Экстремизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия «экстремизм», анализ условий протекания экстремистских конфликтов и анализ экстремизма в России на примере НБП.
Задачей данного исследования является выяснение положения экстремизма в России на данном историческом этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие экстремизма в России, его причины и развитие. 5
1.1. Экстремизм как социально политический феномен 5
1.2. Факторы обуславливающие «стабильность» экстремизма в России, 8
его развитие и распространение 8
1.3. Намерения и приоритеты экстремистских партий и группировок 15
Глава 2. Анализ экстремизма в России (на примере деятельности национал-большевистской партии «НБП») 22
2.1. Социальные основы НБП 22
2.2. Основные идеи и программы и намерения НБП 24
2.3. Экстремистские действия НБП и проблема противодействия 33
Заключение: 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

10611 КУРСОВАЯ - И.В. Тишковец. ( эксремизм) (1).docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена  деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:  

 

  1. «Джунд аш-Шам»
  2. «Исламский джихад - Джамаат моджахедов»

 

 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и  запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих  организации: 

 

  1. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»)

 

 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической и  запрещена  деятельность на территории Российской Федерации международной организации:  

 

19.  «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»).6  

 

Как видно по данному списку все  приостановленные экстремистские организации  имеют происламские корни и их деятельность напрямую завязана на редигиозной  и этнической почве. Часть из них, как например «Имарат Кавказ»  это подпольные боевые группировки  северного кавказа, большей частью состоящие из бывших боевиков Джохара  Дудаева, Шамиля Басаева и других деятелей «кавказского освобождения». Такие группировки выступают в первую очередь за отделение Северного Кавказа от России, их цели и приоритеты довольно ясны и прозаичны. 
Дркгие же группировки по типу «Аль-Джихад» ставят своей целью свержение светской власти и провозглашения исламского государства. Приоритеты разных суннитских группировок хоть и отличаются, в основном объединены одним и тем же ядром, это во-первых: антисемитизм (многие группировки нацелены на взятие мечети Аль-Акса и геноцид иудеев) Во-вторых: радикальный исламизм, несмотря на то что джихад, совсем не обязательно является священной войной (т.к. мусульмане под джихадом понимают усилие, борьбу со своими пороками) призван уничтожать инаковерцев, и идеалом для исламистских экстремистов является мир с единоверием, верой в единого бога Аллаха и пророка его Моххамеда. К слову, именно экстремисты такого рода, очень часто прикрывают верой деятельность связанную с наркотиками и разными способами отмывки денег, поэтому исламский мир давно признает большинство группировок не имеющими отношения к исламу.

Теперь  хотелось бы перейти к последней, широкой категории экстремистов, это экстремисты, в простонародье  с приставкой «национал». Очень многие движения и партии, имеющие национальный характер граничат с экстремизмом, или им же и являются. Один из ярких  на данный момент времени примеров ( в связи с борьбой против педофилов) – Максим Марцинкевич, экс-лидер  общественного объединения «Формат 18», национал-социалист. Его позиция  сопоставима с позицией других патриотов, националистов и евразийцев тем  фактом, и основным этим и объединена, что любые национальные экстремисты, будь то фашисты, националисты или монархисты, все они объединены главной и  основной идеей – главенствование  национального лобби, в той или  иной степени. Все национальные экстремисты  стремятся к тому, чтобы евразийцы  имели больше прав, свобод, власти и.т.д. и.т.п. Ниже мы хотим дать несколько  определений национализма, от разных авторов, стоит заметить что эти  заметки не являются сколько-нибудь научными определениями, но нам они  и не нужны, важной задачей мы ставим охарактеризовать позицию националистов, патриотов, и других, подобных групп населения:

- Национальное  чувство есть любовь к историческому  облику и к творческому акту  своего народа. Национализм есть  вера в его духовную и инстинктивную  силу; вера в его духовное призвание.  Национализм есть воля к творческому  расцвету моего народа — в  земных делах и в небесных  свершениях. Национализм есть созерцание  своего народа перед лицом  Божиим, созерцание его истории,  его души, его талантов, его недостатков,  его духовной проблематики, его  опасностей, его соблазнов и его  достижений. Национализм есть система  поступков, вытекающих из этой  любви и веры, из этой воли  и этого созерцания. Вот почему  истинный национализм можно описать  как духовный огонь, возводящий  человека к жертвенному служению, а народ — к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания  своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм  есть благодарение Богу за  эти дары; но он есть и скорбь  о своем народе, если народ  оказывается не на высоте этих  даров.7

* * *

"Национализм  во мне столь естественный, что  никогда никаким интернационалистам  меня из него не выбить". 8

