Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:48, реферат
Исторически в Крыму сложилась сложная этническая структура населения. Украинская региональная община Крыма - самая малочисленная в Украине. Наибольшая доля населения Крыма представлена русскими (на их долю в общей сложности приходилось более 2/3 всего населения), в то время как украинцы составляли чуть более четверти его жителей. В течение 1990-х годов в этнической структуре населения Крыма наметились некоторые изменения. Они связаны, во-первых, с миграционным притоком крымских татар и оттоком представителей других этносов (прежде всего русских) за пределы республики. Наибольшее количество крымских татар зафиксировано в центральных и западных районах республики, в некоторых из них доля крымских татар составляет более 25%. Особенностью Крыма является также крайнее разнообразие национального состава населения.
Политика России, направленная на скорейшую колонизацию края, включала меры по восполнению потерь населения, что привело к изменению этнического состава Северного Причерноморья. Активно поощряется миграция в Новороссию, в т.ч. Крым, переселенцев из различных губерний России и других государств, проводится расселение здесь 70 тысяч государственных и крепостных крестьян. В результате этих мер к середине XIX в. население полуострова возросло до 315 тысяч человек.
Новые потрясения для крымских татар были связаны с Восточной (Крымской) войной 1853-1856 гг. Ее исход подтолкнул многих из них к очередному переселению в Турцию, достигшему апогея в 1860 г. Это привело к тому, что 687 селений опустели совершенно, а общее число покинувших Таврическую губернию к концу 1863 г. составило 192360 человек.
В 1865 г., несмотря на попытки привлечения в Крым новых переселенцев, на полуострове проживало лишь 194,4 тысячи человек. Однако прокладка железной дороги до Симферополя и Севастополя и последующий экономический подъем содействовали притоку в губернию новых жителей.
К началу XX в. число крымских татар в Таврической губернии не превышало 188 тысяч.
Таблица 1. Изменения в национальном составе населения Крыма
Национальность |
Численность (тыс. чел.) и доля в населении (%) национальных групп | ||
1897 г. |
1921 г. |
1939 г. | |
Русские |
274,7 (45,3) |
370,9 (51,5) |
558,5 (49,6) |
Украинцы |
- (*) |
- |
154,1 (13,7) |
Белорусы |
- (*) |
- |
6,7 (6,0) |
Крымские татары |
186,2 (34,1) |
184,6 (25,9) |
218,9 (19,4) |
Немцы |
31,6 (5,8) |
42,5 (5,9) |
51,3 (4,6) |
Евреи (**) |
28,7 (5,3) |
50,0 (7,0) |
65,5 (5,8) |
Греки |
17,1 (3,1) |
23,9 (3,5) |
20,7 (1,8) |
Армяне |
8,3 (1,5) |
11,7 (1,6) |
12,9 (1,1) |
Поляки |
6,9 (1,3) |
5,6 (0,8) |
5,1 (0,4) |
Болгары |
5,8 (1,1) |
11,9 (1,7) |
15,3 (1,4) |
Караимы |
5,3 (1,0) |
5,1 (0,7) |
4,9 (0,4) |
Эстонцы |
2,2 (0,4) |
2,4 (0,3) |
1,9 (0,2) |
Цыгане |
0,9 (0,2) |
2,8 (0,4) |
2,1 (0,2) |
(*) В переписях населения 1897 и 1921 гг. украинцы и белорусы не отделялись от русских.
(**) Вместе с крымчаками, численность которых в канун Отечественной войны достигала 8 тыс. чел.
Данные этнической статистики на конец XIX -- начало XX вв. дают лишь упрощенную картину реальной этнической динамики населения, поскольку в этот период еще не завершилось формирование единого крымско-татарского народа, а также отсутствовало четкое разграничение между восточнославянскими этническими группами Крыма.
Крымско-татарский народ имел достаточно компактный ареал проживания на юге полуострова, который простирался от Балаклавы на западе до Судака на востоке и от Карасубазара до Ялты. Кроме Южного берега, крымские татары компактно проживали на Керченском и Тарханкутском полуостровах, в районе Евпатории и на берегу залива Сиваш. При этом к началу XX в. они почти полностью покинули центральные степные районы Крыма.
К 20-м годам XX в. формирование крымско-татарского этноса находилось на стадии завершения. При этом в его составе отчетливо выделялись три основные субэтнические группы, различавшиеся по языку, культуре и самоназванию: южнобережные татары (“ялы бойлю”), горные татары (“тат”, или “татлар”) и, наконец, степные татары (“ногай”, “ногайлар”).
Первые говорили на группе диалектов (судакский, балаклавский, ялтинский), относящихся к огузско-сельджукской подгруппе тюркских языков и чрезвычайно близких к турецкому языку. Язык горных татар относился к кыпчакско-половецкой группе тюркских языков. Впоследствии именно он лег в основу единого крымско-татарского литературного языка. Для этой группы татар была характерна наиболее сильная приверженность исламу. Язык степных татар входил в кыпчакско-ногайскую подгруппу. В настоящее время есть все основания говорить о едином крымско-татарском народе со своим литературным языком, национальным самосознанием и общим самоназванием “крымлы”.
