании соц. институтов, кот. могут вмешаться в поведение чел-ка. Действия соц. контроля происходят благодаря применению санкций, привычек, обычаев. В основном в процессе соц. контроля выделяют четыре метода воздействия на личность: 1.информирование (разъяснение правил и норм – для переехавших из др. страны), 2.убеждение, 3.принуждение, 4.внушение. Ответная реакция людей на ту или иную санкцию зависит от индивид. шкалы оценок. Поэтому эффект соц. контроля может быть двояким: либо усиливать соц. отклонения, либо сводить их к минимуму. Соц. контроль рассчитан на установление опред. рамок в поведении индивида, но все же должен предоставлять гражданам инициативу, права. Здесь большое значение имеет самоконтроль лич-ти. Т.о., соц. контроль – очень важный процесс жизнедеят-ти чел-ка, кот. должен не только контрол-ть поведение чел-ка, но и учитывать при этом обществ. мнение, интересы, потребности людей. Виды: 1.внутр. контроль – осуществ- ляемый чел-м самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. 2.внеш. соц. контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение обще-принятых норм поведения и законов. Внеш. Соц. контроль подразделяется на неформал. и формальный. Неформал. соц. контроль  - рез-т самоорганизации соц. взаимодействий. Формал. соц. контроль - рез-т процесса рацион. организации соц. взаимодействий. Он осущ-ся  государством путем законодат. определения запрещаемых действий и применения санкций за их нарушение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Соц. мобильность  и ее виды. Термин «соц. мобильность» ввел Сорокин. Он называл соц. мобильностью переход индивида из одного соц. положения в другое. Сущ-т: 1.горизонтальная соц. мобильность; 2.вертик. соц. мобильность. Эти перемещения происходят внутри соц. прост- ранства. Сорокин говорил об индивид. (карьера) и групп. (миграция) соц. мобильности. Вертик. мобильность – перемещения соц. объекта из одной соц. страты в другую, разные по уровню. Индивид. вертикальная мобильность практически не меняет стратификац. и полит. культуры, т.к. смысл ее заключ. в основном в прохождении какой-либо иерархич. системы (повышение в должности, доходах). Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях эконом. сферы, полит. перевороте или смене идеолог. ориентиров. Груп. соц. мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификац. Стр-ру, изменяет существующую иерархию. Сорокин называл в качестве каналов вертик. мобильности след. институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны. Сущ-т также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) – лишение званий, деградация. Горизонт. соц. мобильность – перемещения соц. объекта в др. группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т. д.). Обычно к горизонт. мобильности относят переме-щения в географ. пространстве. Сущ-т основные историч. разновидности миграций: 1.перемещение целых народов; 2.перемещение из города в деревню и в обратном направлении; 3.переме- щения, связанные с соц-эконом. причинами (освоение пустующих территорий); 4.переме- щения, связанные с чрезвыч. Обстоятельствами – стихийные бедствия, революции, религиоз. гонения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Соц. стр-ра. Основ. элементы соц. стр-ры. Единого мнения о понятии соц. стр-ры в социологии не сущ-т, несмотря на его широко распространенное использование. Употребление определения зависит от теоретич. подхода. Есть след. точки зрения: 1.соц. стр-ра – абстрактная величина, кот. формир. из гипотез и теорий; 2.самост. вид реальности, кот. доступен эмпирич. исследованию. Т.о., соц. стр-ра современного этапа развития характеризуется как динамичное целое. Если рассматривать соц. стр-ру общества, то это совокупность взаимосвязанных соц. групп, институтов и отношений между ними. Соц. стр-ру рассматривают как: 1.общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое); 2.общности по разделению труда (социально-проф. дифференциация); 3.общности, возникшие на базе культурно-историч. самобыт- ности (этнос); 4.территор. общности (село); 5.социально-демограф. (пол, воз-т); 6.социально-полит. институты (наука, семья); 7.религиоз. общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества соц. стр-ра меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды. В социологии есть два подхода к изучению соц. стр-ры: 1.классовый – центр. место в стр-ре занимают классы (на основе разделения труда и производ. отношений) и «классоподобные» соц. группы (интеллигенция); 2.стратификационный – статус. группы в обществе расположены по иерархич. лестнице. Парсонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по кот. человек занимал то или иное место в иерархии. Развитие соц. стр-ры в любой стране ведет к сближению всех субъектов соц. сферы. Можно сказать, что соц. стр-ра – это: 1.объединение людей, кот. взаимодействуют между собой из-за конкрет. обстоятельств; 2.иерархия позиций индивида – выполнение опред. функций; 3.совокупность норм и ценностей. Т.о., развитие соц. стр-ры – это сложный, длит. процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей. В качестве основ. элементов соц. стр-ры выступают соц. группы, соц. общности, соц. классы, соц. слои, соц. институты, соц. организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Сущность  процесса социализации, эта- пы. Агенты и институты социализации. Социализация - сложный процесс включения чел-ка в соц. практику, приобретения им соц. качеств, черт, усвоения обществ. опыта и реализации собствен. сущности посредством выполнения опред. роли в практич. деят-ти. Основ. содержание социализации, с 1 стороны - передача обществом соц-историч. опыта, кул-ры, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с 2 - их усвоение индивидом. Процесс социализации в социологии рассматривается с 2 сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природ. качеств и как рез-т внеш. воздействия среды, целенаправленного и ненаправ-го воспитания. Социализация, как любой другой соц. процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечеств. социолог. лит-ре в социализации выделяют три периода: дотруд., труд., послетруд.; и четыре стадии: 1.ранняя (от рождения до поступления в школу), 2.обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и спец. образования), 3.соц. зрелость (основ., охватываю- щая период активной труд. и общественно-полит. деят-ти), 4.завершение жизнен. цикла (с момента прекращения постоянной труд. деят-ти в рамках офиц. организации). Разделение на опред. периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социализации реб-ка, молодежи, людей зрелого и пенсион. воз-та. На каждой стадии социализации в действие вступают опред. группы соц. институтов: институты первонач. развития природ. и соц. свойств, институты обучения и образования, институты труд., полит., культур., познават. и обществ. деят-ти, институты соц. обеспечения и т.д. Этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошк. детство (3-6 лет), млад. школ. воз-т (6-10 лет), млад. подростк. (10-12 лет), старший подростк. (12-14 лет), ранний юнош. (15-17 лет), юнош. (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой воз-т (55-65) лет), старость (65-70 лет) долгожит-во (свыше 70 лет). Индивид. агентами социализации могут быть родители, родственники, няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодеж. организаций, врачи и т.п. Т.о., агенты социализации – конкрет. люди, ответ-ые за обуч. культур. нормам и освоение соц. ролей. В роли коллектив. агентов выступают соц. институты. Институты социализации – учрежд., влияющие на процесс социализации и направ- ляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

