Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение вопросов о механизмах социальной регуляции поведения человека в исследованиях Эрика Бёрна.
Объект работы – социальное поведение человека.
Предмет работы – исследования Э. Бёрна.
Задачи работы:
Рассмотреть учение Э. Бёрна о трансактном анализе.
Выделить типы трансакций Э.Берна
Рассмотреть функциональную модель личности
Определить типы ролевого социального поведения.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Основные понятия трансактного анализа...........................................................5
1.1. Структурный анализ...........................................................................................6
1.2. Функциональный анализ....................................................................................8
1.3. Анализ трансакций...........................................................................................10
1.4. Анализ психологических «игр»......................................................................15
1.5. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария).............................................17
Заключение ..............................................................................................................19
Список использованной литературы.....................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

сем по социологии.docx

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Эго-состояние Родителя, представленное на рис. 2, делится на две части: Контролирующего Родителя (КР), которого некоторые авторы называют Критикующим, и Заботливого Родителя (ЗР). Его же иногда называют Воспитывающим.

Родители часто говорят  ребенку, что надо делать и каким  образом, контролируют, критикуют, оценивают его. Став взрослым, человек копирует своих родителей и сам контролирует и критикует себя или других подобным образом. В таких случаях говорят, что он находится в эго-состоянии Контролирующего Родителя. В других случаях родители оберегают ребенка, заботятся о нем. Когда взрослый человек проигрывает подобное поведение своих родителей, заботясь о себе или о других, он пребывает в эго-состоянии Заботливого Родителя.

В функциональной модели Взрослый не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь», используя все свои ресурсы и возможности. Эго-состоянию Взрослого мы обязаны нашей рассудительностью и склонностью к эксперименту, способностью обрабатывать внешнюю информацию, принимать решения и вести переговоры. Оно разрешает наши противоречия и внутренние конфликты.

1. 3. Анализ трансакций

Общаясь, человек может  обратиться к своему собеседнику  из одного из трех эго-состояний. Тот, в  свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).

Э. Бёрн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная  фраза, взгляд или жест называются побуждающим  ходом-стимулом, а ответный ход партнера — реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и  очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты − мне, я  − тебе». Именно поэтому обмен  ходами часто называют сделкой (лат. transaction), откуда и происходит название «трансактный анализ».

Используя модель эго-состояний  для анализа взаимодействия между  двумя людьми, Э. Бёрн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции. Кроме того, он разработал три правила коммуникации.

В параллельной (называемой также простой или дополнительной) трансакции векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции. Например, ученик может спросить учителя, какой параграф учебника ему необходимо подготовить к следующему занятию. Это можно сделать прямо и просто, исходя из обстоятельств настоящего момента.

Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто и тоже в соответствии с настоящим моментом, сообщая чистую информацию. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого. Диаграмма такого пересекающегося взаимодействия показана на рис. 3.

Рис.3. Параллельная трансакция

Параллельная трансакция содержит в себе элементы ожидания и предсказуемости происходящего. Когда ученик спрашивает учителя, какой параграф ему следует подготовить, он ожидает ответа и получает его. Идея предсказуемости ответа лежит в основе первого правила коммуникации: до тех пор пока трансакции остаются параллельными, коммуникации может продолжаться бесконечно долго. В пересекающейся трансакции ученик может спросить учителя: «Какой параграф мне надо выучить к следующему занятию?» − обращаясь из своего Взрослого эго-состояния. Однако учитель рассерженно ворчит: «Какой параграф, какой параграф! Я обо всем говорил на уроке». Это реакция не из Взрослого, куда был послан вопрос Взрослым. Напротив, учитель переместился в эго-состояние рассерженного Родителя. Своим ворчанием он призывает ученика переместиться из Взрослого в Ребенка. Диаграмма такого пересекающегося взаимодействия показана на рис. 4.

