Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Важным направлением развития Украины является ее эффективная интеграция в мировое экономическое пространство. От успеха внешнеэкономической деятельности Украины зависит ее дальнейшее экономическое и социальное развитие как подсистемы мировой экономики, что определяет актуальность данной темы.
Цель работы – исследовать динамику и структуру торгового баланса в Украине. Задачи – провести анализ темпов роста экспорта и импорта торгового баланса Украины за последние годы, предложить пути улучшения состояния торгового баланса.
Введение………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы торгового баланса…………………...………….…...5
1.1 Экономическое содержание торгового баланса………………………….. 5
1.2 Структура торгового баланса…………………………………………….... 8
2 Состояние торгового баланса Украины ……………………………………..11
2.1 Анализ состояния и динамики торгового баланса Украины …………..…11
2.2 Факторы влияющие на торговый баланс Украины…………………….… 15
3 Перспективы торгового баланса Украины ………………………………….18
3.1 Прогноз динамики торгового баланса Украины…………………………..18
3.2 Основные методы регулирования торгового баланса Украины………… 19
3.3 Пути улучшения состояния торгового баланса Украины ………………..22
Заключение……..…………………………………………………………….…. 28
Библиографический список…………..……………………………….………...31
Ситуация в экспортной сфере Украины является критической. Об этом заявил министр иностранных дел Леонид Кожара на заседании совета экспортеров, передает корреспондент РБК-Украина.
"Ситуация в экспортной сфере остается критической", - сказал министр.
Он подчеркнул, что отрицательное сальдо внешней торговли постоянно растет. "Надо ли говорить о том, что недолго наша экономика сможет выдерживать такие вопиющие диспропорции во внешней торговле", - добавил Кожара.
Напомним, по данным Госстата, дефицит внешнеторгового баланса Украины за 2012 г. составил 9,027 млрд долл. Таким образом, дефицит вырос на 35,6% по сравнению с 6,657 млрд долл. за 2011г. Однако последние данные по торговому балансу несколько более обнадеживающие. Так, в январе 2013 г. впервые с января 2009 г. было зафиксировано позитивное сальдо внешней торговли товарами. На этом фоне заявления Кожары выглядят скорее эмоциональными фразами, нежели действительно продуманной экономической риторикой. Известно, что Президент Виктор Янукович периодически подстегивает министров к более полной реформаторской решимости, поэтому каждый член правительства считает своим долгом при первой удобной возможности подчеркнуть собственное глубокое понимание кризисности нынешней экономической ситуации в стране.
По данным НБУ, дефицит баланса товаров и услуг в Украине в феврале 2013 г. по сравнению с февралем 2012 г. сократился на 46% - до 926 млн долл. Экспорт товаров и услуг в феврале вырос на 3,9% - до 6,74 млрд долл., импорт - сократился на 6,5%, до 7,666 млрд долл. Дефицит внешнеторгового баланса за два месяца снизился на 40,5% - до 938 млн долл.
Улучшение произошло за счет сокращения
в феврале на 947 млн долл. (-43%) дефицита
товарного баланса. Экспорт товаров
составил 5,4 млрд долл. (+8%), импорт - 6,67 млрд
долл. (-7,5%). Баланс услуг в феврале составил 310
млн долл. против 472 млн долл. в феврале
2012 г.
Правительство видит главный метод борьбы с дефицитом торгового баланса в реализации политики импортозамещения. Об этом без устали говорит премьер Азаров, именно под эту модель экономической политики был взят на должность министра экономического развития и торговли Игорь Прасолов, который задекларировал свою приверженность принципам импортозамещения. Однако первые шаги в реализации этой политики вызвали шквал критики - это, в первую очередь, ограничения на импорт автомобилей, но также и ограничения на импортную фармпродукцию. Эксперты, участники рынка и европейские политики в один голос трубят о том, что пострадают от такой политики в первую очередь потребители, что нарушаются нормы международной торговли.
Кроме того, Украина ввязалась в
крупное торговое противостояние в
рамках Всемирной торговой организации
(ВТО). В сентябре 2012 г. Украина уведомила
государства-члены ВТО о своем
намерении пересмотреть свои обязательства в отношении тарифов по правилам ВТО
с целью активизации внутреннего производства.
Пересмотр может коснуться 371 тарифной
позиции. ЕС и США выступают категорически
против такой политики украинской стороны
[18].