 

 

 

 

 

 

10.Теории, объясняющие  девиантное поведение. Биолог. объяснение: в конце 19 в. итал. врач Ломброзо обнаружил связь между криминал. поведением и опред. физич. чертами. Он считал, что люди предрасположены к опред. типам поведения по своему биологич. складу. Ломброзо утверждал, что «криминал. тип» есть рез-т деградации к более ранним стадиям человеч. эволюции. Этот тип можно определить по таким характер. чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствит-ть к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некот. мыслители стали его последователями. Они тоже устанав-ливали связь между девиантным поведением и опред. физич. чертами людей. Психологич. объяснение: с помощью психологич. объяснения подчеркивали важность так называемых общих состояний: «ум. дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью науч. методов установить связь между названными состояниями и криминал. поведением. Психоаналитики предложили теорию, кот. связывала девиантные поступки с психич. отклонениями. Фрейд ввел понятие – «преступники с чувством вины» - речь идет о людях, кот. желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению», они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Социологич. объяснения: биолог. и психолог. объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной лич-ти. Социолог. объяснение учитывает соц. и культур. факторы, на основе кот. людей считают девиантами. Культуролог. подход: концепции соц. дезорга- низации рассматривают соц. силы, кот. «толкают» чел-ка на путь девиации. Так называемые культур. теории девиации делают акцент на анализе культур. ценностей, благоприятствующих девиа- ции, др. словами, сил, «побуждающих» людей к девиантному поведению. Девиация возникает, когда чел-к усваивает ценности, кот. противоречат господствующей культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Групп. динамика. Груп. динамика - учение о силах, стр-ре и процессах, кот. действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся огранич. числом членов (до 20 чел-к), непосред-ми контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом. Термин ГД используется: 1.для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии; 2.для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения; 3.для описания причинно-следств. связей, объясняющих эти явления; 4.для обозначения совокупности метод. приемов, используемых при изучении соц. установок и межлич. отношений в группе. Термин ГД имеет отношение к трем психолог. дисциплинам. 1.в соц. псих. ГД представляет собой область исследо- ваний. Ее предметом является индивид. 2.ГД обозначает совокупность метод. приемов, исполь- зуемых одновременно для обуч. и соц-псих. исследований. В данном случае обучающиеся явл-ся и участниками, и наблюдателями-исследова-телями групп. процесса. 3.предметом ГД как области клинич. псих. явл-ся теория и технич. приемы, направленные на изменение межлич. отношений в группе. К характеристикам ГД относятся: цели и задачи группы; нормы группы; стр-ра группы, групп. роли и проблема лидерства; групп. сплоченность; напряжение в группе; актуализация прежнего эмоц. опыта (проекция); формир. подгрупп, фазы развития психотерапевт. группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Понятие осц.  агрегата или квазигруппы. Особен-ти  толпы. Наряду с массовыми и групп. общностями, ученные выделяют ряд обществ, кот. получили название квазигруппы. Они появл-ся непредна-меренно, случайно, в них отсутствует устойч. ожидание, а взаимодействия носят односторонний хар-р. Такие группы могут превращаться в соц. группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень соц. контроля между её членами. Признаками квазигруппы явл-ся: спонтанность образования; неустойчивость взаи-модействий; отсутствие разнообразия во взаимо- действиях, либо однонаправленность связей; кратковре- менность совместных действий. Квази-группы чаще всего сущ-т непродолжит. время, после чего либо окончательно распадаются, либо трансфор-ся, либо развив. до уровня соц. групп. Одним из основ. видов квазигрупп явл-ся аудитория - общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим инф-цией и доводящим ее до этой общности. Наиб. характерной чертой аудитории явл-ся одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором, особенно в том случае, если аудитория большая. Толпа - собрание людей, находящихся и замкнутом физич. пространстве и объединенных общностью инте- ресов. Соц. стр-ра толпы проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Толпы сильно различаются по своему хар-ру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа. Толпа иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Толпа теряет способность владеть собой, она не мыслит, а чувствует. Люди, находящиеся в толпе более внушаемы и скорее принимают мнения, чувства и действия большинства, нежели находясь вне толпы. Случайная толпа обладает наиболее неопред. стр-рой. Ее примером может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, ДТП). Обусловленная толпа собрание людей, заранее планируемое и относительно структу- рированное (в театре, на стадионе, на собрании и т.п. ). Экспрессивная толпа - особая квазигруппа, кот. обычно образуется для личного удовольствия ее членов, поэтому активность людей здесь сама по себе уже является целью и рез-том (танцы, религиозные собрания, рок-фестивали).