Рис.4. Пересекающаяся трансакция

Человек, получивший пересекающуюся трансакцию, обычно чувствует необходимость перейти в эго-состояние, в которое была направлена трансакция. В этом заключается позитивный аспект использования пересекающихся трансакций, так как из нового, соответствующего посланию состояния легче направлять параллельные трансакции, т. е. поддерживать общение. В противном случае общение на некоторое время прерывается. Наступает «разрыв взаимодействия».

Вступает в действие второе правило коммуникации: При пересекающейся трансакции происходит разрыв взаимодействия, при этом для восстановления коммуникации одному или обоим партнерам необходимо изменить свои эго-состояния.

Проанализируем пример скрытой трансакции.

Учитель: «Вы готовились к сегодняшнему занятию?» 

Ученик: «Конечно, читал и пытался разобраться». На первый взгляд это параллельная трансакция «Взрослый − Взрослый». Действительно, на социальном уровне так оно и есть, но если проанализировать ее с точки зрения голоса и визуальных признаков, то мы получим нечто другое.

Учитель (резко, интонация  падает в конце предложения, мышцы  лица напряжены, брови соединены друг с другом): «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»

Ученик (дрожащий голос, взволнованная  интонация, плечи приподняты, голова наклонена вперед, смотрит из-под бровей): «Конечно, читал и пытался разобраться».

На психологическом уровне происходит обмен «Родитель-Ребенок», «Ребенок − Родитель». Если придать сообщениям психологического уровня словесную форму, то мы могли бы услышать следующее:

Учитель: «Вы вечно не готовы к занятиям!»

Ученик: «Вы всегда несправедливы  ко мне!»

Диаграмма этой скрытой трансакции показана на рис. 5 (стимул и реакция социального уровня изображены сплошными стрелками и обозначены буквами Сс и Рс; пунктирные стрелки обозначают стимул и реакцию психологического уровня: Сп и Рп).

Рис.5. Двойная скрытая трансакция

В скрытых трансакциях мы имеем два вида сообщений: открытое, или сообщение социального уровня, и скрытое − сообщение психологического уровня. Часто социальный уровень − это взаимодействие «Взрослый − Взрослый». Психологический уровень − обычно трансакции «Родитель − Ребенок» или «Ребенок-Родитель». Любая скрытая трансакция, подобная этой, в которой социальное сообщение «Взрослый-Взрослый» перекрывает обмен на психологическом уровне между «Родитель-Ребенок», называется двойной трансакцией.

Третье правило коммуникации Э. Берна гласит: Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

Э. Берн считал: то, что реально  происходит, всегда есть результат скрытых сообщений. Если мы хотим понять поведение людей, мы должны уделять внимание психологическому уровню коммуникации. В связи с этим существует известная метафора Э. Берна: «Надо научиться “думать по-марсиански”».4

Основной единицей социального  действия (т. е. трансакции любой разновидности) Э. Бёрн считал поглаживания.

Согласно определению, поглаживание, или знак признания, — это любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Как мы уже отмечали, поглаживания необходимы человеку для здорового физического, психического и социального развития. Новорожденный не может нормально расти, если он лишен физического стимулирования и внимания со стороны окружающих, которые подтверждают, что он существует, любим и пользуется признанием. В детстве человек учится заменять физическое прикосновение другими формами признания. Вербальные послания, выражение лица, жесты, первые карманные деньги, школьные отметки, дипломы, продвижение по службе, повышение зарплаты, все знаки, доказывающие человеческому существу, что в него верят и его возможности роста признают, − все это разнообразные психологические или символические виды стимулирования. Мы испытываем жизненную потребность быть признанными окружающими и тратим много времени на установление отношений − трансакций, чтобы с их помощью удовлетворить эту потребность − своеобразную жажду стимулирования. [5]

1. 4. Анализ психологических «игр»

 «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». [6] Прежнего уровня слияния с другим человеком он уже не достигнет никогда, и тут у него открываются две возможности: либо построить подобные отношения с другим человеком на основе доверия и откровенности, достигнув таким нелёгким трудоёмким способом очень ценного результата – настоящей близости; либо заняться времяпрепровождением, которое является лишь искусственным заменителем истинной близости и искренних чувств.