* * *

Национализм (национальный иммунитет) - духовное самосознание народа, имеющее Божественную основу; инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми  другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации  эффективно бороться с враждебными  инородными элементами. Только при  торжестве национализма  народ перестает быть народом-донором и эффективно избавляется от паразитирующих элементов в своем государстве. 9

* * *

Национализм - высшая фаза развития патриотизма, в  которой торжествует понимание  ключевой истины: нация - первична, государство - вторично. Я приведу оба определения, которые кажутся мне наилучшими и наиболее верными:

1) "Национализм  – это любовь к своей нации  и забота о ней" (то есть  – не просто любовь, а любовь  деятельная, активная);

2) "Национализм  – инстинкт самосохранения народа; этот инстинкт спит, когда нации  ничто не угрожает, но просыпается  в роковую годину испытаний". Первое (любовь и забота) верно  в отношении отдельной личности, второе (инстинкт самосохранения) –  в отношении масс.

Национализм – естественное состояние для  национальной элиты в роковой  для ее нации час.10

* * *

Интегральный  национализм - это не распри и войны  с соседями, это творческий акт  возвышенного характера, он даёт человеку не возможность отыграться на ком-то и выместить зло, он даёт возможность  усовершенствовать себя. Всё больное, низкое, суетное уходит в небытие  и исчезает за скобками истории, и  только жизненно здоровое, чистое, полноценное, способное иметь продолжение, развивается, занимая новые горизонты.

Интегральный  национализм формирует себя сам  и без посторонней помощи, регулируя  свой рост с учётом будущих потребностей и задач. Он абсолютен по своей  сути, он сам себе мерило и оценка. Он развивается в своей собственной  системе координат, совершенно не обращая  внимания на страхи и претензии со стороны. Это вещь в себе в полном смысле этого слова. Но, вместе с тем, интегральный национализм не подразумевает никакой низменной анархии. Это исключительно аристократическое движение, исходящее не из потребностей усреднённого человека толпы, но ориентирующееся на систему ценностей жреца, воина, поэта. Это не бессмысленный звериный бунт - это волевой натиск. Это также и не одна гипертрофированная функция сознания, это системное мышление, находящееся в гармонии с Природой. Это диктатура возвышенного разума, не подавляющая инстинкты, но, напротив, опирающаяся на них. 11

* * *

Национализм - это любовь к своей нации.  Национализм - это преобладание интересов  нации над всеми другими интересами - государства, партий, идеологий. Национализм - это прививка от любой чумы, которую  нам могут в очередной раз  подсунуть в ярко размалеванном  фантике свободы, равенства, братства, в приманке общечеловеческих ценностей, прав, в обещаниях расцвета и укрепления России. Национализм - забота нации  о своем физическом, нравственном, духовном здоровье. Национализм - понятие  духовное. Личное в нем вырастает  до общенационального. Общенациональное становится личным. Национализм - это  не просто генетическая память расы, это  фундамент мировоззрения заложенный Богом. 12

* * *

Национализм - это не проповедь национального  превосходства. Национализм - это воля нации к самоутверждению. Национализм - это врожденное стремление народа сохранить свою собственную суть, свою духовно-почвенную самобытность, свою национальную культуру.

Национализм - это борьба за независимость народа и Родины против иноземных поработителей.

Русский национализм - это священное право  коренной нации быть хозяином в собственном  доме, на Земле Предков.

Русский национализм - это русский порядок  и русский хозяйственный уклад,  способный установить социальную справедливость.

Русский национализм - это власть подлинных  Советов (Советов от слова "вече" - волеизъявление народа).

Национализм - это священное чувство кровно-духовного  единения человека с породившим его  народом.

Национализм - это родовое сознание, врожденное чувство Родины. Национализм произрастает из родной почвы в самом прямом смысле слова. Ведь Родина - это, прежде всего Родная Природа - олицетворение  волшебной связи народа со своей  землей, где все природные святилища - заповедные рощи, родники и дубравы  овеяны дыханием славных подвигов, где освещенные курганы-могильники насыщены мощью вещих Пращуров-Покровителей Рода. 13

Подведя итоги мы можем  сказать, что экстремизм в России имеет несколько основных факторов: национальный, религиозный, политический. Стремление к сепаратизму в кавказских землячествах, исламский джихад, национальные идеи правых и социальные идеи левых, то есть 4 основных, очень грубых но емких направления экстремистской деятельности в России.

