Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием. Применительно к такому контексту представляется предпочтительным использовать термин «начальничество», «начальники», введённый в научный оборот П. А. Кропоткиным.
1 . Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных предметов, ярусам растений и т.п..
Стратификация — это деление общества на специальные
слои (страты) путем объединения различных
социальных позиций с примерно одинаковым
социальным статусом, отражающее сложившееся
в нем представление о социальном неравенстве,
выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному
или нескольким стратификационным критериям
(показателям социального
статуса). Деление общества на страты
осуществляется исходя из неравенства
социальных дистанций между ними — основное
свойство стратификации. Социальные страты
выстраиваются вертикально и в строгой
последовательности по индикаторам благосостояния, вл
Важнейшей динамической характеристикой
общества является социальная мобильность — изменение индивидом или
группой места, занимаемого в социальной
структуре (социальной позиции), перемещение
из одного социального слоя (класса, группы)
в другой (вертикальная
мобильность) или в пределах одного и того
же социального
слоя(горизонтальная
мобильность). Наряду с социальными фильтрами,
устанавливающими барьеры и тормозящими
социальному перемещению, в обществе существуют
и "социальные лифты", значительно
ускоряющие это процесс (в кризисном обществе
- революции, войны, завоевания и т.п.; в
нормальном обществе - семья, брак, образование,собственность
и т.д.). Степень свободы социальных перемещений
из одного социального слоя в другой во
многом определяет то, каким является
общество — закрытым или открытым.
Элита (от лат. electus, англ.
Элита в обществе
В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
В настоящее время
Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на её положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л. Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.
Следует также различать действующие
элиты и так называемые контрэл
Кроме того элиты различаются по сфере деятельности (политическая элита, научная элита, финансовая элита, военная элита…). По характеру формирования можно различать номенклатурную и ситуативную элиту. Состав номенклатурной элиты формируется по принципу, похожему на принцип формирования династий, или путём демонстрации преемниками верности идеалам и принципам существующей элиты. Этот принцип противоречит закону необходимости разнообразия (закону Эшби). Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов. При этом возникает опасность того, что несостоятельность элиты не может быть выявлена иначе, кроме как утратой социумом своей жизнеспособности. Наиболее продуктивна ситуативная элита, формирующаяся в переломные для общества моменты, когда существовавшая ранее элита утрачивает свой авторитет[2]. Ситуативная элита утверждается на этом фоне, доказывая свою общественную пользу, обосновывая актуальность предлагаемых идей и решений. Исторически сложилось, что ситуативная элита со временем перерождается в номенклатурную. Прямая демократия создаёт условия для непрерывного формирования и обновления ситуативной элиты, конкуренции идей и решений на содержательном уровне, но лишь в конце XX века сложились условия (в виде высокопроизводительных инфраструктур для информационных и финансовых потоков) для реализации этого преимущества.
Важными задачами любого социума являются
достижение высокого качества имеющейся
у него элиты, а также обеспечение
постоянного воспроизводства
Ашин, Геннадий Константинович отмечает, что А. Суонн, Дж. Мейер, Э. Куинс, Э. Райс пишут: «Элиты, по определению, контролируют большую часть материальных, символических и политических ресурсов. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти. получив их по положению или по заслугам»[3].
2 . Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.
С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право. Сторонники теории заговора полагают, что этим правом манипулируют.
Внимание Макиавелли сосредоточ
Власть в обществе не могут осуществлять
ни один человек, ни все люди сразу.
Как следствие, появляется организованное
меньшинство и оно управляет,
потому что оно организованно. «…Авторитет
или власть лидера, коренится в
поддержке сторонников…», — пишет Н.
Макиавелли. По его мнению, все основные
конфликты разворачиваются между элитами:
меньшинством, удерживающим власть, и
меньшинством, идущим к власти. Ориентация
на власть, стремление ее достичь таит
потенциальную опасность для социального
порядка, гарантом которого выступает
тот, кто эту власть уже имеет. Требования,
с которыми выступает народ, обусловлены
не своекорыстными влечениями и прихотями
отдельных граждан, которые слишком противоречат
друг другу, а интересами, общими всем
людям. Эти интересы — безопасность и неприкосновенность
чести и имущества, только ради защиты
этих интересов народ выходит из своей
пассивной роли, считает Макиавелли. Он
также отмечает, «…второе отличительное
качество народа — неспособность к быстрым
решениям и движениям и ограниченность
желаний». («Макиавелли как политический
мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание
книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование
теории элит, Макиавелли выдвинул предположение
о циклическом развитии государственных
форм: демократия;олигархия; ар
3 . Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой, средней и низкой.
Социальная мобильность — изменение
индивидом или группой места, занимаемого
в социальной структуре (социальной
позиции), перемещение из одного социального
слоя (класса, группы) в другой (вертикальная
мобильность) или в пределах одного и того
же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Резко ограниченная в кастовоми сословном обществе
Социальная мобильность (лат. mobilis
— подвижный) — это перемещение групп
или индивидов в социальной структуре
общества, изменение их статуса. ловиях индустриальног
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.[1]
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.
Социальная структура
общества — это устойчивая связь субъектов соц
В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип — открытые.
Закрытым считается такое общество, в
структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно
ограничены. Открытым называетс
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало.
Различают две его формы: патриархальное
и классическое. На зрелой стадии рабство
превращается в рабовладение. Когда
говорят о рабстве как
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.
В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.