Следует отметить, что явление  времяпрепровождений возникает  в ответ не только на сенсорный, но ещё и на структурный голод. Люди озабочены тем, чтобы структурировать  своё время, и считают, что должны помогать друг другу в этом5. Таким образом, структурирование становится основой нашей социальной жизни. Операциональный аспект структурирования может быть назван планированием, которое подразделяется на три вида – материальное, индивидуальное и социальное.

Материальное планирование исходит из взаимодействия с предметным миром, и интересно нам, если обеспечивает поглаживание, признание и другие формы социального взаимодействия.

Социальное планирование выражается в ритуальных и полуритуальных видах общения; основным критерием  становится приемлемость поведения, определяемая традицией или ритуалом. 

Чем ближе знакомы люди, тем чаще проявляется индивидуальное планирование. Оно может приводить  к инцидентам, которые покажутся  случайными, но более внимательное наблюдение выявит, что они проявляются  с завидной периодичностью и опираются  на определённую поведенческую схему. Все трансакции, включённые в этот вид планирования, подчиняются неким  скрытым правилам и следуют какой-то закономерности. Цепи трансакций, основанные на индивидуальном планировании, порождают  такой феномен, как игры. Основная функция игр – социальная функция  структурирования времени.

 Игра – это последовательный ряд дополнительных скрытых трансакций, разворачивающийся в направлении чётко определённого и предсказуемого исхода. Это серия трансакций, которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но в действительности определяются скрытой мотивацией. Другими словами, это действия, содержащие в себе какой-либо подвох. Отличительной особенностью игр является наличие скрытого смысла и выигрыша, который обозначает получение чего-то. Выигрыш может быть биологическим, экзистенциальным, внутренним психологическим, внешним психологическим, внутренним социальным и внешним социальным, а также может сочетать в себе элементы всего вышеперечисленного.

Игры порождаются стремлением  партнеров к достижению преимуществ  за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали  обширную типологию игр. Были выделены следующие категории игр: игра длинною  в жизнь (сюда относятся такие  игры, как «Алкоголик, «Должник»  «Посмотри, что я из-за тебя сделал и пр.), супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как я старался» и пр.), игры для вечеринок, игры преступного  мира, игры для психотерапевтических сессий и конструктивные игры (это  особая категория игр, названных  Бёрном «хорошими» играми, которые  не только приносят выигрыш игроку, но и позволяют другим людям получить конструктивное удовольствие).

Говоря о генезисе игр, Бёрн делает акцент на том, что по своей  природе игры являются имитационными  и предлагает рассматривать развитие ребёнка как процесс обучения тому, в какие игры надо играть и  как в них играть. Т.е. по Бёрну  ребёнок обучается  играм на основе ежедневного опыта взаимодействия с действительностью.

Возвращаясь к тому, о  чём шла речь в начале этого  раздела, следует заметить, что повседневная жизнь предоставляет нам достаточно мало возможностей для достижения и  переживания близости, кроме того, многие формы близости из-за своей  интенсивности неприемлемы для  большинства людей. Поэтому время, затрачиваемое на игры, составляет весьма значительную часть нашей  социальной жизни. Нужно отметить, что  состояние близости, свободной от игр, которое является наиболее яркой  формой человеческих отношений, - чрезвычайно  прекрасное и сильное переживание. Оно настолько сильно, что даже при отсутствии внутреннего равновесия, человек может найти в этом переживании ощущение безопасности, а значит, суметь отказаться от игр.

1. 5. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)

В основе многих игр лежат  сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под  воздействием социальных факторов и  воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо  осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.

Бёрн пишет об этом так: «… Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребенка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию». [7]

Информация о работе Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека