Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:22, курсовая работа
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Это важная составляющая структуры организации нашего государства.
Введение 2
Систематическая модель системы образования 3
Текущее состояние образования в России 4
Престиж 4
Несоответствие уровня образования выпускников рынку труда 5
Качество 6
Коррупция 8
Кадры 9
Приоритетные направления развития системы образования 10
Заключение 13
Список литературы 14
Данные исследования показывают, что доля старшекурсников, признающих распространение коррупции в вузе в виде взятки за зачеты и экзамены, достаточно высока (этот показатель различается от 22% в Москве до 25% — в Петербурге). Эта группа респондентов констатирует, что «в некоторых случаях действительно приходится платить за зачеты и экзамены». Интересен и другой результат исследования: небольшая часть старшекурсников вузов (3,2% в Москве, 2,4% в Петербурге и 3,4% на Урале и в Сибири) воспринимают взятки в вузе как повсеместное бытовое явление, с которым приходится считаться. Они считают, что плата за зачеты и экзамены – реалии современной России. Таким образом, каждый четвертый выпускник вуза кроме диплома и профессии приобретает за годы учебы реальные навыки добиваться своих целей, невзирая на установленные правила.
Цель образования – подготовить человека, способного генерировать новые знания, создавать новые знания, а не быть исполнителем, винтиком в экономических системах.
Кто может подготовить такого человека и как? Люди обучаются не на информации, люди обучаются на идеях. Вот только на идеях, на проектах малых и особенно крупных проектах можно вырастить человека, который может генерировать знания и который сможет существовать в обществе, построенном на знаниях, потому что доходы населения будут в основном прирастать за счет продажи своих знаний. Но если может человек генерировать знания – будет жить, его научили – будет жить, не научили – увы.
Кто может его научить? Преподаватель, профессор. Чему? Он должен научить его генерировать новые знания в рамках своих идей. Для того чтобы он мог это делать, он должен заниматься исследованиями. Любой преподаватель любого западного вуза, частного или государственного, прежде всего делает research – исследование, а потом несет в аудиторию.
Сегодня мы не можем поставить в России такую задачу. Понятны параметры этих помех. Первое – устаревшая лабораторная база. Лабораторная база в вузах должна быть адекватной развитию научно-технического прогресса. Если речь о компьютерах, то не больше двух лет.
Следующий вопрос – кто будет заниматься этими исследованиями? Директор Института мировой экономки и бизнеса РУДН Юрий Мосейкин среди проблем российского делового образования отметил нехватку качественных преподавательских кадров, которые умели бы пользоваться кейсовыми технологиями, вести тренинговые занятия, а не просто читать лекции.
России не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Также можно сказать об ограничениях перспективы роста. Работа преподавателей и учителей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула. То же касается и научной сферы. Кроме того, имеет место неудовлетворительная система подготовки и переподготовки кадров в сфере образования.
Образование — единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.
Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях.
Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению.
Не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Его надо напитать ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.
В числе прочих Россия сильна человеческими ресурсами. Независимо от финансирования, настоящее образование в любом случае всегда держалось на энтузиастах. Такие люди всегда были, есть сейчас и будут в нашем государстве. Именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться на благоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие Российского образования.
Информация о работе Этика отечественной системы образования. Проблемы и пути их решения