Этика отечественной системы образования. Проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Это важная составляющая структуры организации нашего государства.

Содержание

Введение 2
Систематическая модель системы образования 3
Текущее состояние образования в России 4
Престиж 4
Несоответствие уровня образования выпускников рынку труда 5
Качество 6
Коррупция 8
Кадры 9
Приоритетные направления развития системы образования 10
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

топор.docx

— 47.58 Кб (Скачать файл)

Данные исследования показывают, что доля старшекурсников, признающих распространение коррупции в вузе в виде взятки за зачеты и экзамены, достаточно высока (этот показатель различается от 22% в Москве до 25% — в Петербурге). Эта группа респондентов констатирует, что «в некоторых случаях действительно приходится платить за зачеты и экзамены». Интересен и другой результат исследования: небольшая часть старшекурсников вузов (3,2% в Москве, 2,4% в Петербурге и 3,4% на Урале и в Сибири) воспринимают взятки в вузе как повсеместное бытовое явление, с которым приходится считаться. Они считают, что плата за зачеты и экзамены – реалии современной России. Таким образом, каждый четвертый выпускник вуза кроме диплома и профессии приобретает за годы учебы реальные навыки добиваться своих целей, невзирая на установленные правила.

Кадры

Цель образования –  подготовить человека, способного генерировать новые знания, создавать новые  знания, а не быть исполнителем, винтиком в экономических системах.

Кто может подготовить  такого человека и как? Люди обучаются  не на информации, люди обучаются на идеях. Вот только на идеях, на проектах малых и особенно крупных проектах можно вырастить человека, который  может генерировать знания и который  сможет существовать в обществе, построенном  на знаниях, потому что доходы населения  будут в основном прирастать за счет продажи своих знаний. Но если может  человек генерировать знания – будет  жить, его научили – будет жить, не научили – увы.

Кто может его научить? Преподаватель, профессор. Чему? Он должен научить его генерировать новые  знания в рамках своих идей. Для  того чтобы он мог это делать, он должен заниматься исследованиями. Любой преподаватель любого западного  вуза, частного или государственного, прежде всего делает research – исследование, а потом несет в аудиторию.

Сегодня мы не можем поставить  в России такую задачу. Понятны параметры этих помех. Первое – устаревшая лабораторная база. Лабораторная база в вузах должна быть адекватной развитию научно-технического прогресса. Если речь о компьютерах, то не больше двух лет.

Следующий вопрос – кто  будет заниматься этими исследованиями? Директор Института мировой экономки и бизнеса РУДН Юрий Мосейкин среди проблем российского делового образования отметил нехватку качественных преподавательских кадров, которые умели бы пользоваться кейсовыми технологиями, вести тренинговые занятия, а не просто читать лекции.

России не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Также можно сказать об ограничениях перспективы роста. Работа преподавателей и учителей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула. То же касается и научной сферы. Кроме того, имеет место неудовлетворительная система подготовки и переподготовки кадров в сфере образования.

Приоритетные  направления развития системы образования

  • Увеличение финансирование образования и науки.
  • Мотивирование обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело – высокая степень мотивации).
  • Параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой.
  • Реформа образования в России не должна в корне ломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом не разрушая той образовательной системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.
  • Развитие современной системы непрерывного профессионального образования, задачей которой является приведение содержания дополнительного профессионального образования в соответствие с потребностями рынка.
  • Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Оно заключается в чтобы в образование пошли внебюджетные деньги, причем пошли абсолютно легально. На сегодняшний день серый рынок образовательных услуг ежегодно оценивается более чем в миллиард долларов. Это деньги на репетиторов, на разные другие поддержки абитуриентов, студентов и преподавателей. На самом деле подавляющая часть общества заинтересована в том, чтобы все денежные отношения в сфере образования превратились в легальные. Но при этом никто не хочет эти деньги потерять. Преподаватели вузов с гораздо большим удовольствием получали бы эти деньги, выполняя свои прямые обязанности и занимаясь обучением студентов. Но, естественно, что если вдруг взять отрубить, например, процесс репетиторства и никаким образом не компенсировать его, то это будет удар по системе высшего образования. Поэтому вопрос повышения инвестиционной привлекательности сферы образования ключевой.
  • Следует провести переаттестацию всех учреждений профессионального (среднего и высшего) образования с тем, чтобы сохранить только те из них, которые дают конкурентоспособную и современную подготовку. Это тем более необходимо в связи с начавшимся значительным уменьшением численности контингента выпускников школ. Данный маневр позволит сконцентрировать уже используемые в этой сфере государственные ресурсы и тем самым обеспечить значимое улучшение материального обеспечения учебного процесса, в т.ч. радикально повысить заработную плату профессорско-преподавательского состава.

 

Заключение

Образование — единственная из социальных отраслей, которая непосредственно  участвует в формировании предпосылок  экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может  ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.

Обновление образования  необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях.

  1. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.
  2. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.
  3. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.

Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. Копирование чужих приемов  достижения успеха редко приводит к  его повторению.

Не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Его надо напитать ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.

В числе прочих Россия сильна человеческими ресурсами. Независимо от финансирования, настоящее образование в любом случае всегда держалось на энтузиастах. Такие люди всегда были, есть сейчас и будут в нашем государстве. Именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться на благоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие Российского образования.

 

Список  литературы

  • Стенограмма парламентских слушаний на тему "Перспективы развития отечественной системы образования" 25.11. 2004 г.
  • «Образование в России. Реалии, тенденции, перспективы развития, мнения.Общий обзор» 2006 г. http://www.prosvet.su/articles/new/education/
  • http://www.reitor.ru

 

 


Информация о работе Этика отечественной системы образования. Проблемы и пути их решения