Этапы проведения социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:30, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование основ организации социологического исследования, в зависимости от особенностей исследовательской задачи.
Исходя из заявленной цели, можно выделить ряд задач анализа теоретических данных, среди которых:
1. Анализ особенностей организации исследования в области социологических знаний;
2. Выявление особенностей организации социологического исследования в зависимости от исследовательской задачи, включающий анализ структуры исследования, выявление этапов исследования;
3. Определение этапов исследования в зависимости от методов социологического исследования и вида полученных данных.

Содержание

Введение 3
1. Организация социологического исследования 5
2. Структура социологического исследования 8
3. Методы социологического исследования 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

социологическое исследование.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных деятельности в любом научном знании является исследовательская деятельность. Сложность исследовательской деятельности, наличие большого количества требований для сохранения объективности знаний, преемственности знаний требует специальной организации.

Проблема организации исследовательской работы сохраняет свою актуальность в связи с тем, что научно-исследовательская работа является ключевой деятельностью по развитию науки в целом. Правильная организация исследования, подбор адекватных методов и организация исследования в соответствии с гипотезами, позволяют наиболее адекватно верифицировать или фальсифицировать гипотезу.

На основании чего можно утверждать, что тема организации исследования, создания плана исследовательской деятельности, выделения основных этапов работы сегодня не утратило своей актуальности в связи с практической значимостью.

Данная работа представляет собой теоретический анализ методов организации социологического исследования, имеет практическую направленность.

Целью работы является исследование основ организации социологического исследования, в зависимости от особенностей исследовательской задачи.

Исходя из заявленной цели, можно выделить ряд задач анализа теоретических данных, среди которых:

  1. Анализ особенностей организации исследования в области социологических знаний;
  2. Выявление особенностей организации социологического исследования в зависимости от исследовательской задачи, включающий анализ структуры исследования, выявление этапов исследования;
  3. Определение этапов исследования в зависимости от методов социологического исследования и вида полученных данных.

Объектом исследования становятся способы организации социологического исследования.

Предмет исследования – способы поэтапной организации социологического исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

Основой работы являются теоретический анализ (сбор, анализ, синтез теоретического материала) учебно-методической литературы, а так же методологических основ социологии.

 

 

1. Организация социологического  исследования

 

Данная часть работы направлена на выявление особенностей организации исследовательской деятельности, ее требований к организации, что определяет особенность выявления этапов социологического исследования. Особенность социологии как науки во многом определяет организацию исследования. Рассмотрим определение социологии.

Социология – наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования конкретных социальных систем (обществ), социальных институтов и общностей, образующих структуру социальных систем, исследующая механизмы и процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между названными институтами и общностями, а также характер и формы проявления этих закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, институтов на основе соответствующей эмпирической информации. На основании данного определения можно сделать следующие выводы.

Социологическое исследование есть довольно сложным делом, требует серьезной и продолжительной подготовки. Надежность и ценность полученной информации непосредственно зависит от овладения правилами, технологией подготовки и проведения. Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, для  получения научных знаний о социальном явлении, процессе.

Следовательно, можно говорить о двух типах конечных результатов социологического исследования. Первый – достаточно традиционный, неспецифический, являющийся итогом исследования в рамках любого научного направления. Он представляет собой новое знание о какой-либо предметной области социального мира. Второй тип – это информация, полученная средствами социологии в связи с необходимостью решения какой-либо практической проблемы и включенная в структуру информационного обеспечения органа социального управления1.

Социология как наука во многом определяет содержание социологического исследования, в свою очередь, предмет исследования социологии влияет на специфику исследования.

Социологическое исследование имеет ряд специфических особенностей, которые формируются за счет специфики предмета исследования:

1. В  отличие от наук о природе  субъект и объект исследования  в социологии очень трудно (практически  невозможно) отделить друг от  друга. Исследователь социального  мира, сам находясь в этом мире, не может быть нейтральным  по отношению к объекту своего  исследования. Да и объект социологического  исследования весьма нелегко  отделить от сопряженных с  ним социальных образований. Эта  ситуация имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинство  заключается в том, что субъект  исследования «погружен» в реальный  социальный мир, и получаемое  в результате исследования знание  неизбежно имеет выход на практику2.

2. Предмет  исследования в социологии, как  правило, совпадает с актуальной  социальной проблемой, а его результаты (как мы упоминали) ориентированы прежде всего на использование в практической деятельности органов управления. То есть социология в существенной своей части управленческая наука, и использование ее возможностей в практике социального управления объективно-неизбежно. Именно этим объясняется ее включение в качестве источника специализированной информации в соответствующие звенья структуры и этапы управленческого цикла.

3. В  социологии для обоснования содержательных  выводов в ранг принципа возводится  привлечение конкретного эмпирического материала. Это бесспорное достоинство также характеризует социологию как управленческую науку.

Социологическое исследование определяет ряд требований к исследователю. Организация социологического исследования требует ряд компетенций3:

- способность  анализировать социально значимые  проблемы и процессы;

- способность  самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

- способность  использовать основные положения  и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

- способность  и готовность использовать знание  методов и теорий социальных  и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

- владение  иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации;

- способность  работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- способность  применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

- способность  использовать базовые теоретические знания, практические навыки.

Структура социологического исследования в основном зависит от типа исследования: теоретическое или эмпирическое исследования.

Анализ – весьма широкое понятие, лежащее в основе всей научной и практический деятельности человека. Аналитическая работа — абсолютно необходимый элемент любой управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отношение к управляемой системе4.

В зависимости от подхода к анализу выделяют:

–теоретический анализ – это анализ действия социологических законов, категорий, абстрактных понятий, преимущественно качественный логический анализ;

–конкретно–социологический анализ – это преимущественно количественный анализ, выраженный в конкретных расчетах, формулах.

Базой для конкретно–социологического анализа является теоретический анализ.

Таким образом, нами был проведен анализ особенности организации социологического исследования в зависимости особенностей организации исследования в области социологических знаний, которые, как было нами определено в ходе анализа, определяются особенностями социологического исследования, его объектом, предметом и характеристиками методов исследования.

 

2. Структура социологического  исследования

 

Данная часть работы направленна на исследование различных этапов социологического исследования, а так же направлена на раскрытие содержания этапов социологического исследования.

Основой формирования социологического исследования является разработка программы. А.И. Шикун определил программу социологического исследования как теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта, В.А. Ядов как изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки5.

В проведении социологических исследований выделяют  четыре последовательных, логически и содержательно взаимосвязанных этапа:

1. Подготовительный (предварительный). Состоит в изготовлении программы и инструментария – анкеты, бланка интервью, бланка фиксирования результатов наблюдение, анализа документов и т.п. Имеет целью  подобрать методики, позволяющие диагностировать профессиональную рефлексию и деформацию педагога, а также особенности ценностно-смысловой сферы.

2. Сбор первичной социологической  информации.  Происходит он с  помощью опрашивания, наблюдение, анализа  документов, эксперимента;

3. Упорядочение и обработка  собранной информации;

4. Анализ обработанной  информации, подготовка отчета, формулирование  выводов, разработка рекомендаций.

Специфика любого из этапов  зависит от конкретного вида социологического исследования, которые выделяют в зависимости от взятых за основу критериев, важнейшими из которых есть цель исследования, глубина нужного анализа, метод собирания первичной социологической информации, объект исследования, сроки проведения, отношения между заказчиком и исполнителем, сфера социальной действительности, которую изучают6.

Подготовка социологического исследования насыщенная разнообразными видами работ, специфическими научными процедурами, главнейшими из которых  есть7:

  • выбор методологии исследование и интерпретации полученных данных; 
  • изготовление инструментария (анкеты, бланка интервью, бланка для проведения наблюдения и т.п.);
  • обоснование теоретических основ, логической последовательности  исследования;
  • формирование исследовательской группы соответственно цели или задач исследования –разработчиков программы и инструментария, исполнителей  полевых исследований, специалистов из  обработки полученной информации, аналитиков для подготовки итогового отчета;
  • разработка методических документов для собирания первичной информации (лист интервью, наблюдения и т.п.);
  • разработка  программы обработки данных;
  • обучение специалистов полевых исследований.

Каждое социологическое исследование начинается  с выяснения намерений и цели заказчика, уточнение темы исследование, определение сроков и затрат, связанных с ними, выяснение финансовых, материально-технических аспектов дела. После этого наступает непосредственная исследовательская работа, начало которой связанны с созданием программы.

Программа социологического исследования – есть научным документом, который содержит схему логически обоснованного перехода от общих теоретических представлений про исследуемое социальное явление  процесс, к использованию инструментария и выполнение исследовательских процедур  (сбор, обработка и анализ информации).

Программа есть стратегическим документом, который  дает возможность заранее увидеть исследования в целом, составив выводы относительно концептуальных основ, методики проведения, спрогнозировать его результативность.

Она выполняет  методологической, методическую, организационную функции. Их  реализация влияет на  структуру программы, которая состоит из методологической и методической частей8.

Методологическая часть программы включает такие компоненты:

  • формулирование и обоснование проблемы;
  • разработка цели и задач исследование;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • системный анализ объекта исследования;
  • формулирование рабочих гипотез исследования;
  • интерпретация основных понятий исследования.

Методическая часть программы предусматривает9:

  • разработку стратегического плана исследования;
  • определение исследуемой совокупности, разработка выборки исследование;
  • выбор и описание методов собирания первичной социологической информации (опрашивание, анализ документов, наблюдение, эксперимент);
  • логика анализа и интерпретация собранной первичной социологической информации за разработанным инструментарием;
  • описание схемы анализа полученных данных.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура инструментария, из которого видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа10.

Информация о работе Этапы проведения социологического исследования