Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Социологии»
Пожалуй, одной из первых работ, в которой появилось довольно четко проговоренное различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «...пологендерная система как набор соглашений». Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов.
Далее следует упомянуть работу психолога Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер», где она предложила использовать слово sex только по отношению к специальным биологическим аспектам человека, а термин «гендер» только при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.
Проблема пола возникает вместе с человеком и по-разному прослеживается во всех культурах разных эпох.
Уже с момента своего рождения
человек становится объектом системы:
в традиционных обществах совершаются
символические родильные
26 вопрос В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений на общественную жизнь. Повсеместно отмечается увеличение активности прозелитической деятельности разных религиозных групп. Религиозные организации развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления - нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.
Нетрадиционные религиозные
организации получили широкое распространение
в России. Как отмечают исследователи
это явление - широкая экспансия
подобных групп, свойственна периодам
экономических и политических кризисов.
Неуверенность в перспективах развития
современного общества порождает необходимость
новых форм иллюзорно-компенсаторного
воздействия на действительность. На
январь 2004 года в России было зарегистрировано
21664 религиозных организаций. Большинство
из них - нетрадиционные, т.е. отмежевавшиеся
от основных конфессий (христианство,
буддизм, ислам), не имеющие национальных
корней на территории нашей страны.
Ряд действующих ныне религиозных
объединений в силу особенностей
их внутренней организации, вероучения,
отношения к традиционным религиям
называют сектами, то есть «ограниченными
группами, отмежевавшимися от основных
конфессий и жестко требующими признания
правоты своего вероучения, связанных
с ним морали и образа жизни»,
а также характеризующиеся
Деятельность таких
Большинство неофитов нетрадиционных религиозных групп - молодые люди. Уход от активной общественной жизни, работы, учебы, службы в армии, разрыв семейных связей являются частыми последствиями участия в таких организациях. Чем обусловлены подобные явления? Возможно ли предотвратить вовлечение в нетрадиционные религиозные группы? Необходимость научного осмысления данных проблем становится все более актуальной.
Действительность потребовала внимания к новым явлениям - нетрадиционной сектантской религиозности. И раньше исследователи изучали секты, историю их появления, обряды, особенности богослужения, жизненный уклад (В.Р. Букин, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, Д.М. Угринович). В то время, когда проводились эти исследования - 60-80-е гг., сектантская религиозность не проявлялась в том виде, который мы наблюдаем сейчас. Перед обществом еще не стояла проблема разрушительной деятельности сект по отношению к семье, общественным и государственным институтам.
2. Механизмом вовлечения
и удержания в религиозной
группе является деструктивный
контроль сознания, направленный
на изменение системы