Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление образовательными системами".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика ответы экз.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Педагогика

 

  1. Понятие управления и педагогического менеджмента

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования.

Теория педагогического  менеджмента открывает перед  руководителями и педагогами ПОУ  неисчерпаемые резервы, так как  обладает следующими его возможностями:

•  позволяет  перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;

• обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;

•  создает  комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет  присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

1) организации, иерархии управления, основное средство  - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр;

2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения.

 

  1. Государственно – общественная система управления образованием.

Одна из отличительных  особенностей современной системы  образования — переход от государственного к государственно-общественному  управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. 

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.). Статья 89. Управление системой образования 1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Статья 26. Управление образовательной организацией: "... 3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации..."

 

 

 

  1. Основные признаки государственного и общественного управления образованием.

Государственные органы управления — министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса; прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования. 
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. 

Деятельность  совета школы осуществляется по следующим  основным направлениям:  
организует выполнение решений конференций;  
наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;  
устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;  
рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;  
заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;  
совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.  
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета. 

Руководство негосударственным  образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и, выборов руководителя образовательного учреждения.

 

  1. Демократизация и гуманизация управления образованием.

Ориентация внутришкольного  управления предполагает прежде всего  развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе.

Утверждение гуманистических  ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления школой, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Демократизация  и гуманизация общественной жизни  ставит перед государством задачу максимального  использования возможностей общеобразовательной  школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества

 

  1. Понятие социально-педагогических систем.

Слова система  греческого происхождения и в  переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Под педагогической системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строится и работают. Или по определению В.П.Симонова под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостнее образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам,

          Системы можно разделить на следующие виды:

*технологические,  биологические социальные; *естественные, искусственные; 

*открытые и  закрытые;

*статические  и динамические;

*без ведущего  органа управления и централизованные;

*простые и  сложные:

*суммативные  и деятельностные.

 

К основным свойствам  системы относятся:

"целостность;

"совместимость  или несовместимость с другими  системами:

"стабильность;

"адаптация;

"способность  к самосовершенствованию, обучению.

 

Развитие систем подчиняется законам:

1.Закон достижения  цели (преобразование системы).

2. За кон отрицания  революции(стабильность или разрушение).            

3.Закон эволюционного  толчка.

4.3акон доминирования  асимметрии обеспечивает стабильность  и выживание в 

неблагоприятных условиях до перехода в другую пространственно-временную направленность.

5.Закон критической  массы органа управления( механизм  целесообразного и эффективного  функционирования системы).

Педагогическая  система- множество взаимосвязанных  структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В.Кузьмина),

Сущность педагогического  процесса - в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общественности.

Педагогический  процесс- это набор каких-то последовательных элементов и целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика.

Функциональные  компоненты педагогической системы:

1.Целевой(всестороннее  и гармоничное развитие личности; формирование отдельных ее качеств).

2.Содержательный (отражает смысл, вкладываемый  как в общую цель, так и в  каждую конкретную задачу),

3.Системообразующий  фактор - деятельностный - взаимодействие  педагогов и воспитуемых, их  сотрудничество.

4.Аналитико-резулыатйвный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, его протекание, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Структуру системы  характеризуют так же связи между  компонентами.

Субъект - учитель-методист, учащийся. Объект- воспитанник, -активная личность.

Управление -это  функция организованных систем различной  природы, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цепей.

Различают биологическое, техническое, социальное

Управление. Управление педагогическими системами -одна из разновидностей социального управления. Управление педагогическими системами представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей,

Основная цель управления: эффективное и планомерное  использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных  функции, представляющих законченный цикл;

э)анализ;

б)планирование;

в)организационная деятельность;

г)контроль и регулирование.

Современная школа как  сложная педагогическая система  и объект научного управления.

•управление становлением ;

•управление выживанием;

•управление функционированием;

•управление развитием.

Управление может быть положительным и отрицательным, желательным и нежелательным, иметь  аирибутивные свойства или приобретенные. Отсюда следует , что эффективность  управления - это совокупность наиболее существенных свойств.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"