Национальная консолидация крымско-татарского народа проходила в чрезвычайно сложных условиях. Царский режим проводил в Крыму жесткую колониальную политику, неофициальным лозунгом которой было “Крым -- без крымских татар”. В начале XX в. среди крымских татар зародилось национальное движение, сыгравшее значительную роль в бурной истории Крыма 1917-1920 гг. В ноябре-декабре 1917 г. был созван Курултай крымско-татарского народа, заявивший о восстановлении национальной государственности и принявший первую в истории Крыма конституцию. Важным фактором политической борьбы при частых сменах власти в Крыму в ходе Гражданской войны были национально-политические татарские организации: Мусульманский комитет, партия “Милли Фирка” и др.
После окончания Гражданской войны в октябре 1921 г. в составе РСФСР была создана Крымская АССР, просуществовавшая до депортации крымских татар в 1944 г. (формально она была преобразована в Крымскую область только в 1946 г.). Но в отличие от наименования других автономий, название Крымской АССР было никак не связано с “титульной” нацией (крымскими татарами). Не упоминались крымские татары и их статус в Декрете ВЦИК и СНК от 18 октября 1921 г. об образовании Крымской АССР. В числе 11 национальных районов Крыма, существовавших в 1930-е гг., было 6 крымско-татарских районов. На крымско-татарском языке выходили книги и периодические издания, работали научно-исследовательские центры и музеи национальной культуры, развивалось народное искусство. В 1936 г. в Крымской АССР было 386 крымско-татарских школ.
Однако уже с конца 1920-х гг. молодая крымско-татарская интеллигенция, в том числе и партийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым “национально-демократическим уклоном”. В течение 1930-х гг. в советской национальной политике все более укреплялись унитарно-централизаторские тенденции, подавлявшие самостоятельное национально-культурное развитие всех народов страны.
Эта тенденция достигла своего апогея в годы войны 1941-45 гг., когда были осуществлены преступные акты депортации ряда народов страны под предлогом их якобы имевшего место массового сотрудничества с немецкими оккупантами. В мае 1944 г. эта трагическая судьба постигла и крымских татар, а также некоторые другие национальные группы Крыма (армян, греков, болгар и даже чудом уцелевших от нацистского геноцида цыган; немцы были выселены из Крыма еще в 1941 г.) Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел. В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е. почти половина всего крымскотатарского народа.
Основная масса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно в Узбекистан, где они содержались на дискриминационном режиме спецпоселения вплоть до 1956 г. Однако и в последующие десятилетия крымские татары были лишены права возвратиться на родину. Принятый в 1967 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму” предлагал считать их “укорененными” в местах нынешнего расселения, иначе говоря, в местах ссылки. До самого последнего времени (до 1987 г.) официально не признавалось само существование крымско-татарского народа -- фактически отсутствовали национальная школа, пресса, культурные учреждения. Можно сказать, что сталинская политика геноцида по отношению к крымско-татарскому народу впоследствии приняла форму этноцида, то есть подавления национальной культуры и самосознания народа без его прямого уничтожения.
В послевоенных переписях населения крымские татары учитывались вместе с татарами Поволжья и Сибири, несмотря на их выраженную этногенетическую и этнокультурную специфику и отчетливое национальное самосознание. В результате трудно определить реальную численность крымских татар. Хотя в 1989 г. эта национальность впервые появилась в данных Всесоюзной переписи населения (табл.2), есть веские основания полагать, что эти данные были существенно занижены.
Таблица 2. Расселение и языковые характеристики крымских татар в СССР, 1989 г.
Территория |
Численность (тыс. чел.) |
Доля в составе народа (%) |
Распределение по родному языку (%) |
Доля свободно владеющих русским как вторым языком (%) | |
крымско- татарский |
русский | ||||
СССР |
271,7 |
100,0 |
92,6 |
5,3 |
76,1 |
город |
183,3 |
68,9 |
91,9 |
6,3 |
72,6 |
село |
84,4 |
31,1 |
94,0 |
3,2 |
76,0 |
Россия |
21,3 |
7,8 |
89,4 |
9,6 |
83,6 |
Украина |
46,8 |
17,2 |
92,6 |
4,0 |
84,0 |
Белоруссия |
0,1 |
0,0 |
36,2 |
56,0 |
38,8 |
Узбекистан |
188,8 |
69,5 |
93,2 |
4,9 |
73,1 |
Казахстан |
3,2 |
1,2 |
88,9 |
9,2 |
79,0 |
Грузия |
0,6 |
0,2 |
71,2 |
11,1 |
74,0 |
Азербайджан |
0,5 |
0,2 |
77,6 |
17,1 |
52,1 |
Киргизия |
2,9 |
1,1 |
88,7 |
9,5 |
78,6 |
Таджикистан |
7,2 |
2,7 |
94,2 |
5,0 |
82,7 |
Как отмечают специалисты, недоучет крымско-татарского населения особенно явно сказался в сельских местностях среднеазиатских республик. Только в Таджикистане, по данным Совета Министров республики, численность крымских татар на 1989 г. в 3,5 раза превышала цифру, указанную по итогам переписи, и в действительности приближалась к 25 тыс. чел. Компьютерные расчеты, проведенные в 1990 г. группой исследователей под руководством Э.А.Паина, позволяют оценивать общую современную численность крымских татар в 340-410 тыс. человек, наиболее же вероятно -- около 360 тыс. человек. Вместе с тем исходящие из различных центров крымско-татарского движения оценки, по которым численность народа достигает 800 и более тыс. чел., представляются завышенными.