Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 13:26, контрольная работа
Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.
Введение
1. Понятие социального партнерства ………………………………..3
2. Принципы социального партнерства ……………………………..4
3. Формы социального партнерства………………………………… 9
4. Роли государства, работодателя и работника в социальном партнерстве……………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………… 17
Список использованных источников………………………………...18
Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.
Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.
Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении:
1. Государственных служащих;
2. Работников военных и военизированных органов и организаций;
3. Работников органов внутренних дел;
4. Работников учреждений и органов безопасности;
5. Работников органов уголовно-исполнительной системы;
6. Работников таможенных органов;
7. Работников дипломатических представительств РФ.
Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:
1. На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).
2. На региональном уровне стороны взаимодействуют также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).
3. Взаимоотношения сторон на отраслевом или межотраслевом уровнях носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли либо отраслях. Социальное партнерство на уровне отрасли может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта федерации или муниципального образования.
4. На территориальном уровне или уровне муниципальных образований взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).
5. На уровне конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации).
Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, которая позволяет решать многие вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений.
4. Роли государства, работодателя и работника в социальном
партнерстве
Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, называют «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, называют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».
С появлением современной теории трипартизма, или трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и государством связан очередной этап развития социального партнерства. В настоящее время она успешно реализуется во многих западных странах. Таким образом, на Западе в ходу два разных понятия – социальное партнерство и трипартизм («трехсторонность»), но при этом второе представляет собой производное от первого, являясь как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.
В то же время высказывается точка зрения о том, что трехстороннее сотрудничество включает в себя и сотрудничество профсоюзов и работодателей на двусторонней основе, где государство выполняет роль молчаливого партнера, устанавливающего правила игры для двух других партнеров. Как двусторонние, так и трехсторонние соглашения могут привести к заключению «социальных пактов» широкого характера на определенный период времени и стабилизировать обстановку в стране.
Необходимым условием осуществления социального партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском смысле, субъектов трудовых отношений, т. е. профессиональных организаций и работников, и работодателей. Российский Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) полностью соответствует международным стандартам.
В сфере регулирования трудовых отношений на рыночной основе приходится законодательным путем внедрять консультативные органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов в духе социального партнерства.
В России такая работа началась с появлением Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», дополненного затем Положением о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия). Названное Положение было оформлено Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. № 29 и закреплено Федеральным законом от 2 апреля 1999 г. № 92-ФЗ.
Основными целями и задачами Комиссии являются:
1. Основными
целями Комиссии являются
2. Основными задачами Комиссии являются:
а) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
б) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
в) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
г) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
д) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
е) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
ж) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Консультативные органы сотрудничества главных субъектов социального партнерства подобные Российской Трудовой Комиссии, давно существуют в развитых странах мира. Это Экономический и социальный совет во Франции, Национальный совет по вопросам экономики и труда в Италии, Совет по трудовым отношениям в Канаде, Национальный совет по труду в Бельгии, Совет труда в Нидерландах, Совет сотрудничества в Дании, Постоянный совет социальных консультаций в Португалии, Консультативный комитет по экономическим и социальным проблемам в Австралии и др.
На второе место в механизме социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях».
На третье место – по счету, но не по важности – западные специалисты ставят институт участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами. Во многих странах Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социально-трудовому законодательству, разработанному, в первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом «социально ориентированной рыночной экономики». Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы и «капитаны индустрии» начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше. И это понятно: стремящимся к личному обогащению «новым хозяевам жизни», пользующимся бессилием государственных структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.
Наконец, четвертым слагаемым социального партнерства являются мирные формы и методы разрешения трудовых споров и конфликтов. Всегда желательно прийти к соглашению, не доводя дело до судебного рассмотрения. С этой целью в западных странах разработаны эффективные процедуры примирения спорящих субъектов, методы посредничества и третейского разбирательства. Четко различают законные и «дикие» забастовки, регламентированы юридическая и материальная ответственность сторон за участие в «индустриальных акциях».
Будучи этическим и социологическим понятием, социальное партнерство отражает идеологию западной социал-демократии и католической церкви. В наше время социальное партнерство (диалог) являет собой комплекс правовых норм, регулирующих статус профсоюзов и предпринимателей, органы их сотрудничества, коллективные переговоры, участие работников в делах предприятий, разрешение трудовых споров и конфликтов.
Правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью соглашений (многосторонних и двусторонних договоров) и других правовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Основная цель правового регулирования труда – способствовать улучшению труда широких трудящихся масс.
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В современных условиях экономического развития необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Именно для этого и существует социальное партнерство.
Заключение
Изучая сущность социального партнерства мы приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
В условиях российской современной действительности вопрос социального партнерства в сфере труда стоит наиболее остро. Очень важно, чтобы не смотря на финансовый кризис, социальное партнерство и далее развивалось в нашей стране, так как несет в себе гарантию прав работодателя и работника.
Первым и необходимым условием осуществления социального партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском смысле, субъектов трудовых отношений, т.е. профессиональных организаций и работников, и работодателей (предпринимателей). А так же незримое участие государства как третьей стороны.
В работе мы раскрыли понятие социального партнерства, принципы формы и уровни. А так же проследили развитие социального партнерства в Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 01 сентября 2009 /Министерство юстиции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009 г.
3. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г
4. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // Консультант Плюс: Версия Проф / АО "Консультант Плюс". - М., 2008 г.
5. Трудовое право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : с учетом новой ред. Трудового кодекса РФ / Н.А. Бриллиантова и др. ; под ред. О. В. Смирнова и И. О. Снигиревой; Академия труда и социальных отношений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2007 г.
6. Зайкин А.Д. Российское трудовое право. - М.: Инфра М-НОРМА, 1997.
7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (седьмое издание, переработанное и дополненное). //Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2008 г.