Этапы формирования и соержание демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:57, доклад

Краткое описание

Проблемы народонаселения всегда привлекали внимание политических деятелей, руководителей государств, философов, экономистов. Это вполне естественно и закономерно, поскольку существование того или иного государственного образования с глубокой древности зависело прежде всего от численности населения, его возрастной, половой и социальной структуры, национального состава.
Первая попытка такого анализа была сделана в Древнем Китае около 4000 лет назад. Известны факты об учете населения в Индии, Палестине, Египте, Древней Греции и Римской империи.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЕРЖАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.docx

— 190.21 Кб (Скачать файл)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЕРЖАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

Проблемы народонаселения  всегда привлекали внимание политических деятелей, руководителей государств, философов, экономистов. Это вполне естественно и закономерно, поскольку  существование того или иного  государственного образования с  глубокой древности зависело прежде всего от численности населения, его возрастной, половой и социальной структуры, национального состава. 
Первая попытка такого анализа была сделана в Древнем Китае около 4000 лет назад. Известны факты об учете населения в Индии, Палестине, Египте, Древней Греции и Римской империи. 
В средние века взгляды на проблемы народонаселения получили дальнейшее развитие. Однако акцент исследований был перенесен с политического аспекта на экономические взаимосвязи между темпами роста населения страны и экономическим потенциалом, то есть мощью государства. В те времена правящие классы были заинтересованы в максимальном увеличении числа подданных как главном показателе богатства того или иного властелина. В основе политики народонаселения лежал принцип "плодитесь и размножайтесь". Церковная мораль, доминировавшая в те годы в Европе, поощряла обязательность вступления в брак, единобрачие и наличие большого числа детей в семье. После выхода в 1798 году книги Т. Р. Мальтуса "Опыт о законе народонаселения..." демографические проблемы вновь оказались в центре внимания ученых и политиков. Разгорелась жесткая дискуссия о причинах и характере перенаселения и о законах, управляющих темпами рождаемости и смертности. Согласно догматам Мальтуса, перенаселение носит естественный и абсолютный характер, а динамика рождаемости зависит от вечного биологического закона. Соответственно, главную роль в регулировании темпов прироста населения он отводил действию разрушительных факторов: болезням, голоду, войне и т. д. 
В современных условиях взгляды на рост населения и соответственно на демографическую политику достаточно разнообразны. Сторонники социального начала основное внимание уделяют социально-экономическим мероприятиям, а именно системе образования, аграрным реформам, индустриальному развитию, медицинской пропаганде, экономической помощи семье и т. д. 
Другая группа исследователей, рассматривающая в качестве главного фактора биологическое начало, в основу демографической политики предлагает положить мероприятия, направленные на медицинский и химический контроль над рождаемостью. При этом, главным образом, ведут разговор о правах бедных на планирование семьи, но полностью замалчивают те права, которые могли бы избавить людей от голода и обеспечить им достойное существование. 
На первом этапе демографическая политика понималась преимущественно лишь как система, влияющая на процессы естественного воспроизводства населения, т. е. на рождаемость и смертность. Следующим этапом понимания содержания политики такого рода явилось включение в данный феномен элемента миграции. Наконец, в наши дни в систему демографической политики включаются помимо указанных направлений качественные показатели, например, структура населения по полу и возрасту, по уровню образования, профессиональной подготовке, национальности, отраслевой занятости, уровню здоровья и т. д. При этом политика народонаселения обоснованно рассматривается как часть и составной элемент социально-экономической политики той или иной страны в целом. Она носит ярко выраженный комплексный характер, как и национальная политика. 
Таким образом, коротко демографическую политику можно определить как "комплекс специальных мер, направленных на создание устойчивых во времени количественных и качественных параметров воспроизводства населения, отвечающих долгосрочным интересам общества".

Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая  политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены в Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теории Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения.

Цели демографической  политики

  1. В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв — снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.
  2. В экономически развитых странах — повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции.

 

В зависимости от демографической  ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств. Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Меры демографической  политики

  1. экономические
    • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
    • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
    • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
    • преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости
  2. административно-правовые
    • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  3. воспитательные, пропагандистские
    • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
    • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
    • политика планирования семьи
    • половое образование молодёжи

                                                       

Наиболее яркий пример осуществления демографической  политики являют собой развивающиеся  страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится  к странам с самой большой  численностью населения — Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую  политику проводят также в странах  Латинской Америки, некоторых странах  Северной Африки. Однако в остальных  частях развивающегося мира, в особенности  в мусульманских странах, она  пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих  контрацептивы семей), а для наименее развитых — 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65—75%, в Малайзии и Индии — 50—60%, в большинстве стран Латинской Америки — 50—75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене — 7%.

В качестве одной из действенных  мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15—20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16—18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки  очень небольших по численности  населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

                             

 

 

Текущая демографическая ситуация в Беларуси

 

Расчетная численность  населения Беларуси на 1 июня – 9 млн 458,7 тыс. человек и за 5 месяцев текущего года сократилось на 5,1 тыс человек, причем естественная убыль составила 8977 человек, а регистрируемая текущая внешняя миграция  на 42,4% компенсировала эту убыль миграционным приростом. 

За год численность  населения практически не изменилась (на 1 июня 2012 года, по данным Белстата, численность населения Беларуси составляла 9 млн 458,0 тыс. человек, то есть, за год приросла на 0,7 тыс.).

В период с начала 2008 года численность населения Беларуси сократилось на 83,3 тыс. человек (на 0,87%), причем естественная убыль составила 127,0 тыс человек, а зарегистрированный миграционный прирост – 43,7 тыс. человек (замещение естественной убыли – 34,4%). Объемы незарегистрированных внешних миграционных потоков выявляются в момент переписи населения и для Беларуси являются, судя по последним двум переписям, отрицательными .

В мае скорость сокращения населения оказалась самой низкой в текущем году – 0,004% (в апреле была 0,017%)

 

 

 

 

Ежемесячное изменение численности населения  Беларуси, % (по данным Белстата)

 

За январь-май  в Беларуси родилось 46 740  человек (коэффициент рождаемости – 11,9), умерло – 55 717 человек (коэффициент смертности – 14,2), коэффициент естественного изменения: -2,3. Год назад,  в январе-мае 2012-го, и рождаемость и смертность были ниже, причём практически на одинаковую величину: 45022 (коэфф. 11,7) и 54007 (коэфф. 13,8) человек соответственно. Естественная убыль тогда была 8985 человек (коэф. -2,1).

В мае родилось 9582 человека, коэффициент рождаемости - 12,2 (в апреле – 9107, к.р.- 11,6); умерло – 10669, коэффициент смертности - 13,5 (в апреле – 11431, к.с.- 14,4); естественная убыль – 1087 человек, коэффициент естественного изменения- -1,4 (в апреле – 2324, к.е.и. - -2,9).

Естественное сокращение численности населения наблюдается  практически у всех стран нашего региона.

В Польше демографическая  ситуация в этом году несколько ухудшилась по сравнению с прошлым годом: имеется незначительная естественная убыль.

У России с 2011-го года наблюдается небольшое, но устойчивое увеличение численности населения, которое, однако, объясняется значительным миграционным приростом при продолжающейся естественной убыли коренного населения, которая, правда, ежегодно уменьшается.

Демографическая ситуация Украины - общее сокращение численности  населения при незначительном регистрируемом миграционном приросте, частично компенсирующем естественную убыль. Нерегистрируемая внешняя миграция – так же, как  и у Беларуси, отрицательная.

У прибалтов на естественную убыль накладывается значительный миграционный отток населения (трудовые эмигранты). Из-за эмиграции значительного количества молодых людей и, в связи с этим, увеличением доли пожилого населения, в странах Прибалтики высокий коэффициент смертности.

Таблица 1. Естественное демографическое движение населения  стран – соседей Беларуси, 2013 год

 

 

Беларусь

Латвия

Литва

Польша

Россия

Украина

Коэффициент рождаемости

11,9

9,8

10,0

9,4

12,7

10,5

Коэффициент смертности

14,2

15,8

15,3

11,0

13,7

15,4

Коэффициент естественного  изменения

-2,3

-6,0

-5,3

-1,6

-1,0

-4,9


Прим. Беларусь, Латвия, Литва, Россия – январь-май; Польша, Украина – январь-апрель

 

Таблица 2. Изменение  численности населения стран  – соседей Беларуси за 12 месяцев

 

Беларусь

Латвия

Литва

Польша

Россия

Украина

Численность населения на начало периода, млн

9,458

2,032

2,990

38,53

143,3

45,57

Численность населения на конец периода, млн

9,459

2,013

2,957

38,51

143,4

45,50

Изменение численности населения  за 12 мес., %

+0,01

-0,94

-1,08

-0,06

+0,07

-0,17

Информация о работе Этапы формирования и соержание демографической политики