Прокладка трубопроводов
производится над землей, на земле
и под землей. При подземной
прокладке трубопроводы размещаются
либо непосредственно в грунте
(бесканальная прокладка), либо в
непроходных, полупроходных и
проходных каналах.
Электроэнергетические
системы и электрические сети
Выработка электроэнергии
производится на: ТЭС, ГЭС (гидравлические
электрические станции), АЭС, КЭС
(конденсационные электрические
станции или их еще называют
ГРЭС – государственные районные
электростанции) и ТЭЦ (теплоэлектроцентрали).
Электрическая часть
электростанции включает в себя
разнообразной основное и вспомогательное
оборудование. К основному оборудованию,
предназначенному для производства
и распределения электроэнергии,
относятся:
- синхронные генераторы,
вырабатывающие электроэнергию (на
ТЭС – турбогенераторы);
- сборные шины, предназначенные
для приема электроэнергии от
генераторов и распределения
ее к потребителям;
- коммутационные аппараты-выключатели,
предназначенные для включения
и отключения цепей в нормальных
и аварийных условиях, и разъединители,
предназначенные для снятия напряжения
с обесточенных частей электроустановок
и для создания видимого разрыва
цепи;
- электроприемники собственных
нужд (насосы, вентиляторы, аварийное
электрическое освещение и т.д.).
Вспомогательное оборудование
предназначено для выполнения
функций измерения, сигнализации,
защиты и автоматики и т.д.
Сама энергетическая
система (энергосистема) состоит
из электрических станций, электрических
сетей и потребителей электроэнергии,
соединенных между собой и
связанных общностью режима в
непрерывном процессе производства,
распределения и потребления
электрической и тепловой энергии
при общем управлении этим
режимом.
Электроэнергетическая
(электрическая) система – это
совокупность электрических частей
электростанций, электрических сетей
и потребителей электроэнергии,
связанных общностью режима и
непрерывностью процесса производства,
распределения и потребления
электроэнергии. Электрическая система
– часть энергосистемы, за
исключением тепловых сетей и
тепловых потребителей. Электрическая
сеть – совокупность электроустановок
для распределения электрической
энергии, состоящая из подстанций,
распределительных устройств, воздушных
и кабельных линий электропередачи.
По электрической сети осуществляется
распределение электроэнергии от
электростанций к потребителям.
Линия электропередачи (воздушная
или кабельная) – электроустановка,
предназначенная для передачи
электроэнергии.
В нашей стране применяются
стандартные номинальные (междуфазные)
напряжения трехфазного тока
частотой 50 Гц в диапазоне 6 –
75- кВ, а также напряжения 0,66; 0,38 кВ.
Для генераторов применяют номинальные
напряжения 3 – 21 кВ.
Передача электроэнергии
от электростанций по линиям
электропередачи осуществляется
при напряжениях 110 – 750 кВ, т.е.
значительно превышающих напряжения
генераторов. Электрические подстанции
применяются для преобразования
электроэнергии одного напряжения
в электроэнергию другого напряжения.
Электрическая подстанция – это
электроустановка, предназначенная
для преобразования и распределения
электрической энергии. Подстанции
состоят из трансформаторов, сборных
шин и коммутационных аппаратов,
а также вспомогательного оборудования:
устройств релейной защиты и
автоматики, измерительных приборов.
Подстанции предназначены для
связи генераторов и потребителей
с линиями электропередачи.
Классификация электрических
сетей может осуществляться по
роду тока, номинальному напряжению,
выполняемым функциям, характеру
потребителя, конфигурации схемы
сети и т.д.
По роду тока различаются
сети переменного и постоянного
тока; по напряжению: сверхвысокого
напряжения (Uном ³330 кВ), высокого напряжения
Uном = 3 – 220 кВ, низкого напряжения (Uном<1
кВ). По конфигурации схемы сети делятся
на замкнутые и разомкнутые.
По выполняемым функциям
различаются системообразующие,
питающие и распределительные
сети. Системообразующие сети напряжением
330 – 1150 кВ осуществляют функции
формирования объединенных энергосистем,
включающих мощные электростанции,
обеспечивают их функционирование
как единого объекта управления
и одновременно передачу электроэнергии
от мощных электростанций. Питающие
сети предназначены для передачи
электроэнергии от подстанций
системообразующей сети и частично
от шин 110 – 220 кВ электростанций
к центрам питания (ЦП) распределительных
сетей – районным подстанциям.
Питающие сети обычно замкнутые.
Как правило, напряжение этих
сетей 110 – 220 кВ, по мере роста
плотности нагрузок, мощности станций
и протяженности электрических сетей
напряжение иногда достигает 330 – 500 кВ.
Районная подстанция
обычно имеет высшее напряжение
110 – 220 кВ и низшее напряжение
6 – 35 кВ. На этой подстанции
устанавливают трансформаторы, позволяющие
регулировать под нагрузкой напряжение
на шинах низшего напряжения.
Распределительна сеть
предназначена для передачи электроэнергии
на небольшие расстояния от
шин низшего напряжения районных
подстанций к промышленным, городским,
сельским потребителям. По характеру
потребителя распределительные
сети подразделяются на сети
промышленного, городского и сельскохозяйственного
назначения.
Для электроснабжения
больших промышленных предприятий
и крупных городов осуществляется
глубокий ввод высокого напряжения,
т.е. сооружение подстанций с
первичным напряжением 110 – 500
кВ вблизи центров нагрузок. Сети
внутреннего электроснабжения крупных
городов – это сети 110 кВ, в
отдельных случаях к ним относятся
глубокие вводы 220/10кВ. Сети сельскохозяйственного
назначения в настоящее время
выполняют на напряжение 0,4 –
110 кВ.