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Фун-ии и  дисфун-ии соц. институтов. Первой и важнейшей миссией соц. институтов явл-ся гарантированное удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества. Выделяют шесть основ. элементов, необход. Для существо- вания общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения. Соц. институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные. Явные функции соц. институтов формир. и декларир. в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (компаний или обществ. организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей). Латентные выражаются в непредвиденных рез-тах деят-ти институтов или лиц, представляющих их. Явные показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные - что из этого получилось. Сущ-т ряд функций, являющихся общими для всех соц. институтов, но каждый из базовых соц. институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфич. функций. Общие функции всех соц. институтов: 1.функция закрепления и воспроизводства обществ. Отношений (стабилизи- рующая). 2.регулятивная состоит в том, что функционирование соц. институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3.интегративная функция вкл-т в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответ-ти членов соц. групп, происходящих под воздействием институцион-х норм, правил, санкций и систем ролей. 4.коммуникат. функция -инф-ция, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. 5. функция социализации – соц. институты обеспеч. усвоение культур. норм и освоение соц. ролей. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция соц. института». Этим понятием характер-ся состояние, при кот. соц. институт вместо пользы приносит обществу вред. Ярким примером дисфункции государ. института явл-ся укрыват-во (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Социология  образования. Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как соц. институт, как форму и средство обществ. жизни. Проблемы СО начали выделяться из общефилософ. и общесоц. проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими специфич. методами исследования на рубеже 19 и 20 вв. В США толчок развитию СО дали работы Уорда «Динамич. социология» и Дьюи «Школа и общество». Перед 1-й мир. войной стали возникать исследоват. организации, занимающиеся проблемами СО. В Германии СО выделяется в спец. область исследования, в первую очередь усилиями Вебера и Mанхейма, постепенно отделяясь от соц. пед., где осн. внимание уделялось филос-этич. мотивам в выборе идеала образования. Во Франции начало исследований по СО было положено Дюркгеймом. В наст. время в качестве осн. направлений исследования в СО вычленились: место образ-ния как соц. института в системе обществ. воспроиз-ва; взаимоотношения процесса образ. с др. процес- сами обществ. жизни (эконом., демограф., полит., процессами соц. стратификации); соц. детерми- нанты образования; соц. стр-ра образоват. институтов и динамика ее изменения; соц. положение и обществ. роль учителей и преподавателей, их проф. статус; соц. механика и динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. Особое значение получили исследования по СО в развивающихся странах. Наиболее разработаны след. проблемы: школьные классы и студенч. группы как специф. соц. системы с определ. типологией и стр-рой; внешняя соц. среда школ (в т.ч. влияние соц. состава класса и др. учеб. групп на образование); образование как профессия и карьера (соц. происхождение преподавателей, мотивы и стимулы, влияющие на выбор преподават. деят-ти, ценностная ориентация и ее соц. основа). Ряд проблем СО изучается в рамках социологии молодежи и социологии познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Социология  религии. Социология религии - дисциплина, исследующая взаимоотно- шения между религией и соц. действит-тью. Социологи выделяют три основ. типа СР: 1.исследование религии как важного аспекта соц. деят-ти; 2.исследование отношений между религией и др. областями соц. жизни (экономикой, политикой); 3.исследование религиоз. организаций и движений. СР принадлежит к молодым наукам. Начиная с 18 в. философы, историки, антропологи предпринимают социолог. исследование религии. Конт в своей известной теории трех стадий генезиса относит теологич. стадию к детству. На этой стадии все вещи рассматриваются как рез-т воздействия сверхъестеств. агентов. Эволюц-кий подход к религии продолжают Спенсер и Тейлор, предпринявшие попытки проследить развитие религии от анимизма через политеизм к монотеизму. Предварит. этапом СР можно считать марксистские попытки обосновывать зависимость религии от общества. Религия здесь выступала как орудие в политико-эконом. борьбе или предварит. стадия в полит. развитии, отживающая с достижением полит. зрелости. Начало социолог. исследований религии связывают с именами Дюркгейма и Вебера. Дюркгейм исследует религию как реальность саму по себе. Религ. представления и символы не явл-ся иллюзиями; они сущ-т в сознании индивида для того, чтобы препятствовать эгоцентрич. импульсам и дисципл-ть его, давая возможность объективно относиться к внеш. реальности. Подчеркивает огромное значение религ. деят-ти для стимул-ния позитив. участия индивида в соц. жизни. Вебер, считается подлинным отцом СР. Он проясняет влияние религ. установок на эконом. деят-ть, не ставя вопрос об истинности или сущности религии. Вебер строит в СР типологию смыслов, как они проявились в истории, показывает, что идеал. предпосылки играют решающую роль в мотивации хоз. поведения. Амер. СР (Парсонс, Мертон) развивалась под влиянием работ Вебера.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"