Элементы системы социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе.

Содержание

Введение
3
1. Содержание и сущность системы социального знания 4
2. Подходы к определению структуры социологического знания 6
2.1 Общесоциологическая теория 7
2.2 Специальные социальные теории
9
2.3 Конкретно-социологические исследования
11
3. Элементы системы социологического знания 13
Заключение
14
Список используемой литературы
16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Социологии (готова).docx

— 41.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

  1. Содержание и сущность системы социального знания

4

  1. Подходы к определению структуры социологического знания

6

    1. Общесоциологическая теория

7

    2.2 Специальные социальные теории

9

    2.3 Конкретно-социологические исследования

11

  1. Элементы системы социологического знания

13

Заключение

14

Список используемой литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии - социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М., 2005. - С.43.. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

Социология сегодня - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру:

- общая социологическая теория;

- специальные (частные) социологические теории;

- и конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.

Исходя из этого, цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.

 

 

    1. Содержание и сущность системы социального знания

 

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями:

-  прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач,

- фундаментальноем исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой аппарата науки и методологии. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя:

- историю социологии,

- учение об обществе,

- знание о предмете социологии,

- теорию массового социального поведения,

- теорию социальных изменений,

- методологию. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. М.: Прометей, Юрайт, 2006. - С. 48..

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве связующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей: Тернер, Д. Структура социологической теории. М., 1985. - С. 72.:

1) между обществом и  данной сферой общественной жизни;

2) внутренние взаимосвязи  и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:

- теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.),

- теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.),

- теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

 

 

    1. Подходы к определению структуры

социологического знания

 

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов. (Тернер, Д. Структура социологической теории. М., 1985. - С. 74.):

1) эмпирии, т. е. комплекса  социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ реальных  фактов социальной жизни с  использованием специальной методики;

2) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих  процессы развития социальной  системы в целом и ее элементов;

3) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического  знания.

Целевой подход. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта.

Масштабный подход - делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2.1. Общесоциологическая теория

 

Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятие её на более высокую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология - наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни:

- Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория.

- Второй или средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.

- Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

Первый социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В таком контексте социология может рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно - исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.

К основным из них относят следующие:

- Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.);

- Формационный подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

- Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей общественного развития, «работающих» в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена многогранная палитра процессов и явлений, протекающих в любом обществе, что позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе.

Определенный уровень знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составить адекватное и целостное представление о социальных явлениях, процессах и тенденциях, происходящих в окружающем мире, определить свое место и личную позицию в нем.

Итак, изучив данную проблему, можно отметить, что фундаментальный, общесоциологический уровень представлен общесоциологическими теориями. Они включают в себя проблемы:

- осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;

- гносеологические проблемы социологии;

- проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;

- проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов.

Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.

Задача теории этого уровня - раскрытие универсальных закономерностей данной области, обоснование наиболее общих принципов.

Информация о работе Элементы системы социологического знания