Активности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Проблема занятости имеет большое значение для экономики страны. В связи с этим Госкомстат России проводит регулярные обследования населения по вопросам занятости, собирает данные о численности и структуре экономически активного, занятого населения и безработных. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 61.40 Кб (Скачать файл)

 

В нашей стране для расчета  общей  по регионам численности занятых  в течение года служат данные текущей  отчетности по труду: форма № 1-Т  «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых  предприятий численность занятых  может быть получена из единовременного  отчета: № 1-МП «Об основных показателях  деятельности малого предприятия» за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1 января) года и  в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.

Важным  источником информации о численности  безработных являются данные служб  занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут  первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости  населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося  в службу занятости за консультацией  № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости  населения». Однако не все нуждающиеся  в работе обращаются к услугам  служб занятости. В них фиксируется  лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

      Наряду  с данными текущей отчетности, для оценки общей численности  безработных начиная с 1992 г.  используются материалы выборочных  обследований населения по проблемам  занятости. Обследованию в течение  недели подлежат граждане в  возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя  возрастная граница позволяет  уточнить возможное участие на  рынке труда пенсионеров, а  низкая - подростков. Результаты обследований  позволяют оценить численность  безработных, их распределение  по обстоятельствам не занятости,  по способам поиска работы. Последнее  особенно важно, так как рынок  труда может функционировать  как в организованной, так и  в неорганизованной форме. [5]

      Использование  выборочных обследований в сочетании   с данными текущей отчетности  для определения численности  безработных рекомендовано МОТ  и практикуется в ряде стран.  Например, американское Бюро статистики  труда информацию о безработице  собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

      Определенную  помощь в сборе данных о  занятости могут оказать и  материалы выборочных обследований  предприятий. С 1991 г. в России  ежемесячно проводится мониторинг  предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ  является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической  ситуации в России на основе  конвенциональных методов опросной  статистики. Сеть респондентов РЭБ  насчитывает свыше 1000 хозяйственных  единиц из всех отраслей и  регионов России. [1]

      Поскольку  размер безработицы широко используется  в международной практике в  качестве общего показателя текущего  состояния экономики страны, то  естественно включение в программы  данных обследований вопросов, уточняющих  ситуацию на рынке труда и  позволяющих прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации  Правительство Российской Федерации  утвердило от 22 марта 1995 г. положение  о всероссийском мониторинге  социально-трудовой сферы. Организация  и ведение мониторинга социально-трудовой  сферы возложены на Министерство  труда РФ и Госкомстат России  при участии Министерства экономики,  Министерства социальной защиты  населения, Федеральной службы  занятости, Федеральной миграционной  службы России.

 

 

4. Группировки занятого  населения. Показатели уровня занятости и безработицы.

Группы по занятости определяются с учетом различия между работой  по найму, с одной стороны, и работой  на собственном предприятии с  другой.

Работа по найму – это вид трудовой деятельности, при которой заключается трудовой договор, гарантирующий лицу, выполняющему работу по найму, вознаграждение, прямо независящее от дохода предприятия или организации. Работа на собственном предприятии – это вид трудовой деятельности, при котором вознаграждение прямо зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лица, работающие на индивидуальной основе, - это лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наемных работников на постоянной основе. Неоплачиваемые работники семейных предприятий – это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник. Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, - это лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того, чтобы отнести их к одной из перечисленных выше категорий.

Занятые и безработные являются составной частью трудовых ресурсов. Поэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так показатели по своим величинам оказываются ниже, чем рассмотренные ранее. Между ними существует связь:

Уровень занятости экономически-активного населения

*

Доля экономически-активного  населения в трудовых ресурсах

=

Уровень занятости в  трудовых ресурсах


 

Уровень безработицы

*

Доля экономически-активного  населения в трудовых ресурсах

=

Уровень безработицы в  трудовых ресурсах


Считая, что доля экономически активного  населения в трудовых ресурсах страны составляла в 2007г. 0,89 при уровне занятости 94,4 % и уровне безработицы 5,6 %1, получим:

Уровень занятости в  трудовых ресурсах = 94,4 * 0,89 = 84,0 %

Уровень безработицы в  трудовых ресурсах = 5,6 * 0,89 = 5,0 %

Сумма показателей уровней занятости  и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах: 84,0 + 5,0 = 89 %. Недостающие (до 100) 11 % — экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы.