3.2 Основные методы регулирования торгового баланса Украины
Для уменьшения чрезмерного дефицита внешней торговли правительство Украины приняло конкретные действия. 3 декабря 2008 апробировало Распоряжение № 1509 «Об утверждении Плана мероприятий по уменьшению негативного сальдо во внешней торговле». Для усиления позиций украинских производителей на внутреннем рынке правительство одобрило Концепцию Государственной целевой экономической программы развития внутреннего рынка на период до 2012 г., в которой намечены задачи минимизации отрицательного сальдо внешней торговли товарами [8].
Что касается защиты внутреннего рынка, то необходимо усовершенствовать таможенно-тарифное регулирование в рамках международных регуляторных требований и расширить применения сертификации, лицензирования, технических, фитосанитарных, экологических стандартов и других нетарифных методов ограничения импорта [5, с.16]. Для обеспечения критического импорта, прежде энергоносителей, целесообразно использовать возможности заключения долгосрочных соглашений, а также ввести жесткий режим энергосбережения и стимулирования эффективного использования импортируемых сырья и материалов.
Одними из основных факторов формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются отсутствие надлежащих механизмов финансовой поддержки экспортеров, в частности - дееспособных систем экспортного кредитования и страхования. Учитывая последствия мирового финансового кризиса, который существенно отразился на экспортной деятельности, стимулирования экспорта дало бы новый импульс в развитии внешней торговли Украины. Введение Украины в ВТО предусматривает новые подходы к стимулированию экспорта, что не возражает ее принципам.
Страхование является одним из инструментов стимулирования экспортной действительности. Экспортные кредиты страхуют в форме предоставления государственных гарантий для обеспечения платежных поручений правительства и экспортно-кредитных агентств зарубежных стран, гарантии платежных средств банка-агента. Отметим, что политику стимулирования экспорта начали во время кризисов перепроизводства развитые страны Западной Европы еще в первой половине XIX в. и проводят сейчас многие страны с трансформационной экономикой и развивающиеся страны. Сейчас распространены французская и немецкая модели в стимулировании экспорта ввиду вмешательства государства. Так, Германия придерживается принципов субсидиарности государственных интервенций, либерализма и децентрализации, а Франция отстаивает идеи жесткой координации, планирования, активного вмешательства государства в экономическую жизнь и централизации.
Поддержка украинского товаропроизводства не заканчивается внедрением страхования, это должна быть комплексная программа, в которой страхование и кредитование экспорта является одним из важных элементов.
Кредитовать экспорт государство может двумя путями: первый – за счет бюджета фондов, средства из которых через специализированные государственные или полугосударственные учреждения - экспортные кредитные агентства (ЭКА) передают отечественным экспортерам. ЕКА осуществляет страхование и обеспечение экспортных кредитов для продвижения товаров на внешние рынки.
Такие учреждения могут действовать не только в форме государственных специализированных агентств, но и в виде банков - государственных, частно-государственных или приватных страховых компаний. Сейчас агентства по развитию экспорта функционируют в более чем 70 стран мира, в т.ч. почти во всех странах Восточной Европы.
Второй путь кредитования: выделение из госбюджета определенной суммы для рефинансирования банкам-кредиторам разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам. Такой вид кредитование экспорта применяют во Франции, Польше [7, с.134].
Большое значение для стимулирования экспортной деятельности приобретают совершенствования налогового регулирования, меры по поддержке обменного курса, обеспечение защиты экономических интересов в сфере международной торговли с учетом норм и требований ВТО. При этом целесообразно использовать средства поддержки экспорта отдельных товаров или групп, которые имеют существенные компаративные преимущества и благоприятные условия для модернизации производства [4, с.45]. В первой половине 2009 г. был обнародован законопроект «О системе государственной поддержки экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения», авторы которого планировали создать государственную акционерную компанию ("Украинская компания страхования экспорта"), а также уполномоченное государственное учреждение по реализации государственной поддержки экспорта. Данный проект предусматривал резервирование средств из госбюджета для обеспечения страхования по экспортным контрактам и кредитам.
Целесообразно отметить, что в законопроекте нет положений о стимулирования высокотехнологичного экспорта. Поэтому, чтобы поддержать украинский экспорт, необходимо создать государственную акционерную структуру для страхования экспорта, организовать работу Государственного экспортно-импортного банка Украины и коммерческих банков [3, с.84]. Деятельность по страхованию экспортного кредита должна происходить в рамках правового поля. По этому поводу сейчас важным является принятие Закона Украины «О экспортном страховании и кредитовании», в котором будет создана четкая и прозрачная схема сотрудничества банков и страховщиков.
