Этические дилеммы и противоречия социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Краткое описание

Этические знания - необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает практическую значимость и качество его профессиональной деятельности. Этические знания помогают разрешить сложные этические дилеммы и противоречия, с которыми сталкивается социальный работник в процессе своей деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать проблему этических дилемм и противоречий социальной работы.

Содержание

Введение с. 3
1. Основные этические дилеммы и противоречия социальной работы с. 4
2. Этические принципы профессиональной деятельности социального работника как способы решения дилемм социальной работы с. 9
Заключение с. 16
Список литературы с. 18
Приложение с. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Этич.дилем..doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

     К примеру, у социального работника - матери-одиночки - внезапно заболел ребенок, начальника не было на месте, а ей нужно было забрать его из детского сада, ее напарница согласилась «прикрыть» отсутствие коллеги и ее «манкирования» служебными обязанностями. Вернувшийся начальник обнаруживает отсутствие работницы на рабочем месте, он должен принять меры административного характера, но это повлечет снятие премии с работницы, а она мать – одиночка, да и ситуация неоднозначна (заболел сын). Оставить без наказания самовольную отлучку с рабочего места начальник не может и решает ограничиться предупреждением в устной форме. «Доброжелатели» довели ситуацию до сведения вышестоящего руководства, как оценить? Вообще, попытка дать однозначную оценку любой ситуации утопична, ведь редко действия человека можно оценить как истинно «хорошие» или истинно «плохие». Этическая дилемма – это не проблема и ее нельзя разрешить полностью, в реальных условиях наиболее вероятным подходом видится поиск некоего «компромисса», когда как говорится «и овцы целы и волки сыты», хотя с этической точки зрения это тоже спорно.

     Другой  пример. Тяжело и неизлечимо больной  клиент социального работника, каждый день терпящий жуткие страдания, хочет  уйти ему из жизни. Он договаривается по телефону со своим родственником  о том, что тот привезет ему  сильнодействующее лекарство, которое поможет больному безболезненно уйти из жизни. Этот разговор услышал социальный работник. Что он должен делать в такой ситуации? Не дать состояться передачи лекарства? Донести в компетентные органы на родственника своего клиента? Сделать вид, что ничего не слышал? Постараться переубедить клиента в ошибочности его выбора?

     Оценка  этичности поступков сотрудников  представляется неоднозначным процессом, требующей длительной практики. Помимо множества профессиональных требований (знание психологии личности, социальной психологии, конфликтологии, основ этики и т.д.) субъекты этической практики должны постоянно осуществлять внутренний самоконтроль на предмет этичности своего поведения и суждений. Грань «этичного» очень тонка и всегда найдется тот, кто скажет: А судьи кто? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рассмотренные этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их разрешения. В теоретическом плане в истории философии, этики и религии за многие сотни лет было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут быть основой решений этических проблем и в социальной работе, хотя последние имеют свои особенности в силу специфики не только профессии и времени, но и каждой страны, к которой это относится.

     В известной мере ситуация облегчается  тем, что аналогичные проблемы разрабатываются  и в других областях человеческой активности - науке, технике, медицине, педагогике, психологии и др. На стыке  биомедицины и этики даже возникла биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера. Выработанные здесь решения могут быть полезными для социальной работы.

     Этические кодексы, в которых социальные работники  стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

     В любом случае рассмотренная проблематика подтверждает, что в динамичном мире перманентной переоценки ценностей и "борьбы богов", продолжения традиций и рождения новой картины мира ни одна человеческая "система" мышления и ценностей, включая религиозную и основывающуюся на светских гуманистических принципах, не может претендовать на воплощение полной истины, подлинной "святости" и совершенства.

     Это относится и к социальной работе во всех ее содержательных и национальных формах, ее духовно-нравственным парадигмам и ориентирам, Главная миссия социальной работы - помочь человеку быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу. Это и есть этика солидарности, преодолевающая отчуждение и разъединение людей в этом мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2006. № 1.
  2. Липский И. Кодекс этики получает одобрение. Этический кодекс социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2003. № 2.
  3. Митрошенков О.А. Социальная работа. М., 2006. 
  4. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3.
  5. Социальный работник: проблемы подготовки и профессионального становления. Самара, 2001.

Информация о работе Этические дилеммы и противоречия социальной работы