Поскольку численность экономически активного населения, численность  занятых и безработных связаны  аддитивно, динамика этих показателей  характеризуется следующим образом:

                                                                                        (1. 4)      

где - коэффициент роста численности экономически активного населения;

 и  - коэффициент роста численности занятых и безработных;

 и  - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.

Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, основываясь  на модели динамики численности экономически активного населения:

                                                                                                     (1. 5)      

где - абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в пунктах

Принято отличать фактическую  безработицу, рассчитанную по методологии  МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в  органах Федеральной службы занятости. 

 

 

  1. Понятие неполной занятости, вторичной занятости

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно  полезным трудом занята лишь некоторая  часть экономически активного населения.

Различают две формы неполной занятости: невидимую и видимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника (скрытая неполная занятость) или низкая производительность (потенциальная неполная занятость).  [4]

Статистическое измерение  неполной занятости, как правило, ограничивается ее видимыми аспектами. Согласно подходу, используемому Международной организацией труда, в российских условиях категория не полностью занятых объединяет: - лиц, работающих "неполную рабочую неделю" или "неполный рабочий день" по условиям трудового договора в связи с тем, что не смогли найти работу на большее количество времени; - лиц, переведенных на неполную рабочую неделю по инициативе администрации (работодателя) или вынужденных перейти на неполную рабочую неделю по причине спада экономической активности; - лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации.

Очевидно, что отнесение работающих в режиме сокращенного рабочего времени к не полностью занятым не вызывает вопросов. Но можно ли назвать не полностью занятыми людей, находящихся в административных отпусках? Временное отсутствие на работе из-за вынужденного административного отпуска не дает оснований называть человека безработным, наиболее важным моментом в этой ситуации является то, что работник сохраняет связь со своим рабочим местом. Такой подход не противоречит следующим международным критериям неполной занятости: - получение заработной платы или жалованья; - возможность вернуться на работу после изменения определенных обстоятельств или наличие согласованной даты возвращения на работу; - фиксация срока отсутствия на работе, которым в определенных случаях может быть тот срок, в течение которого работник получает компенсационные выплаты. Отношения с предприятием наемных работников, находящихся в вынужденных административных отпусках, удовлетворяют второму критерию формальной связи с рабочим местом, а лиц, находящихся в частично оплачиваемых административных отпусках, - также и первому. Следовательно, в отличие от безработных работники, находящие­ся в административных отпусках, имеют рабочее место и возмож­ность вернуться обратно на работу с полным рабочим днем.

Специальные исследования показывают, что подавляющее большинство работников, занятых в режиме неполного рабочего дня, в конечном счете либо возвращаются на свое предприятие, либо за время административного отпуска находят работу на другом предприятии, не пополняя ряды безработных.

Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты, пенсионеры), в качестве характеристики для их неосновного занятия. В широком смысле под понятием вторичная занятость понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. [3]

Выступает в различных  формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.

Запреты на вторичную занятость  фактически перестали действовать  в конце 80-х годов ХХ столетия, когда кризис советского планового  хозяйства «ударил» по доходам большинства  граждан Российской Федерации. Для  многих выходом стал поиск дополнительных мест работы. Как свидетельствуют исследования российского рынка труда и занятости, если на рубеже 1980-х — 1990-х годов среди российского населения различными видами приработков занималось около 16 % россиян, то в середине 1990-х годов эта доля составляла уже 22 %.[5] Поэтому вполне оправданно рассматривать доп.занятость как составляющую более широкого процесса адаптации населения к новым экономическим условиям.

Существуют две концепции  вторичной занятости: Статистическая: согласно этой концепции к «дополнительной» относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию заработки неработающих категорий населения не могут быть отнесены к вторичным или дополнительным. Социологическая: при такой трактовке под дополнительной работой подразумевается «вторичная» занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют своё основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домашнем хозяйстве».

В сферу вторичной занятости  вовлечены миллионы работающих людей. Это заставляет рассмотреть этот социально-экономический феномен  с позиции более полного и  всестороннего его изучения. В  этом смысле занятость можно рассматривать  как социальную проблему, так как  включение в неё широких слоёв  населения существенном образом  влияет на разнообразные социальные процессы.

Информация о работе Активности населения