Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление образовательными системами".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика ответы экз.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

Педагогический  коллектив, откликаясь на запросы заказчиков, удовлетворяет их потребности в  процессе целенаправленной деятельности по подготовке специалистов с помощью различных способов, средств и воздействия.

Планово-прогностическая  функция занимает одно из самых значительных мест в управленческом процессе развития. Плановая работа предусматривает определение  конкретных и реалистичных целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта (субъекта). Научно обоснованные планы развития (комплексные, перспективные, тематические, рабочие) определяют реальные сроки, ресурсы и практические возможности, а также различные последствия принимаемых решений.

Система планов строится на основе концептуальных положений  и включает в себя образовательный  проект ПОУ, комплексно-целевые программы  управления развитием, планы конкретных действий и др.

Реализация намеченного  плана осуществляется с помощью  организационно-исполнительской функции управления. Выполнение принятых целевых решений обеспечивается согласованной работой субъектов организационной структуры и четким механизмом взаимодействия всех участников педагогического процесса. Управленческая функция организации исполнения задач строится на базе подготовки разнообразной нормативно-правовой документации, устанавливающей отношения и связи между людьми. Функциональные полномочия работников объективно вытекают из технологии процесса, основанного на разделении и кооперации труда.

В качестве основных положений контрольно-диагностической  функции выдвигают проверку целенаправленности задач и степень охвата всех сторон учебно-воспитательного процесса, выявление  с помощью контроля причин позитивного  и негативного состояния дел, системную обеспеченность и логичность проверок, гласность, открытость контроля.

Данные контроля и оценки диагностирования позволяют  поддерживать систему управления и  участников педагогического процесса на заданном функциональном и развивающемся уровне.

В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта выступает человек или  группа людей, находящихся на той  или иной ступени организационной  структуры управления. Объектом управления выступает образовательное учреждение, все происходящие там процессы, которые направлены на реализацию миссии образования. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.

 

  1. Методы внутришкольного управления

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в  которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного  процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике, однако, наиболее часто применяются устный и письменный контроль; при всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя. Поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических  методов - анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок и др. позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Метод хронометрирования  используется при изучении режима работы школы, рационального использования  времени урока и внеклассных  занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.

зучение передового педагогического опыта, методов  диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях работы определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Выбор форм и  методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование  разнообразных форм и методов  возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.

 

  1. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Основное назначение педагогического анализа как  функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического про­цесса, в объективной оценке его результатов с последующей вы­работкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управ­ляемой системы. Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места ка­ждой части, сведение частей в единое целое, установление свя­зей системообразующих факторов.

 

 

Виды  и содержание педагогического анализа

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды пе­дагогического анализа. Существуют различные его классифика­ции в  зависимости от субъекта анализа (что  анализируется), от цели анализа (для чего анали­зируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогиче­ского анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, ка­ков характер анализа во временном, пространственном, фактоло­гическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах  образовательного процесса, выявление  причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посе­щаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимо­го директором школы и его заместителями, составляет посеще­ние уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление под­готавливают тематический педагогический анализ. Параметриче­ский анализ — это не просто констатация фактов, а их сравне­ние, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозиро­вание возможных последствий. Результаты такого анализа и при­нятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический  анализ направлен на изучение более  устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и резуль­татах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изуче­нию урочной и внеурочной деятельности. Если предметом пара­метрического анализа может выступать отдельный урок или вне­классное занятие, то предметом тематического анализа уже яв­ляется система уроков, система внеклассной работы и т.д. Дирек­тор школы или завуч могут получить наиболее полное представ­ление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, за­нятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обу­чения, формирование системы знаний учащихся; система рабо­ты учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формиро­ванию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявле­ния тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руково­дители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и на­правлен на изучение основных результатов, предпосылок и усло­вий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрическо­го и тематического анализа, четвертных, полугодовых контроль­ных работ, из данных официальных отчетов, справок, представ­ляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

 

  1. Структура и содержание общешкольного плана работы

При составлении  плана следует учитывать:

 

специфику режима работы ОУ (одна смена, две смены, "школа  полного дня" и т. д.);

основные направления  общешкольного плана учебно-воспитательной работы и крупные мероприятия, запланированные на следующий год. Для того чтобы их узнать, необходимо побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе, руководителями методических объединений или предметных кафедр, а также учителями-предметниками, которые могут быть привлечены к организации мероприятий;

главные литературные и памятные даты года. Узнать о них  можно из календарей для библиотекарей, а также из изданий Российской государственной библиотеки, например "Памятные даты 2011 года: литература, искусство". Отобрав даты, нужно продумать формы работы с читателями (книжная выставка, конкурс и т. д.), а также основные темы (например, основной темой в 2009/10 учебном году было 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);

ошибки при проведении мероприятий в прошлом году;

планы работы учреждений (библиотек, музеев и т. д.), с которыми налажено сотрудничество;

основные виды деятельности (работа с учебным фондом, каталогами и задолжниками, проведение библиотечных уроков, выставок и т. д.);

количество сотрудников  библиотеки;

количество рабочих  часов в году;

трудозатраты  на все процессы, мероприятия и  услуги, включенные в план, а также  на текущие дела.

  1. Планирование работы классного руководителя

Планирование, необходимое  в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.

Планирование  воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.

Структура плана воспитательной работы классного  руководителя:

1. Анализ воспитательной  деятельности за прошедший учебный  год (если с классом работали  ранее).

2. Воспитательные  цели и задачи на предстоящий  период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.

3. Характеристика  классного коллектива совместно  с социальным паспортом класса.

4. Жизнедеятельность  классного коллектива.

5. Работа с родителями учащихся.

6. Совместная  деятельность с общественностью. 

7. Индивидуальная  работа с учащимися (индивидуальная  карта ученика, портфолио) 

8. Работа с  учащимися из “группы риска”.

9. Взаимодействие  с учителями – предметниками. 

10. Педагогические наблюдения.

11. Литература  для проводимых мероприятий.

Анализируя  воспитательную деятельность за прошедший  период, педагог выясняет, что сделано  с классом:

А) количество проведённых  мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

Б) работа с органами самоуправления – активность общая  и отмечаются отдельные активисты  по классу и школе;

В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

Г) работа с общественностью  – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано  это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Целеполагание – важнейший компонент любой  осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

Диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса (социометрия)

Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.

1. Общекультурное  направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология

2. Общеинтеллектуальное  направление – работа на уроке  и внеурочная деятельность через  внеклассные предметные мероприятия 

3. Социально-нравственное  направление – самоуправление, профессиональная  подготовка.

Важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"