3.3 Использование международного опыта регулирования торгового баланса
В современных условиях для улучшения внешнеэкономической деятельности Украины необходимо:
- ограничивать ввоз продукции черной металлургии, улучшать качество металла, уменьшать массу готовых изделий, значительно увеличивать объем номенклатуры отливок, добиваться международных сертификатов на свою продукцию и т.д.;
- определить приоритетные направления развития экспортной специализации, переориентироваться на производство наукоемкой продукции и ресурсосберегающих технологий в сфере станкостроения, самолетостроения, ракетно-космической техники, создание сверхтвердых материалов;
- производить в Украине импортозамещающую продукцию: зерновые, кормоуборочные и картофелеуборочные комбайны, троллейбусы, автобусы, холодильники, автомобили, ткани и др.. Вместе, экспортируя преимущественно товары топливно-энергетической группы, следует значительно улучшить обработку сырья (титана, редкоземельных элементов, строительных материалов, гранита, урана, сельскохозяйственной продукции). Так, глубина переработки сельскохозяйственного сырья в Украине составляет лишь до 50% от уровня развитых стран;
- учитывая низкую конкурентоспособность продукции в Украине, следует проводить взвешенную политику в экспортно-импортных отношениях, не допуская неоправданного либерализации. Идти таким путем можно, лишь укрепляя конкурентоспособность товаров. Даже в США более 35% товаров защищены нетарифными барьерами;
- наладить надежный таможенный контроль. В развитых странах государство берет на себя учет и всесторонне контролирует экспорт и импорт товаров. В Австрии, в частности, ей известен адрес каждого поставщика, цены его товара, объем, сертификация товаров. Этот процесс сопровождается контролем налоговых и банковских учреждений.
Одним из важнейших аспектов работы по оздоровлению экономики Украины является выработка научно обоснованной экспортно-импортной политики и обеспечения ее эффективной реализации, поскольку именно этот аспект внешнеэкономической деятельности в наибольшей степени влияет и на решение ключевых внутриэкономических проблем (улучшения структуры экономического развития, коренную модернизацию и обновление производственных мощностей, развитие и внедрение в производство достижений НТП, улучшение организации управления и т.п.).
Суть эффективной экспортно-импортной политики государства должна быть в достижении положительного торгового баланса путем создания инновационной экономики, большей ориентации ее на внутренний рынок и уменьшение на этой основе зависимости экономики государства от негативных внешнеэкономических факторов.
В основе антикризисной политики государства должны быть заложены следующие принципы:
- Необходимо сосредоточить
внимание на развитии
- Необходимо выработать
и жестко придерживаться
Именно формирование и осуществление эффективной экспортно-импортной политики является ключевым моментом в борьбе с экономическим кризисом, поскольку в ней аккумулируются все остальные усилия властей по оздоровлению отечественной экономики.
Экспортная политика государства. В современный период огромный экспортный потенциал Украины используется еще далеко не в полной мере. Это обусловлено серьезными проблемами, как технического и технологического характера, так и организационно-кадровыми, которые имеют место в государстве. По оценкам международных экспертов, которые анализируют состояние конкурентоспособности экономик различных стран мира для различных экономических форумов, рейтинги экономики Украины, к сожалению, довольно низкие.
Активная экспортная политика должна включать в себя две основные составляющие:
1) обеспечение развития всех отраслей экономики на инновационной основе с тем, чтобы продукция этих отраслей, прежде всего, промышленности, отвечала самым взыскательным мировым стандартам, как по показателям качества, так и эстетичности, и экономичности в эксплуатации, и экологичности. С этой целью должна разрабатываться и реализовываться политика инновационного развития экономики, в частности промышленности.
Импортная политика государства. В современный период состояние экономического развития Украины характеризуется существенной зависимостью от импорта, в первую очередь топливно-энергетических ресурсов (газа, нефти и нефтепродуктов и т.д.). В страну заводится значительное количество технических средств производства и оборудования, машин, приборов и другой высокотехнологичной техники.
В значительной степени, этот импорт можно признать обоснованным ибо осуществляется для обеспечения функционирования и с целью повышения эффективности отечественной экономики, так как наши производители высокотехнологичной техники часто производят продукцию или несравнимой с зарубежными аналогами по качеству, или необходима современная техника определенных образцов в Украине вообще не выпускается.
Информация о работе Анализ и прогнозирование динамики торгового баланса