 

Глава 2. Анализ экстремизма в России (на примере деятельности национал-большевистской партии «НБП»)

2.1.  Социальные  основы НБП

 

Отталкиваясь  от декларации  НБП 1 мая 1993 года мы попытаемся проанализировать основные позиции и столпы национал-большивизма, для этого позвольте  процитировать саму декларацию, оригинальность текста полностью  сохранена: 
 
ДЕКЛАРАЦИЯ О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ

Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция (лишь эмоциональная, лишь протестантская) - исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания.  
Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы. Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм!  
Что такое национал-большевизм? Слияние самых радикальных форм социального сопротивления с самыми радикальными формами национального сопротивления есть национал-большевизм. 
Русские тысячелетние национальные традиции сольются в национал-большевистском движении с идеями социальной справедливости и социального равенства. Извращенные и изуродованные в последние 70 лет нашей истории идеи социальной справедливости для всех ("коммунистические"), тем не менее всегда будут вызывать живой отклик в сердцах русского народа, исторически развившегося из крестьянской общины, из народного коллектива, - "мира".  
Именуя одну из двух идеологий, - большевистской, мы преследуем цель избежать скомпрометированного мерзавцами и предателями, слова "коммунизм".  
До настоящего времени две идеологии: национальная и социальная объединялись на уровне компромисса, прагматического временного союза, в национал-большевизме они сольются в нераздельное целое.  
Попытки объединить эти идеологии предпринимались на протяжении всей Новейшей Истории. (От якобинцев, через Устрялова и Никиша до "Юной Европы" Тириара.) Мы намерены осуществить это важнейшее слияние. Мы понимаем социальную революцию как синоним национальной революции и национальную, как синоним социальной. Наши цели и задачи: Устранение от власти антинациональной хунты и режима социальной диктатуры подавляющего меньшинства. Установление нового порядка, основанного на национальных и социальных традициях русского народа. 

Э. Лимонов, А. Дугин (1 мая 1993 г.)14 

На основе данной декларации мы может  сделать вывод о том, что главный  социальный базис взят национал-социализм ( важно отметить что сам Дугин  и Лимонов четко дают понять что  национал-социализм нельзя отождествлять  с диктатурой Третьего рейха, и всячески отстраняют себя от идеологии фашизма  и милитаризма) и социализм (опять  таки за основу взят именно изначальная  немецкая школа социализма, и Дугин  и Лимонов не признают социализма в СССР, а считают его очередной  исторической ошибкой и провалом, то есть НБП берут за основу изначальную  идею социализма, тесно связанную  с Марксизмом и Ленинизмом).

Анализируя интервью 1994-го года даваемое на пресс-конференции А.Г.Дугиным. Э.В. Лимоновым и И. Ф. Летовым можно сказать, что политика партии НБП в то время строилась и держалась именно на 3-х личностях. Очень сильное лобби и авторитет каждого сыграли свою роль в популяризации партии и ее феноменальной жизнеспособности. Маргиналы и молодые диссиденты, вольные художники, патриоты и элементарная шпана. НБП появилась как нельзя вовремя и как нельзя кстати, писатель, главный российский маргинал, русский Берроуз, как называли его некоторые – Эдуард Вениаминович Лимонов, был сильнейшим идеологом, грамотным, интеллектуальным и сильным лидером, что выгодно отличало его от многих других. Игорь Федорович Летов – кумир молодежи, главный идол, идеолог и солдат русского культурного сопротивления, естественно с таким сильным членом партии ее популярность среди молодежи была колоссальной. Александр Гельевич Дугин – сильнейший политолог,  философ, социолог, идеолог евразийства. Естественно, в то время НБП были главной и самой радикальной оппозицией нынешней власти, особенно это выгодно смотрелось на фоне ненавистного народом Ельцина. Поэтому изначальный антилиберализм партии на начальном ее этапе собрал возле себя многих сторонников.

Подведя итоги  смело можно сказать  что социальный базис  НБП составляет радикальная  молодежь, маргиналы  и националисты, это 3 основных столпа в  основе членов партии и е «электората».

 2.2. Основные идеи и программы и намерения НБП

 

Для того чтобы понять суть идей НБП необходимо рассмотреть все основные программы, по хронологии. Для этого мы опять  обратимся к официальному сайту  НБП: 
ПРОГРАММА НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ

СУЩНОСТЬ  ИДЕОЛОГИИ

1. Сущность  национал-большевизма - испепеляющая  ненависть к античеловеческой  СИСТЕМЕ троицы: либерализма/демократии/ капитализма. Человек восстания,  национал-большевик видит свою  миссию в разрушении СИСТЕМЫ  до основания. На идеалах духовной  мужественности, социальной и национальной  справедливости будет построено  традиционалистическое, иерархическое  общество.

Информация о работе Экстремизм в современной России