Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление образовательными системами".

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика ответы экз.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

е) информационно - техническое оснащение образовательного процесса - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

ж) медико - социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса - при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

Государственный статус образовательного учреждения устанавливается  с учетом средних показателей  для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации.

Государственный (ведомственный государственный) орган  управления образованием принимает  решение о государственной аккредитации образовательного учреждения либо об отказе в государственной аккредитации на основании представления аккредитационной комиссии (коллегии).

Свидетельство о государственной аккредитации (приложение 3) или уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдается (высылается) образовательному учреждению в 2-недельный срок после принятия соответствующего решения.

Основанием для  отказа в государственной аккредитации является несоответствие заявленных в  учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к ним, применительно к средним показателям, установленным для образовательных учреждений соответствующего типа, вида и категории на территории данного субъекта Российской Федерации.

 

 

  1. Основные принципы аттестации педагогических кадров.

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых  и личностных качеств, результатов  педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся,  их морального, творческого и физического развития.

Аттестацию педагогических работников в учреждении образования  проводится на  присвоение либо подтверждение  второй, первой  и  высшей педагогической категории.  

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования.

По инициативе педагогического работника аттестация проводится на  присвоение педагогической категории.

По инициативе руководителя учреждения образования  аттестация проводится на  подтверждение  педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

 

  1. Инновации в образовательных системах

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем  инновации является прогрессивное  начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

в цели, содержание, методы и технологии, формы организации  и систему управления;

в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного  процесса;

в систему контроля и оценки уровня образования;

в систему финансирования;

в учебно-методическое обеспечение;

в систему воспитательной работы;

в учебный план и учебные программы;

в деятельность учителя и школьника.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

в целях и  содержании образования;

в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

в формах и способах организации обучения и воспитания;

в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация  нововведений в системе образования  основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

локальные и  единичные, не связанные между собой;

комплексные, взаимосвязанные  между собой;

системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация  осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной  программы, учебного плана, структуры);

комбинаторные нововведения;

радикальные преобразования.

Четвертая классификация  нововведений основана на группировке  признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе  нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к  ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

воплощение социального  заказа в законах, директивных и  нормативных документах федерального, регионального или муниципального значении;

достижения комплекса  наук о человеке;

передовой педагогический опыт;

интуиция и  творчество руководителей и педагогов  как путь проб и ошибок;

опытно-экспериментальная  работа;

зарубежный опыт.

 

 

  1. Социальная защита учителя.

 

 Сущность социальной защиты учителя заключается в уровне его социального положения, социальном статусе и престиже профессии. Термин «социальное положение» имеет по отношению к социально-профессиональной группе учительства два значения. Первое выражается в общественном положении, признаваемом за учителями в силу уважения, связанного с важностью и социальной значимостью их функций и умением выполнять эти функции. Второе значение термина социальное «положение» заключается в сравнительной оценке с другими профессиональными группами условий труда, его оплаты, материально-бытовой обеспеченности, льгот, которыми пользуются учителя. В этом двуединстве отражаются разные дефиниции понятия «социальное», интерпретируемые в научной литературе.

Социальная защита, как  один из видов социальной деятельности основывается на ряде принципов общей теории социальной работы. Применительно к предмету нашего исследования, принципы - это основные положения, определяющие содержание, методы, организационные формы социальной защиты в сфере образования. Они носят объективный характер и отражают особенности и задачи социальной защиты учителей в сфере образования. Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания). Содержательные принципы социальной защиты включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, сочувствование (эмпатию), привлекательность, доверие. Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность. Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидиарность. Из вышеизложенных принципов вытекает, что: - социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих; - социальная защита не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни. Например, можно повысить пенсии или заработную плату, но не заботиться о создании необходимой социальной инфраструктуры, в результате не будет необходимого эффекта; - социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их. В России все это пока делается наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и.т.д.; - социальная защита должна базироваться и на ином принципе мышления. Люди в первую очередь должны стремиться защитить себя сами; - необходимо активно развивать и формировать у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно не защитит работника, как он себя сам. Работник, наравне с субъектом — государством, должен нести ответственность за себя (например, каждый обязан вести здоровый образ жизни и т.д.). В законодательных и других нормативных актах РФ сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной защиты. Среди них называются такие приндщш; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению [115]. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в работе по социальной защите; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Многие методы, используемые в работе по социальной защите, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной защиты как вида социальной деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной защиты, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Методы социальной защиты во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность субъектов социальной защиты. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб. Необходимо отметить, что методы как в целом социальной работы, так и социальной зашиты нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем. Исследуя теоретические и методологические основы социальной защиты учителя в сфере образования, мы столкнулись с необходимостью выявления специфических принципов организации социальной защиты учителей. Проведенный историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта социальной защиты учителей показал, что многие из них применялись на протяжении двадцатого столетия и представляют собой устоявшиеся принципиальные направления системы социальной защиты в изучаемой сфере, отражая ее содержание и служа основой отбора приемов и методов педагогами.


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление образовательными системами"