Транспорт энергии
Потребление энергии
растет с каждым годом. Вместе
с тем места расположения электростанций
не могут быть выбраны произвольно.
Два обстоятельства
– рост потребления и, следовательно,
производства электроэнергии и
отсутствие свободы в выборе
места расположения электростанции
– делают транспорт энергии
одним из важнейших вопросов
современного развития энергетики.
Для ТЭС, вырабатывающих
в настоящее время около 80%
электрической энергии, речь может
идти как о передаче электроэнергии,
так и о транспорте топлива.
При выборе места расположения
ТЭС и ГЭС должны учитываться
транспортные расходы. Для ТЭС
могут рассматриваться и сопоставляться
передача электроэнергии по проводам,
железнодорожный и трубопроводный
транспорт топлива. Для ГЭС
возможна, конечно, только передача
электроэнергии.
Что касается АЭС,
то они находятся в выгодном
положении: близость источника
водоснабжения и вопросы безопасности
– единственное, что связывает
выбор расположения АЭС.
В настоящее время
наиболее выгодным видом транспорта
энергии среди всех, названных
выше, считается перекачка нефти
и нефтепродуктов по трубопроводам.
Близка к ней по экономичности
перевозка нефти и продуктов
ее переработки в больших танкерах.
Именно вследствие малых затрат
на транспортировку мировые цены
на нефть мало зависят от
места ее потребления. Как и
все жидкости, нефть почти не
сжимаема, и поэтому расход энергии
на ее перекачку определяется
только необходимостью преодоления
сил трения в трубопроводе, т.е.
является относительно малым.
Перекачка по трубопроводам
природного газа стоит уже
значительно дороже. Так как газ
сжимаем, то вместо употребляемых
на нефтепроводах насосов здесь
приходится использовать компрессоры.
Расход энергии на перекачку
газа гораздо больше, чем нефти.
Для снижения стоимости
транспорта газа по трубопроводам
приходится повышать давление
перекачиваемого газа примерно
до 75 - 100 атм, увеличивать диаметр
газопровода примерно до 1,2 м.
Универсальным средством
транспорта энергии являются
линии электропередачи, или, ЛЭП.
Назначение ЛЭП – не только
односторонняя передача энергии,
но и осуществление связи между
отдельными электростанциями и
целыми энергетическими системами.
Такая связь помогает повысить
надежность работы энергосистемы,
сократить необходимый резерв
мощности, облегчить работу системы
в периоды максимальной и минимальной
потребности в электроэнергии.
Основными конструктивными
элементами воздушных линий электропередач
(ВЛ) являются провода (служат
для передачи электроэнергии), тросы
(служат для защиты ВЛ от
грозовых перенапряжений), опоры
(поддерживают провода и тросы
на определенной высоте), изоляторы
(изолируют провода от опоры),
линейная арматура (с ее помощью
провода закрепляются на изоляторах,
а изоляторы на опорах).
Воздушные дальние
линии электропередачи подразделяются
на два основных типа: ЛЭПЕ, работающие
на переменном токе, и ЛЭП на
постоянном токе.
ЛЭП на постоянном
токе получают все более широкое
применение в силу:
- более высокого допустимого
рабочего напряжения в линии
(в 1,5 – 2 раза больше, чем для
ЛЭП на переменном токе);
- ЛЭП на постоянном
токе могут сооружаться на
более дальние расстояния;
- в случае применения
ЛЭП на постоянном токе для
связи энергетических систем
исключается необходимость в
синхронизации систем и строгом
уравнивании их частот. ЛЭП на
постоянном токе более выгодно
использовать для передачи энергии
на большие расстояния. Например,
из Восточной Сибири, где имеются
огромные ресурсы угля и гидроэнергии,
в европейскую часть.
Перспектива развития
передачи электроэнергии по проводам
связывается не только с воздушными,
но и кабельными ЛЭП. Под
кабельной ЛЭП понимается такой
способ передачи электрической
энергии, при котором токопроводящие
провода вместе с электрической
изоляцией заключены в герметическую
оболочку. Силовые кабели обычно
располагают под землей.
Одной из перспектив
развития кабельных ЛЭП является
использование изоляции, представленной
газом, находящимся под высоким
давлением и обладающим низкой
электропроводностью и высокой
электрической прочностью. Таким
газом, уже нашедшим применение
в технике, является шестифтористая
сера SF6, именуемая среди электротехников
элегазом.
Другое интересное
направление развития ЛЭП заключается
в создании так называемых
криогенных и сверхпроводящих
линий электропередачи. Идея криогенных
ЛЭП основывается на известном
факте, что электрическое сопротивление
металлов (особенно чистых) падает
со снижением их температуры.
Сверхпроводимость – источник
создания сверхпроводящих ЛЭП.
Это явление, практическое использование
которого связывают многие направления
технического прогресса, состоит
в том, что при достижении
определенных низких температур
некоторые чистые металлы и сплавы
становятся сверхпроводящими, т.е. их электрическое
сопротивление делается равным нулю. Температура,
при которой это происходит, именуется
критической.
Преимущества сверхпроводящей
ЛЭП очевидна: отсутствие потерь
электроэнергии и большая экономия
металла, из которого делаются
провода. Но прежде чем сверхпроводящие
ЛЭП войдут в нашу жизнь
придется решить непростые задачи.
Это стоимость сверхпроводящих
материалов, значительные расходы
энергии для поддержания необходимой
низкой температуры сверхпроводника.
Для этого необходимо иметь
криогенное оборудование, стоимость
которого тоже значительна.